.
В последнем опубликованном в сети выпуске газеты 35 судоремонтного завода "Трудовая Вахта" (№1 от 17.03.2017) наибольшее впечатление производит неуверенность нового директора предприятия С. Смирнова (назначен на должность 21.02.2017) в своевременном выполнении работ по ГОЗ, касающихся среднего ремонта БПК (ЭМ) пр. 11551 "Адмирал Чабаненко", выведенного в резерв ориентировочно 12.2012 (27.07.2013 уже точно был на приколе) и прибывшего в завод (на 19-й причал) 01.12.2013.
БПК "Адмирал Чабаненко", Мурманск, 35 СРЗ, 20.06.2016 (фото Seven_balls с fleetphoto.ru)
Итак, директор филиала "35 СРЗ" АО "ЦС "Звёздочка" С. Смирнов: "Сейчас у нас первостепенная задача − исполнение контракта по БПК "Чабаненко", все это прекрасно знают. Если мы не выполним работу в срок [2018 г. − А.Ш.]... то я считаю, что мы больше ни одного "строчного [?] заказа", как самостоятельная единица, как завод, не получим. Сейчас пришло время, когда в очередной раз нужно доказывать, что мы сами в состоянии организовывать работы − от закупки деталей до проведения ремонтных работ − без участия головного предприятия" (
ссылка 1).
А ведь как хорошо всё начиналось...
Цитата 1 (16.12.2013): "Корабль прибыл в филиал для прохождения среднего ремонта в рамках ГПВ, направленной на поддержание стареющей морской техники и вооружения в состоянии боевой и технической готовности. Средний ремонт проводится обычно в середине службы корабля и предполагает комплекс работ по модернизации, который увеличит срок эксплуатации корабля примерно на десять лет. Напомним, что постановка БПК "Чабаненко" является знаковым событием − проведение средних ремонтов кораблей ВМФ РФ прекратилось в начале 1990-х, с приходом кризиса, по причине отсутствия у Минобороны средств для надлежащего обслуживания техники" (
ссылка 2,
ссылка 3).
Цитата 2 (11.10.2013): "35-й судоремонтный завод − филиал Центра судоремонта "Звездочка", который находится в Северодвинске. Государством поставлена задача обновления и строительства флота. И, она напрямую касается мурманчан. Здесь, с осени 2013 г. начнётся средний ремонт боевых кораблей. Их будут доводить до состояния только что построенных. Первыми в очереди − серия БПК, начиная с "Адмирала Чабаненко". За ними БДК. А, с накоплением опыта, года через четыре − подводные лодки [?!]" (
ссылка 4).
Цитата 3 (12.02.2014): " Корабль будет полностью отремонтирован, кроме того, будет проведена "точечная" модернизация по тем узлам, ремонт которых невозможен или слишком дорог... [Вооружение "Чабаненко"] имеет достаточно высокие характеристики, позволяющие этому кораблю выполнять свои задачи. За счёт модернизации мы их дополнительно несколько повысим, не тратясь на полную замену" (
ссылка 5).
Однако, глядя на фото от 20.06.2016, производящие весьма угнетающее впечатление, становится понятно, что к заветной цели (поточному среднему ремонту боевых кораблей) 35 СРЗ не удалось приблизиться ни на шаг. Более того, лучший и единственный, а кроме того − самый молодой (18,3 года), отечественный БНК класса "эсминец" (хоть и причислен к БПК) вот уже 3,43 года украшает собой акваторию предприятия и около 4,5 лет (4,4?) не выходит в море.
Что же пошло не так?
1. 35 СРЗ сориентирован на текущий ремонт и сервисное обслуживание надводных кораблей СФ, т.е. на типовую (привычную) номенклатуру работ и в основном (как мне думается) − на одних и тех же контрагентов. Возможно, средний ремонт с его куда более объёмной ремонтной ведомостью и необходимостью налаживания новых контактов оказался слишком крепким орешком для предприятия. У меня нет цели выставлять 35 СРЗ "гадким утёнком" российского военного судоремонта, однако ЦСД (ЦС "Дальзавод") управился с "Трибуцем" примерно за 2,5 года (хотя должен был за 1,5).
2. 35 СРЗ обременён базированием и, по сути, перманентным ВТГ "Адмирала Кузнецова" − на сегодняшний день в этом заключается едва ли не главное его предназначение, которое он выполняет должным образом (в том, что триумфальный поход нашей КАГ в СЗМ состоялся и прошёл благополучно − прежде всего, заслуга "тридцать пятого"). Если бы завод не делал более ничего, а только чинил авианосец, он бы уже оправдывал своё существование, но он занят далеко не только этим − на его хрупкие плечи возложена ответственность за техсостояние всех надводных перворангов СФ.
3. "Хрупкие плечи" − не художественный образ и не преувеличение. По данным на 14.03.2017 численность сотрудников завода составляла всего 1418 человек (
ссылка 6), в то время как на пике развития предприятия (в конце 1980-х) их было более 8000 (
ссылка 7).
4. Временное слабое место ВМФ России − ГТД украинского производства, не могло повлиять на сроки выполнения работ, т. к. Кронштадтский морской завод освоил ремонт обоих типов двигателей, применяемых на кораблях пр. 1155 и 11551 (
ссылка 8). Есть все основания полагать, что оба форсажных ГТД ДТ59 и оба маршевых ДО63 благополучно отремонтированы и либо уже установлены на заказе, либо ждут своей очереди на заводском складе.
5. Лично я склонен подозревать в неудачах ремонта "Чабаненко" бывшего директора 35 СРЗ А. Мальцева, назначенного на должность в 2012 г. (
ссылка 9) − примерно за 1,5 года до постановки БПК в завод. Стараниями интернет-ресурсов он запомнился в связи с коррупционным скандалом, касавшимся контрафактной донно-забортной арматуры, приобретённой для БДК "Оленегорский горняк" (который, как известно, сочли за благо перегнать на ремонт в Балтийск −
ссылка 10), и запретом общаться с прессой всем сотрудникам предприятия, включая его пресс-службу. Одного взгляда на фотопортреты Рахманова или Мальцева достаточно, чтобы понять, что это не те люди, которые способны поднять наш судпром. Когда-то я занимался бизнесом и привык оценивать людей по внешности. С этими двумя я однозначно не стал бы иметь дела, а в отсутствие выбора делал бы это с крайней осторожностью.
Когда Мальцев оставил свой пост доподлинно неизвестно (данных на сей счёт в сети обнаружить не удалось), однако 30.06.2016 его на заводе уже не было (сейчас занимает должность замгендиректора "Звёздочки" по работе с филиалами), и в подготовке "Кузнецова" к походу он, скорее всего, никакого участия не принимал − в отличие от Д. Панчени, исполнявшего обязанности руководителя предприятия до 21.02.2017. Что касается С. Смирнова, то чисто внешне и по откровенной манере вести разговор он вызывает куда больше доверия, нежели Мальцев. Хочется верить, что у нового директора всё получится, и "Чабаненко" будет-таки передан флоту в будущем году. ■
"Чабаненко", 35 СРЗ, 20.04.2015 (фото Игоря Дило с shipspotting.com). Чисто внешне за год почти ничего не изменилось
"Чабаненко", 35 СРЗ, 20.06.2016 (фото Seven_balls с fleetphoto.ru). Очень надеюсь, что сегодня корабль выглядит гораздо лучше