Вторая тройка 11356: решение принято

Oct 05, 2017 18:55


.
Большое спасибо всем спонсорам, поддержавшим блог в этом месяце.

До недавнего времени в путаной теме о судьбе 4-6 корпусов СКР пр. 11356, строившихся на ПСЗ "Янтарь" для российского флота, я придерживался высказывания замглавкома ВМФ по вооружению В. Бурсука на МВМС-2017 (с одной стороны − из уважения к вице-адмиральским погонам и технической учёной степени, с другой − потому что сказанное отражало мою личную точку зрения по данному вопросу): "Мы пошли навстречу нашим иностранным партнёрам, желающим приобрести фрегаты этого проекта, однако уже заложенная на "Янтаре" вторая тройка кораблей серии будет достроена и передана ВМФ [России]" (01.07 − ссылка 1). Заявление же другого уважаемого человека − вице-президента ОСК по военному кораблестроению и нового директора (кризисного менеджера) Северной верфи И. Пономарёва, озвученное ближе к концу августа (23.08), я счёл за благо списать на счёт "испорченного телефона".



1. На спутниковом снимке от Google (2017) на открытом стапеле ПСЗ "Янтарь" можно видеть (слева направо, сверху вниз) "Горигледжана", "Моргунова", "Истомина" и "Корнилова"


Уверен, что В. Бурсук не фантазировал (не сочинял на ходу). Скорее всего, он выражал решение, к которому склонялось военно-политическое руководство страны в начале июля. Вина вице-адмирала в том, что он сообщил "на камеру" о планировавшемся, но ещё не принятом решении (не оформленном документально президентским указом), и этот его прокол теперь не забудется (в блоге уже говорилось о необходимости единой информационной политики в оборонной сфере, предполагающей в числе прочего недопустимость каких-либо преждевременных, сугубо личных высказываний секретоносителей, от которых путаются мысли). К началу форума "Армия-2017", состоявшегося 22-27 августа, линия судьбы зав. №№ 01360 и 01361 (заложенных как "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Истомин") по неведомым причинам была начертана заново, о чём недвусмысленно заявили два госчиновника, которым нет оснований не доверять ( оригинал).

Должен признаться, что о высказывании "штатского" замминистра обороны Ю. Борисова мне было известно, но волею судеб оно оказалось на чердаке моей базы данных и основательно забыто. Между тем, именно заявление Борисова, но не само по себе, а в паре с заявлением Пономарёва, позволяет сложить мозаику из разрозненных противоречивых фактов. И. Пономарёв: "Два корабля будут построены [достроены] для индийской стороны, а для ВМФ России будет достроен один корабль − с новыми газотурбинными двигателями... Мы рассчитываем, что по окончании этих работ ВМФ примет решение о заказе ещё как минимум двух фрегатов данного проекта" (ссылка 2); Ю. Борисов: "Планируется [создание двух СКР пр. 11356 и двух НАПЛ пр. 677], но это пока проект. Все эти мероприятия являются предметом новой госпрограммы вооружений, которая стартует с 2018 года [после того, как её утвердит ВВП]" (ссылка 3).

Надо полагать, что в ходе выполнения ОКР силами Северного ПКБ и "ОДК-Сатурн" выявилась необходимость значительных переделок (перекомпоновки) уже сформированных машинных отделений заказов 01360 и 01361 под новые газотурбинные агрегаты (скорее всего, каждый из двух ГТА будет представлять собой пару ГТД М70ФРУ по 14000 л.с. макс. с суммирующим реверсивным редуктором). Что касается заказа 01362 (известного как "Адмирал Корнилов"), то его уже вывели из эллинга на свежий воздух (на открытый стапель), но без надстроек (фото 1) и, судя по покрашенному корпусу (фото 2), возможно, даже спустят в таком виде на воду, что впоследствии серьёзно облегчит задачу адаптации корпусных конструкций к новой силовой установке. В конечном итоге из двух вариантов − переделки сформированных корпусов под новую ГЭУ и закладки новых по доработанному проекту, судя по всему, был выбран второй. Не обладая исчерпывающей информацией, сложно судить о правильности принятого решения, но есть все основания полагать, что оно не идёт вразрез с интересами ВМФ России (прежде всего, в части сроков завершения строительства шести СКР для ЧФ).

В целом, работа предстоит большая: "Сатурну" надо будет разработать опытный образец ГТА, которого на сегодняшний день нет (есть только двигатель), изготовить его, испытать и запустить в серию (*), а СПКБ − откорректировать технический проект 11356 и рабочую конструкторскую документацию для "Янтаря". Однако, ждать завершения этой работы нет необходимости − два СКР можно закладывать сразу после утверждения ГПВ (в 2018 году), но при одном условии − для этого надо сначала освободить стапельные места в крытом эллинге, что невозможно без спуска теперь уже бывшего "Истомина" и "Корнилова", а также "Горигледжана" и "Моргунова". Сейчас эллинг занят двумя довольно большими заказами − ОИС (океанографическим исследовательским судном) "Алмаз" (пр. 22010, 5700 т полн., 108 м нб?) и судном обеспечения аварийно-спасательных работ "Воевода" (пр. 23700, 7500 т, 111 м) со сроком передачи заказчикам в 2019 г.

