Предыдущие записи:
ссылка 1,
ссылка 2,
ссылка 3 ПК пр. 22160: приблудный пограничник
До недавнего времени все самоходные плавучие инженерные сооружения, предназначенные для военных целей (корабли и суда), находившиеся в ведении трёх госструктур − Военно-Морского Флота и Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны и Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, решали свойственные своим структурам задачи, не заходя без крайней необходимости на территорию коллег по силовому блоку. Однако, заложив 26.02.2014 головной патрульный корабль пр. 22160, главное командование ВМФ (руководимое тогда адмиралом В. Чирковым) решило нарушить установившуюся традицию.
1. Церемония закладки головного 22160 на Зеленодольском СЗ в присутствии главкома ВМФ В. Чиркова − одного из крёстных отцов (идейных вдохновителей) сомнительного проекта, 26.02.2014 (фото пресс-службы правительства Татарстана с подачи bmpd)
1. Непрофильные задачи
Согласно демонстрационным материалам Зеленодольского СЗ, представленным на Армии-2016 и МВМС-2017, а также данным сайта ОСК, основными задачами ПК пр. 22160 являются:
− погранично-патрульная служба по охране территориальных вод;
− патрулирование 200-мильной особой экономической зоны в нейтральных и территориальных водах;
− пресечение контрабандной и пиратской деятельности;
− поиск и оказание помощи пострадавшим при морских катастрофах;
− экологический мониторинг окружающей среды;
− в военное время:
охранение кораблей и судов на переходе морем, защита морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника (
ссылка 4, фото 4).
Сказанное (особенно впечатляет п. 5) дублирует и дополняет пресс-служба Минобороны и принявший эстафету у В. Чиркова действующий главком ВМФ адмирал В. Королёв:
− "новые патрульные корабли проекта 22160 модульного типа относятся к кораблям 3 ранга и предназначены для охраны и защиты морской экономической зоны, участия в поиске и оказании помощи пострадавшим при морских катастрофах, в охране судов на переходе морем, военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении вероятного противника";
− "корабли пр. 22160 предназначены для защиты и охраны морской экономической зоны, а в случае военных действий − для обеспечения устойчивости сил и объектов флота в ходе обороны районов базирования. Они также призваны выполнять задачи эскортной, антипиратской и поисково-спасательной деятельности";
− "патрульные корабли сегодня необходимы Флоту. Они будут решать задачи охраны коммуникаций, использоваться для борьбы с пиратством, браконьерством и решения других задач" (В. Королёв) (
ссылка 5,
ссылка 6 − в редакции автора блога).
Ранее функции охраны территориальных вод и экономической зоны были традиционной прерогативой пограничников. Цитата: "Данные корабли [ПСКР пр. 11351] строились по заказу КГБ СССР для морских частей пограничных войск и предназначены для несения дозорной [далее по тексту − пограничной] службы, охраны 200-мильной экономической зоны на Тихом океане, борьбы с контрабандой" (Ю. Апальков "Корабли ВМФ СССР", том III, часть I, стр. 106).
В действующем федеральном законе №4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" охрана госграницы на море, проходящей по внешней границе территориального моря Российской Федерации (ст. 5, п. 2 "б") − 12 морских миль (22,2 км) от линии наибольшего отлива вдоль берега (ст. 3-5 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года −
ссылка 7), "осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности" (ст. 3, 30). Вооружённые силы России охраняют государственную границу "в воздушном пространстве и подводной среде" (ст. 3, 31, 32) (
ссылка 8). В более ранних редакциях закона (по крайней мере до 30.12.2008 включительно) воздушное пространство было жёстко закреплено за Войсками противовоздушной обороны, а подводная среда − за Военно-Морским Флотом (
ссылка 9). В настоящее время ПВО страны обеспечивается совместными усилиями ВКС и ВМФ (что прописано в задачах ВМФ −
ссылка 10).
