.
У наших южных соседей, похоже, начался очередной бум военно-морского строительства. Ранее (
ссылка 1) уже говорилось о двух неудачных попытках Турции войти (вернуться) в число ведущих морских держав (при султане Абдул-Азизе и младотурках). Следует добавить, что ранее (в XIV-XVII в.в.), назовём это первой попыткой, могучий парусный флот Османской империи держал под контролем не только Чёрное, но и Средиземное море, но в XVIII - первой половине XIX в.в., во многом благодаря блестящим победам российского флота в бесконечных русско-турецких войнах (в особенности − в Синопском сражении) он пришёл в полный упадок. Полтора с лишним века спустя выправить ситуацию решил президент Эрдоган.
Новый облик нового турецкого фрегата (эсминца) TF-2000 (схема с turkishnavy.net). Цифрами обозначены: 1) вертолёт "Си Хок" (один или два); 2) 12,7-мм дистанционно-управляемые крупнокалиберные пулемёты STAMP (4х1); 3) ПУ Mk 49 ЗРК ближайшего рубежа Mk 31 для ракет RAM/RIM-116 (2х21); 4) УВП ЗРК, скорее всего, зональной обороны (5х8); 5) ТА (2х2); 6) РЛС дальнего обнаружения, возможно, SMART-L; 7) электронно-оптическая прицельная станция; 8) ПУ ПКР (2х8); 9) РЛС с ФАР ÇAFRAD; 10) УВП для КРБД?; 11) 127-мм АУ
Сегодня
В наши дни Турция представляет из себя второразрядную морскую державу, флот которой собран с миру по нитке. Несмотря на солидное суммарное полное водоизмещение кораблей основных классов − 88 500 тонн (для сравнения: Германия − 56 800 т), ничего впечатляющего в его составе нет. Подводные силы представлены 13 маломерными ДЭПЛ германских проектов 209/1400 и 209/1200 (1450 и 1000 тонн надв.), средний возраст 209/1200 33,6 года, в целом по классу − 22,1 года. Восемь немецких же фрегатов типа MEKO 200 (3000 и 3400 тонн) вооружены "Гарпунами" и ЗРК самообороны "Си Спарроу", средний возраст 22,9 года. Другие восемь фрегатов − американский ширпотреб для бедных "Оливер Х. Перри" (в ВМС США их больше нет). Насколько боеспособен ЗРК среднего радиуса "Стандарт" SM-1MR (ветеран Вьетнамской войны) − одному Богу известно. Средний возраст "Оливеров" 34,2 года, в целом по ВМС − 24,5 года (почти столько же, сколько у ВМФ РФ, но у нас старение флота было вызвано обрушением государства и судпрома, чего Турции пережить не довелось). Есть ещё три танкодесантных корабля (2600 и 3800 тонн). Два новых корвета типа "Ада" погоды не делают.
Среднее полное водоизмещение кораблей основных классов ВМС Турции составляет 2 700 тонн, что характеризует турецкий флот как флот ближней морской зоны, предназначенный для действий в Чёрном море и восточной части Средиземного моря − слабый отблеск былого морского могущества Блистательной Порты.
Послезавтра
Если планам Эрдогана суждено сбыться, лет через 10-20 корабельный состав ВМС Турции претерпит значительные изменения. Турки пока что не имеют серьёзной кораблестроительной школы (особенно в части проектирования боевых кораблей), однако, строительство военного флота, по сути, уже на 100% локализовано на турецких верфях.
1. На замену 5 "пожилых" ДЭПЛ типа 209/1200 будут построены 6 НАПЛ с ВНЭУ типа 214 (1 700 тонн надв.), как и ранее спроектированных в Германии. Строительство будет вестись на верфи Гёльджюк в одноимённом городе на берегу Мраморного моря (там были построены 11 из 13 лодок пр. 209). Головная НАПЛ "Пириреис" была заложена 10.10.2015 (с опозданием в 4 года), передача флоту ожидается не ранее 2020 г. (
ссылка 2).
2. Планируются к постройке минимум 4 (максимум 6 или даже 8) хорошо вооружённых фрегатов (эсминцев) типа TF-2000 водоизмещением более 7 000 тонн. Проект разрабатывается Турецким военно-морским институтом (Turkish Naval Institute). В состав вооружения также входят системы турецкой разработки (например, компании "Асельсан"). Срок реализации и конечный исполнитель (строитель) проекта пока не определены.
3. Программа MİLGEM (аббревиатура от турецкого Milli Gemi − национальный корабль) предусматривает строительство 8 корветов типа "Ада" (2 350 т) и 4 фрегатов типа TF-100. Первые 4 корвета строятся (два уже построены) на Стамбульской военно-морской верфи, заказ на остальные получит частная компания. Ожидаемый срок завершения серии − 2024 г. (
ссылка 3). Фрегаты типа TF-100 будут несколько больше корветов (по данным Global Security, всего на 500 тонн −
ссылка 4), что даст возможность усилить вооружение: в дополнение к 8 "Гарпунам", 1х21 RAM, 2х3 324-мм ТА, 76-мм АУ и "Си Хоку" они получат УВП Mk 41 для ЗУР "Стандарт", "Си Спарроу" (RIM-162) и ПЛУР АСРОК. На кораблях, построенных по программе MİLGEM, будут отработаны технологии, необходимые для создания более серьёзного проекта − TF-2000.