"Алмаз", заложенный через два месяца после вывода из эллинга "Моргунова" и поэтому, скорее всего, строящийся на второй стапельной линии (на фото 1 она сверху), должен перейти на открытый стапель своевременно и без особых проблем, т. к. БДК планируют спустить на воду уже в следующем месяце (разумеется, после стоящего перед ним ОИС "Евгений Горигледжан"). Сдвиг вправо даже на полгода тут ничего не меняет − новый "Бутаков" может (и должен) быть заложен в 2018 году. А вот "Истомина I" и "Корнилова" придётся спускать недостроенными (чтобы выпустить "Воеводу") и ставить к набережной дожидаться своих ГТА. Судьба индийского фрегата с украинскими двигателями меня интересует мало (если не сказать, что не интересует совсем), а у зав. № 01362 есть шанс получить рыбинские агрегаты не позднее 2020 г. и войти в состав ВМФ России в 2022 г. − на год раньше "Бутакова II" и "Истомина II" (что, на мой взгляд, не так уж плохо).

Теоретически (с учётом того, что две стапельные линии одновременно вмещают шесть заказов наибольшей длиной порядка 120 м) можно было бы попридержать "Корнилова" на берегу до поставки ГТА, но в этом случае пришлось бы немного поиграть заказами, переставляя их с одной линии на другую. Подобная перестановка возможна при наличии устройства, описанного в следующей цитате: "В некоторых случаях, в зависимости от расположения построечных мест, возникает необходимость в перемещении блоков и целого судна не только в продольном, но и в поперечном направлении. Это осуществляется с помощью трансбордеров, т. е. сварных ферм, перемещающихся на катках по рельсам перпендикулярно к продольной оси судна. Судно на тележках накатывается в продольном направлении на трансбордер и вместе с ним совершает поперечное перемещение. Трансбордер перемещается в трансбордерной яме − заглублённом участке на территории верфи − с помощью лебёдок... длина трансбордеров достигает 160 м" ("Основы технологии судостроения", под ред. В. Мацкевича, Судостроение, Л., 1980, стр. 191). Однако, ни на сайте предприятия, ни в заводской газете "Вперёд!" мне не приходилось встречать каких-либо упоминаний о трансбордерах, применяемых на "Янтаре".

(*) Примечание. Разрабатывать и запускать в серию ГТА всего лишь для трёх СКР особого смысла нет. Думается, есть планы более широкого применения новых агрегатов на базе ГТД М70ФРУ как на отечественных, так и на экспортных кораблях. В первом случае это может быть шестёрка 11356 для ТОФ и, возможно, сколько-то (хотя бы три) для Балтики, во втором − как минимум два условно однотипных фрегата, которые будут строиться в Индии, и корабли, которые могут быть построены на "Янтаре" для потенциальных инозаказчиков (после успешного боевого применения "Григоровича" и "Эссена" в восточной части Средиземного моря, фрегаты пр. 11356 "планируют закупить многие страны" − ссылка 4). ■

P.S. В строгом соответствии с законом подлости, не прошло и двух недель с даты публикации, как нашлось подтверждение возможности перестановки заказов с одной стапельной линии "Янтаря" на другую (при том, что в поисках ответа на каверзный вопрос автором было проштудировано множество публикаций о производственных возможностях предприятия). Дело в том, что строительство "Горигледжана" было начато на первой стапельной линии на месте "Макарова" (фото 4), спущенного на воду 02.09.2015 (МБ-305 стоял там уже 22.02.2016, а закладка ОИС на его базе состоялась 19.03.2016). Затем его переместили на соседнюю вторую линию на место "Бутакова", спущенного 02.03.2016 (ссылка 5 и далее по теме). Наличие трансбордера, тем не менее, не очевидно, т. к. судно могли переставить с линии на линию с помощью спускового дока.



2. Открытый стапель "Янтаря": за кормой "Истомина" (справа) можно видеть покрашенную носовую оконечность "Корнилова", 15.07.2017 (фото С. Жванского с подачи A_Sever, sdelanounas.ru)



3. Схема трансбордера (илл. из книги "Основы технологии судостроения", 1980, стр. 192)



4. Слева направо: "Бутаков" (2-я стапельная линия), МБ-305, "Истомин" (1-я линия), 22.02.2016 (фото oleg12226, forums.airbase.ru)

Новые ГТА, СКР пр. 11356, ПСЗ "Янтарь", Кораблестроение

Previous post Next post
Up