.
Продолжение темы сравнения военных флотов ведущих морских держав. Предыдущие записи - по метке
"Статистика".
В представленном статистическом исследовании учтено всё то, что называют capital ships - боевые корабли основных классов, плюс фрегаты и мореходные десантные корабли (от 2000 т полн.), т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2016) включены в исходные данные справочно - они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Исключение сделано для третьего эсминца типа "Аквитания" - D 653 "Лангедок", переданного ВМС 16.03.2016 (во Франции все эсминцы считаются фрегатами 1 ранга, однако их бортовые номера начинаются с D - destructeur). Наименования кораблей даны в русской транскрипции, проверенной на соответствие их традиционным написаниям либо словарной фонетической транскрипции.
8 статистических наблюдений:
1) очень ненадолго и в общем-то случайно сбылась вековая мечта французов - по суммарному полному водоизмещению их флот наконец превзошёл британский (275 против 259 тыс. тонн, т. е. всего на 16 тыс. тонн или 6%); французскому национальному самолюбию суждено тешиться этим превосходством (возникшим 28.08.2014 - после списания последнего "Инвинсибла") до мая будущего года, когда королевским ВМС будет передан первый "Куин", а после передачи второго Royal Navy уйдёт далеко вперёд (389 тыс. т) и, судя по всему, уже навсегда;
2) пессимизм в части будущего Marine nationale française основывается на режиме жёсткой экономии, уже давно применяемой французскими властями в отношении своих ВМС, и, как следствие - на непрерывной череде сокращений серийности: "Триумфанов" (с 6 до 4), "Рюби" (с 8 до 6), "Де Голлей" (с 2 до 1), PA2 (с 1 до 0), "Мистралей" (с 4 до 3), FREMM "Аквитаний" (с 11 до 8 в рамках сокращения численности фрегатов 1 ранга с 18 до 15 с хитроватой припиской к высшему рангу маломерных 3600-тонных "Лафайетов");
3) среднее полное водоизмещение основного корабельного состава французских ВМС составляет 7400 т, что соответствует эсминцу и характеризует Marine nationale как флот океанской зоны;
4) по среднему возрасту основных боевых кораблей военный флот Пятой республики почти в точности соответствует ВМС США (18,8 против 19,2 года) и всего на треть моложе российского (24,6);
5) самыми старыми типами (проектами) кораблей ВМС Франции являются эсминцы (фрегаты 1 ранга) типа "Жорж Леги" (29,6) и "Кассар" (25,9), ПЛА типа "Рюби" (27,8 лет), фрегаты 2 ранга "Флореаль" (22,8); на замену "Рюби" строятся "Барракуды", "Леги" и "Кассаров" заменят "Аквитании", касательно преемников "Флореалей" сведений нет;
6) "Де Голль" ещё достаточно молод - 14,6 года, и прослужит минимум столько же - о его замене французам можно не задумываться по крайней мере в течение ближайших 5 лет, но, разумеется, при одном авианосце присутствие французской АУГ в Мировом океане будет эпизодически-символическим;
7) видимо, осознав, что атомным лодкам-малюткам физически невозможно придать высокие (конкурентоспособные) ТТХ (в частности, по уровню шумности), французские конструкторы вдвое увеличили водоизмещение своих новых ПЛА типа "Барракуда" (с 2400 до 4800 т надв.), что не помешает им оставаться самыми малоразмерными в мире после списания "Рюби" и китайских "Хань" (пр. 091);
8) сроки постройки кораблей на французских верфях не производят особого впечатления ("Де Голль" - 12,1 года, "Триумфаны" - 8,9 года, 2400-тонные "Рюби" - 6,0 лет, 7000-тонные "Оризоны" - 6,0 лет, 5000-тонные "Кассары" и "Леги" - 5,5 года), исключение составляют не совсем военные "Мистрали" (3,3 года), а ускорение строительства "Аквитаний" (4,5-4,3 года), возможно, означает перемены к лучшему (против чего, в свою очередь, свидетельствует долгострой головной "Барракуды", который обещает затянуться на 10 с лишним лет); в целом же Франция остаётся одной из пяти стран мира (кроме неё: США, Россия, Китай и Великобритания), способных строить на своих верфях боевые корабли всех классов со всеми типами ГЭУ и всеми (за редким исключением) видами морских вооружений собственного производства. ■