В федеральном законе №40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" за ФСБ закрепляется пограничная деятельность по защите и охране не только госграницы (в целях недопущения противоправного её прохождения), но и "экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны [200 морских миль (370 км) согласно ст. 57 Конвенции ООН по морскому праву] и континентального шельфа Российской Федерации [не далее 350 морских миль (648 км) от линии наибольшего отлива или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты согласно ст. 76 Конвенции ООН], а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб" (ст. 8 и 11.1 −
ссылка 11).
Таким образом, начав серийное строительство патрульных кораблей пр. 22160 (а также пр. 23550 ледокольного типа), Военно-Морской Флот в инициативном порядке или по указанию сверху (из Министерства обороны) взял на себя дополнительные, несвойственные ему функции. Если бы ВМФ России уже вступил в эру благоденствия, и его основной корабельный состав был обновлён хотя бы на 50%, никто бы не возражал против таких безобидных излишеств, но сегодня, когда доля новых кораблей основных классов составляет жалких 16% (17/106), а флот едва справляется со своими задачами, расширять их номенклатуру и строить что попало (лишь бы строить) − по меньшей мере безответственно.
2. Корабли для Аденского залива?
Помимо приведённой выше версии назначения строящихся ПК пр. 22160, как ни странно, существует и другая (параллельная), касающаяся их службы в мирное время. Впервые попавшая в кадр 15.06.2015 во время визита Д. Рогозина на Зеленодольский СЗ, а затем и на Армии-2017, звучит она так: "защита (охрана и оборона) районов морской экономической деятельности и судоходства РФ в удалённых районах Мирового океана" (фото 5-6).
Есть сведения, что все шесть достраивающихся, заложенных и запланированных к постройке 22160 предназначены для Черноморского флота (
ссылка 12,
ссылка 13) хотя ранее предполагалось, что корабли данного проекта "могут войти в состав каждого из флотов" (
ссылка 14). Ближайшим удалённым районом, в котором теоретически могли бы пригодиться новые ПК, в этом случае является Аденский залив, до которого (точнее, до Джибути) от Новороссийска и Севастополя соответственно 2640 и 2470, а от Тартуса и вовсе 1660 миль. При заявленной дальности плавания в 6000 миль и автономности в 60 суток патрульный корабль пр. 22160 может в одиночку (без танкера) легко дойти до района несения боевой службы и патрулировать там порядка полутора месяцев, а пополнив запасы, скажем, в Салале − и того больше.
Говорить о других удалённых районах пока преждевременно. Пользуясь своей незаурядной дальностью, ПК пр. 22160 могли бы дойти на одной заправке (правда, на пределе) от Севастополя до Экваториальной Гвинеи (Бата, 5630 миль) или от Тартуса до Вьетнама (Вунгтау, 5900 миль), но что дальше? У ВМФ России, к сожалению, как не было, так и нет сети пунктов материально-технического обеспечения, а тем более − полноценных военно-морских баз с развитой инфраструктурой, расположенных в дальних водах на территориях зарубежных государств (кроме одного ПМТО в Сирии). Рано или поздно подобная сеть, без сомнения, будет создана, но в её отсутствие нормальное функционирование российских патрульных кораблей в дальних водах (включая Аденский залив) представляется решительно невозможным. Прежде всего это относится к модульности − нести БС придётся с тем, что погрузят на борт дома (в пункте постоянного базирования).
3. Беззащитный защитник
Для того, чтобы защищать (охранять и оборонять) районы морской экономической деятельности и судоходства государства в Мировом океане, необходим соответствующий набор средств, которые всегда под рукой. Отдельно взятый "Бёрк", "Горшков" или "Гремящий" может защитить штатным вооружением своих подопечных и себя самого от нападения надводного, подводного и воздушного противника. У 22160 в этом плане дела обстоят несравненно хуже − с присвоением ему титула "корвета с возможностями эсминца" тут явно поторопились (
ссылка 15).
