.
В настоящей записи представлены некоторые недавние события, касающиеся ВМФ России, положительные и не очень, с комментариями автора блога.
1. Наверное, самым радостным событием (по крайней мере, для меня) стало явление миру "Стерегущего" после семимесячной информационной паузы (
ссылка 1). Благодаря известному фотографу-маринисту Алексею Акентьеву, мы теперь знаем, что 21.02.2017 корабль своим ходом прибыл в Кронштадт (фото 6), а 01.03.2017 опять же без посторонней помощи покинул его (фото 7). О том, что головной корвет пр. 20380 был в Кронштадте, блогосфера узнала ещё 24.02 (
ссылка 2 с подачи wert, forums.airbase.ru) но тогда корабль стоял у причала в неопределённом техническом состоянии. Теперь доподлинно известно, что "Стерегущий" на ходу (что было подтверждено позавчера − фото 1), и одной головной болью у ВМФ России стало меньше.
Фото 1. "Стерегущий", скорее всего − Балтийск, 23.03.2017 (фото Drakon 64 с forums.airbase.ru)
2. Другие корветы БФ по большей части тоже в исправности. "Сообразительный" выходил в море 06.03 (
ссылка 3), 07.03 (с "Эссеном" −
ссылка 4), 09.03 (
ссылка 5) и 23.03.2017 (
ссылка 6), "Бойкий" − 16.02 (
ссылка 7) и 23.03.2017 (с "Сообразительным"). Довольно давно не было известий о "Стойком" (более 4 месяцев − с 14.11.2016,
ссылка 8), однако на общем фоне данный факт не вызывает особой тревоги − в восстановлении технической готовности одного из четырёх (25%) кораблей серии нет ничего необычного.
Фото 2. "Бойкий", 10.03.2017 (фото Drakon 64 с forums.airbase.ru)
Фото 3. "Сообразительный", 10.03.2017 (фото Drakon 64 с forums.airbase.ru)
3. Раскритикованный заместителем министра обороны АСЗ домучивает на ЗХИ "Совершенного" и строит ещё три однотипных корабля, постепенно восстанавливая утраченные квалификации. Разрушенный Перестройкой дальневосточный сегмент судпрома очень важен для нас, и тут следует проявить терпимость (если угодно − снисходительность) и оказать всестороннюю поддержку как со стороны государства, так и коллег по цеху, что в общем-то и делается. Хотелось бы надеяться, что к 2020 г. Амурский завод начнёт работать ритмично с намеченным темпом строительства корветов − для начала, один корабль в год (
ссылка 9), а там видно будет. "Совершенный" уже выполнил первые артиллерийские стрельбы, запланированы облёты корвета МА БФ (?!) (
ссылка 10). Появились первые снимки с ЗХИ с пижонским б/н "333".
Фото 4. "Совершенный" на заводских ходовых испытаниях (фото от Spinch из сообщения от 21.03.2017 на forums.airbase.ru)
4. Война "гражданских" с "адмиралами" за СКР пр. 11356 (
ссылка 11) не утихает. Как в прошлый раз в Бангалоре (на выставке Aero India 2017) (
ссылка 12), так теперь и в Лангкави (LIMA 2017), очередной коммерсант (директор по международному сотрудничеству госкорпорации "Ростех") призвал как можно быстрее продать Индии корабли, остро необходимые ВМФ России: "Нужно садиться за стол переговоров, индийцы уже созрели для выбора верфи. Я уверен в том, что в этом году контракт на производство в Индии по лицензии двух фрегатов и поставку из России двух фрегатов данного проекта будет заключён". Коммерсант подчеркнул, что во втором случае речь идёт о двух кораблях, строившихся для ЧФ (
ссылка 13). Прискорбно, что ретранслятором подобных вбросов является РИА Новости − государственное информагентство, призванное блюсти интересы России, а не отдельно взятого "Ростеха" и, тем более, Индии.
Напомню, что являюсь принципиальным противником подобной сделки, которая сродни государственному преступлению, и считаю, что вторая тройка СКР пр. 11356 должна быть законсервирована на один-два года и дождаться ГТД ДТ59 и ДС71 (или подобных им) отечественного производства, которое однозначно будет налажено, т. к. они необходимы не только для 11356 (включая экспортные заказы), но и для агрегатной замены двигателей БПК пр. 1155 − рабочих лошадок океанской компоненты нашего ВМФ как минимум на ближайшие 10-15 лет. Новые ГТД для ГТА (ГТУ) М7Н1 и М9 позволят поставить на ход "Адмирала Харламова", передать ВМФ "Бутакова", "Истомина" и "Корнилова" уже в 2021-2022 г.г., быстро построить бригаду сторожевиков для Тихоокеанского флота и самим (а не киевскому дядьке) зарабатывать на поставках и ремонте двигателей для кораблей ВМС Индии и, возможно, других инозаказчиков (
оригинал).
5. Более-менее конкретизировалась причина проволочек с передачей ВМФ СКР "Адмирал Макаров". До 24.03.2017 лично мне предположение об изменении состава вооружения представлялось маловероятным − 11356Р задумывался как проект с минимальными усовершенствованиями ради быстроты реализации. Отдаю должное коллегам
2cp1, а также Ключ_на_46 и Curious с forums.airbase.ru, которые догадались об этом заранее (
ссылка 14,
ссылка 15,
ссылка 16). После сообщения замминистра обороны Ю. Борисова о том, что "из-за несвоевременного выполнения концерном "Алмаз-Антей" ОКР "Полимент- Редут" и "Штиль" под угрозой срыва находятся сроки поставки кораблей проектов 22350 "Адмирал Горшков" и 11356 "Адмирал Макаров" (
ссылка 17) всё встало на свои места.
На сегодняшний день ситуация представляется следующим образом: состав вооружения как таковой на "Макарове" не меняли, однако в боекомплект ЗРК "Ураган-1" (или как-то так), который упорно продолжают шифровать по-экспортному ("Штиль-1"), решили добавить новую ЗУР 9М317МА с активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГСН) в отличие от 9М317М с полуактивной РГСН, требующей подсветки цели с корабля-носителя. "Именно с этим задержка и связана − пока ОКР по новой ЗУР не закроют" (Curious). Добавлю от себя, что, если бы строительство "Бутакова" шло по плану, внедрение 9М317МА можно было бы перенести на него, но в связи с неопределённостью с достройкой приняли разумное решение довести ЗУР до ума именно на "Макарове", который будет находиться на Балтике столько, сколько потребуется. А раз так, спрогнозированный мною совместный переход на ЧФ двух 11356 может и не состояться − ничто человеческое, включая ошибки, мне не чуждо. Что касается "Эссена", то по неофициальным данным на 24.03.2017 он находился в Кронштадте, на Усть-Рогатке (
ссылка 18) − надо полагать занимался боевой подготовкой и готовился к МФП. ■
Фото 5. "Адмирал Макаров", ПСЗ "Янтарь, 24.02.2017 (фото С. Жванского с fleetphoto.ru). В свете изложенного выше леса в районе антенных постов выглядят вполне естественно
Другие фото
Фото 6. "Стерегущий" входит в Петровскую гавань Кронштадта, 21.02.2017 (фото А. Акентьева)
Фото 7. "Стерегущий" покидает Кронштадт, 01.03.2017 (фото А. Акентьева с подачи vmart2005, forums.airbase.ru)
Фото 8. "Совершенный" на заводских ходовых испытаниях (фото от Spinch из сообщения от 21.03.2017 на forums.airbase.ru)