4. На верфи "Анадолу" (Стамбул, район Тузла) весьма быстрыми темпами строятся два новых 7400-тонных танкодесантных корабля (LST) типа "Байрактар" (надо полагать, для замены 30-летних 2600-тонных ТДК типа "Саруджабей") − начало работ 25.03.2014, спуск на воду 03.09.2015 и 16.07.2016, ожидаемая передача флоту 02.2017 и 10.2017.
5. Самым амбициозным проектом военно-политического руководства Турции в области военно-морского строительства, без сомнения, является недавно начатый постройкой УДК L 400 (по другим данным L 408 −
ссылка 5) "Анадолу" полным водоизмещением порядка 27 500 тонн ("Гебен" − 25 300 т), с док-камерой и авиагруппой из 20 ЛА − 6 F-35B, 4 ударных вертолёта T-129, 8 транспортных AS-532 ("Кугуар") и 2 S-70B "Си Хок".
Блеф
Реализация проекта "Анадолу" стала бы пределом мечтаний для любого патриотически настроенного турка, но только не для Эрдогана. Потомкам османов вряд ли удастся создать в обозримом будущем нечто более технически сложное (скажем ракету-носитель с пилотируемым космическим кораблём или атомный подводный ракетный крейсер), однако 30.04.2016 на церемонии первой резки стали на верфи "Седеф" в Тузле (Стамбул) турецкий президент, похоже, совсем утратил чувство реальности. Во-первых, он предложил сократить срок строительства УДК с запланированных 5,5 до 4-х лет. Несмотря на то, что строительство будут курировать специалисты испанской компании "Навантия" (автора проекта "Хуана Карлоса I" − аналога "Анадолу"), не следует забывать о том, что головной 2350-тонный корвет типа "Ада" турки строили 6,17 года, следующий − 5,00 лет. Национальное турецкое кораблестроение находится, по сути, в колыбели, и бесполезно сейчас гнать лошадей − точно так же, как требовать невозможного от возрождающегося российского судпрома.
Во-вторых, Эрдоган заявил, что "данный корабль станет первым шагом в создании собственного авианосца" (
ссылка 6), более того − "лучшего авианосца в мире" (!) (
ссылка 7), и даже − с атомной энергетической установкой (
ссылка 8). Немного позднее он добавил, что Турция построит собственный авианосец в ближайшее время ("soon" −
ссылка 9). Иначе как блефом подобные заявления назвать сложно. Создавая свои авианесущие корабли, великие морские державы прошли долгий и тернистый путь. Их успехи стали возможны благодаря многолетнему, шаг за шагом, развитию кораблестроительной науки, национальной школы проектирования боевых кораблей, судостроительной и смежных отраслей промышленности, ну и конечно − богатейшему опыту боевого применения и эксплуатации авианосцев. Всё это у турецкой стороны либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии.
Заключение
Оставив за скобками мечтания Эрдогана о лучшем в мире турецком атомном авианосце, можно сделать вывод о том, что примерно через 10 лет, с вступлением в строй 6 НАПЛ типа 214, 8 корветов типа "Ада" и 4 фрегатов типа TF-100 по программе MİLGEM, УДК "Анадолу" и 2-х ТДК типа "Байрактар" (с одновременным списанием 5 ДЭПЛ пр. 209/1200, 8 фрегатов типа "Оливер Х. Перри" и 2-х ТДК типа "Саруджабей"), суммарное полное водоизмещение кораблей основных классов ВМС Турции достигнет 124 500 тонн, чего будет вполне достаточно, чтобы войти в Топ-10/12 ведущих морских держав. Ещё через 10 лет, в случае успеха программы TF-2000, Турция обгонит Италию (при условии, что ВМС последней так и не пробудятся от спячки) − 166 500 против 163 800 тонн, а если хватит воли и средств, чтобы построить второй УДК типа "Анадолу", займёт в табеле о рангах восьмое место (194 000 тонн) − после Британии и Франции. ■
Головной корвет типа "Ада" F 511 "Хейбелиада" (фото с navalanalyses.blogspot.ru)
Корвет F 511 "Хейбелиада" на ходовых испытаниях (фото с navalanalyses.blogspot.ru)
Корветы F 511 "Хейбелиада" и F 512 "Бююкада" типа "Ада" (фото с navalanalyses.blogspot.ru)
Вооружение и ТТХ корвета типа "Ада" (илл. с navalanalyses.blogspot.ru). Прим.: 2400 т против 2300 т на turkishnavy.net
Предполагаемый вид ТДК типа "Байрактар" (илл. с f5haber.com, в цвете − по клику)
Президент Турции Р. Т. Эрдоган на церемонии первой резки стали УДК "Анадолу" (фото с savunmaveteknoloji.com с подачи bmpd)