Штатное (базовое, постоянное) вооружение ПК пр. 22160 состоит из:
1) 1х1 76-мм АУ АК-176МА (первоначально планировалась 1х1 57-мм АУ А-220М, но, вероятно, в ГК ВМФ поняли, что тогда и без того скромное вооружение корабля станет совсем несерьёзным);
2) 2х1 14,5-мм или 12,7-мм пулемёта;
3) не менее 8 ПЗРК "Игла-С" (возможно, 2х4 ПУ "Гибка");
4) дистанционные и переносные противодиверсионные гранатомёты;
5) вертолёт семейства Ка-27 в частично сдвижном ангаре;
6) 4х10 ПУ комплекса постановки помех ПК-10 (фото 17);
7) две скоростные жёстко-надувные дежурные досмотровые шлюпки;
8) трёхкоординатная РЛС обнаружения и целеуказания "Позитив-М1";
9) ГАС для обнаружения подводных диверсионных сил и средств (возможно, "Паллада").
В подпалубный ангар, как и на 20386, может приниматься дополнительное вооружение и оборудование в модульном исполнении:
− 2х4 наклонных контейнерных ПУ ПКРК "Уран" (фото 4, фото 7);
− буксируемая ГАС (БУГАС) "Виньетка-М" (фото 7, фото 8);
− мины и минно-торпедные комплексы (типа МТПК-1/2) (фото 4);
− спасательные подводные аппараты, передвижные госпитали, системы экологической защиты и мониторинга окружающей среды, не имеющие никакого отношения к боевому потенциалу корабля.
Таким образом, разрекламированное могущество 22160 оказалось сильно преувеличенным. Судя по всему, на нём не будет никакого другого ЗРК кроме "Иглы" − УВП "Урагана-1" ("Штиля-1") между пушкой и надстройкой (фото 7, фото 10) не наблюдается ни на картинках с выставок, ни на фото из эллинга Зеленодольского СЗ. Комплекс ракетного оружия "Калибр-НК" (фото 7, фото 11-12) в материале на фото 4 даже не упоминается, хотя габариты люка подпалубного ангара (длина 12,8-13,5 м согласно фото 5 и фото 22) позволяют принять на борт два 40-футовых (12,2-метровых) контейнера и привести ПУ в предстартовое вертикальное положение (предварительно сместив их в нос, чтобы освободить в корме место, необходимое для компенсации двухметрового удлинения ПУ в процессе приготовления к стрельбе − фото 23). При этом, есть сведения, что в состав контейнерной версии "Калибра" помимо 40-футового стартового модуля входят ещё два − модуль боевого управления и модуль энергопитания и жизнеобеспечения (скорее всего, в 20-футовых контейнерах) (
ссылка 16). Поэтому, даже если в перечень задач 22160 войдёт работа по берегу, его потенциал ограничится четырьмя КРБД 3М14.
В итоге, вырисовывается довольно грустная картина:
− в противокорабельном варианте (2х4 ПКР 3М24 ПКРК "Уран") корабль будет лишён возможностей ПЛО, т. к. разместить в подпалубном ангаре "Виньетку" не позволят контейнеры "Урана" (ГАК на фото 8, скорее всего, фикция [P.S.] − по причине очень острых носовых обводов подводной части корпуса), а вертолёт (единственно возможное противолодочное средство) необходим для целеуказания ракетному оружию;
− в варианте "корабль против берега" (1х4 КРБД 3М14) 22160 сможет использовать вертолёт для решения задач ПЛО, но только ограниченное время и в ограниченном секторе поиска (непрерывный контроль подводной обстановки во всей нижней полусфере невозможен), для борьбы с НК остаётся АК-176МА с дальностью стрельбы до 15,7 км;
− в противолодочном варианте (Ка-27ПЛ с радиогидроакустическими буями, авиаторпедами или глубинными бомбами, БУГАС "Виньетка-М") корабль будет иметь возможность непрерывно контролировать заднюю подводную "четверть-сферу" (контроль всей полусферы был бы возможен при наличии мощной ГАС в носовом бульбе), периодически производить поиск ПЛ в удалённых районах (до 200 км в течение 2,25 час. − согласно ЛТХ Ка-27ПЛ) и атаковать их авиационными средствами поражения (АСП), располагая для противодействия НК, как и в предыдущем случае, одной 76-мм пушкой (теоретически, по одному борту в ангаре можно было бы разместить 1х4 ПУ ПКРК "Уран" с модулем боевого управления, по другому − ОГАС с МБУ, что решило бы проблему противокорабельной обороны, но лишь отчасти);
− во всех трёх вариантах ПК пр. 22160 имеет откровенно слабую ПВО/ПРО и полностью беззащитен от атак из-под воды по причине отсутствия какого-либо противоторпедного вооружения.
4. Вместо заключения: странное сочетание D-L-B-T
Говоря о пр. 22160 нельзя не упомянуть о непонятной комбинации водоизмещения и главных размерений, которая приводится в открытых источниках (что, впрочем, совсем не удивительно, принимая во внимание неопределённость отдельных деталей облика корабля и состава его вооружения, меняющихся от выставки к выставке и от публикации к публикации). При наиболее достоверном, как кажется, стандартном/нормальном/полном водоизмещении 1300/1500/1700 тонн (запас топлива и масла тут составляет 23,5% от Dполн против 17% у 22350, что можно объяснить полуторакратным увеличением дальности), чаще всего встречающихся значениях наибольших длины и ширины 94,0х14,0 м (91,0х14,2 м по версии ЗСЗ мало что меняют) и средней осадке 3,4 м (согласно фото 5, примерно соответствующей габаритной 4,4 м) коэффициент общей полноты (доля погруженного объёма в объёме параллелепипеда, образованного Lвл*, Bвл* и Tср) равняется 0,40 − что очень мало (нижняя граница для СКР согласно фото 24, в то время как у 20380, 11356 и 22350 Kоп=0,54-0,55).
Примечание. * Lвл/Lнб взята с фото 5, Bвл/Bнб − по аналогии с 20380.
Столь низкое значение Kоп отчасти объясняется сильно зауженными обводами носовой части корпуса и отсутствием бульба для крупногабаритной ГАС (ГАК), однако необходимость в значительных внутренних объёмах для размещения вооружения и оборудования в модульном исполнении, повышенного запаса топлива, запасные места для сменного личного состава и пр. говорит о том, что коэффициент общей полноты должен быть больше.
Для того, чтобы Kоп стал более-менее приемлемым (скажем − 0,48), есть два варианта: 1) водоизмещение корабля должно увеличиться до 1580/1820/2070 тонн (стандартное/нормальное/полное) при тех же главных размерениях (Lнб х Bнб х Tср = 94,0х14,0х3,40 м); 2) главные размерения должны уменьшиться до 85,3х12,7х3,4 м при том же водоизмещении (1300/1500/1700 т). L/B (Lвл/Bвл) при этом не изменится (7,02 против 7,98/8,30/8,53 у 20380/11356/22350), а B/T (Bвл/Tср) уменьшится с 3,66 до 3,32 и приблизится к 11356 (3,26). К сожалению, истина сокрыта в проектной документации 22160, ознакомиться с которой по понятным причинам не представляется возможным. ■ Окончание следует
P.S. (1) На фото, предоставленном коллегой
serge_rusakov, сделанном во время буксировки головного ПК пр. 22160 по реке Дон, обнаружились очертания носового бульба (
ссылка 20), которого не было на моделях и большей части схем. Однако сам факт проводки корабля по внутренним водным путям с гарантированной глубиной фарватера 4,5 м говорит о том, что бульб имеет небольшие размеры, недостаточные для размещения серьёзной ГАС (для сравнения: габаритная осадка корветов пр. 20380 с ГАК "Заря-2" по разным данным − 7,2-7,8 м при средней осадке 3,7-3,8 м).
P.S. (2) Малогабаритность носового бульба и маломощность гипотетически размещённой в нём ГАС подтверждают недавно, опубликованные снимки, сделанные на территории завода "Залив" (
ссылка 21).
2-3. Если бы 22160 строились как ПСКР (увеличенные 22460) было бы лучше для всех − ВМФ, ФСБ, госбюджета и здравого смысла (илл. и фото 22460 с bastion-opk.ru)
4. Рекламный проспект Зеленодольского СЗ с МВМС-2017 (
ссылка 17) и с "Армии-2016" (
ссылка 18)
5. Рекламный проспект (фрагмент проспекта?) Зеленодольского СЗ с "Армии-2017" (фото от В. Потапова с forums.airbase.ru)
6. Рогозин у стенда с ТТХ 22160, Зеленодольский СЗ, 15.06.2015 (фото tatar-inform.ru с подачи bmpd)
7. ТТХ пр. 22160 из рекламной брошюры ОСК, скорее всего − 2015 года (фото с bastion-karpenko.ru)
8. Схема МЗ "Арсенал", вероятно − с МВМС-2017 (фото Curious из сообщения от 11.07.2017 с forums.airbase.ru)
9. Модель 22160 на МВМС-2013 − ЗРК "Штиль-1", А-220М, ВПП смещена в нос, шлюпки отсутствуют (фото dmirg78)
10. Модель 22160 на МВМС-2013 − 1х8 УВП ЗРК "Штиль-1" и 1х1 57-мм АУ А-220М (фото dmirg78)
11. Модель 22160 с 1х4 УВП КРО "Калибр", шлюпками и ВПП в корме (фото с flagman-maket.ru от 15.01.2015)
12. Та же модель − кормовой лацпорт и второй контейнер (фото с flagman-maket.ru)
13. Модель 22160 на МВМС-2015 − без "Урагана" ("Штиля"), с АУ А-220М, ВПП в корме и досмотровыи шлюпками на короткой площадке (выгородке) (фото gorjatschew.livejournal.com)
14. Модель 22160 на МВМС-2015 − хорошо видны створки люка подпалубного ангара
и слишком короткая для Ка-27/29 стационарная часть вертолётного ангара (фото gorjatschew.livejournal.com)
15. Модель 22160 на "Армии-2016" − без "Урагана" ("Штиля") и шлюпок, но с многообещающими щитами на их месте, ВПП снова смещена к миделю, пушка − та же (фото А. Ткаченко с wikimedia.org)
16. Модель 22160 на МВМС-2017 − без "Урагана" ("Штиля"), но с новой АУ (76-мм АК-176МА), шлюпками на удлинённой площадке и ВПП в корме (фото dmirg78 с forums.airbase.ru)
17. Модель 22160 на МВМС-2017 − хорошо видны ПУ комплекса РЭБ ПК-10 (фото dmirg78 с forums.airbase.ru)
18. Модель 22160 на "Армии-2017" − снова "Калибр" (!) (фото Gorjatschew с forums.airbase.ru)
19. Версия 22160 с УКСК 3С14 (илл. СПКБ из "Вестника МВМС-2017"? от Curious с forums.airbase.ru)
20. ПК пр. 22160 в эллинге Зеленодольского СЗ − в носовой части верхней палубы
выреза под УВП 3С90.1 ЗРК "Ураган-1" ("Штиль-1") не наблюдается (фото от В. Потапова с forums.airbase.ru)
21. ПК пр. 22160 в эллинге ЗСЗ − комментарий тот же (фото от Крымчанин 333 с forums.airbase.ru)
22. Спутниковый снимок (Яндекс) корабля пр. 22160, строящегося в СЗ "Залив", Керчь (фрагмент фото из сообщения A_Sever на sdelanounas.ru от 25.06.2017, оригинал − по клику)
23. Модель универсального стартового модуля КРО Club-K −
хорошо видно, что длина модуля в боевом положении больше длины контейнера (фото В. Кузьмина с ru.wikipedia.org)
24. Коэффициенты теоретического чертежа (Kоп − крайний правый столбец) (таблица 2.1 из "Справочника по теории корабля" под редакцией В. Дробленкова, Воениздат, 1984, стр. 106)