Загадки и разгадки неатомного подплава Северного флота: "Липецк", "Калуга", "Ярославль"

Aug 04, 2015 22:30


.
С апреля по декабрь 2013 г. большая (неатомная) подводная лодка Северного флота Б-177 "Липецк" пр. 877 находилась в командировке на Балтике, где занималась обеспечением испытаний и боевой подготовки кораблей Балтийского флота,. а также в интересах инозаказчиков 356 и 704 (Индия и Вьетнам), в том числе корвета "Бойкий", фрегата пр. 11356 зав. № 01356 ("Триканд"), ПЛ пр. 06361 зав. № 01339 и 01340 ("Ханой" и "Хо Ши Мин").



Б-177 "Липецк" на параде в День ВМФ в Балтийске, 28.07.2013 (фото с blogomedia.ru)


Спустя девять месяцев после возвращения лодки в пункт постоянного базирования, согласно сообщению пресс-службы Минобороны, она приняла участие в тактических учениях СФ (17.09.2014), в ходе которых совместно с ПЛАБ "Нижний Новгород" произвела успешную торпедную стрельбу (ссылка 1). После этого "Липецк" снова надолго пропал, однако около месяца назад (09.07.2015) в "Красной звезде" появился интересный материал о его командире капитане 2 ранга А. Ковалёве, в котором в частности говорится:

"Так часто бывает, что свои профессиональные праздники военные моряки встречают на службе: кто-то в море, кто-то в заводе, кто-то совершенствует свои навыки в специализированных учебных центрах. Всё это было и в службе А. Ковалёва. Однако одним из самых необычных и запомнившихся стал День подводника, который командиру и его экипажу довелось встречать во Вьетнаме. Случилось это в прошлом году. Оттого и командировка на побережье Тихого океана запомнилась надолго. Более полугода находились североморцы на военно-морской базе Камрань ВМС СРВ, где выполняли возложенную на них ответственную задачу - помогали подводникам дружественной республики в освоении новой субмарины, обеспечивали испытания подлодок, построенных для военно-морских сил Вьетнама.

Предстоящий День ВМФ, командир "Липецка" и экипаж вновь проведут вдали от родных берегов. В ближайшее время их ждёт дальняя командировка в рамках международного военного сотрудничества" (ссылка 2).

Сказанное в цитате безусловно радует, т. к. наглядно демонстрирует уровень взаимодействия и доверия между Россией и Вьетнамом .и подчёркивает союзнический характер наших взаимоотношений .(что очень важно для РФ в условиях нарастающей конфронтации с Западом). Однако, при этом возникает один сопутствующий вопрос: если экипажа "Липецка" (судя по тексту - в полном составе) полгода не было дома и не будет, наверное, ещё столько же, где в это время находилась и будет находиться сама лодка?



Группа инструкторов с "Липецка" во Вьетнаме с экипажем ПЛ "Хо Ши Мин", 03-09.2014 (фото с blogomedia.ru)

Ответ нашёлся в заметке, опубликованной 21.12.2014 на сайте ИЦ BlogoMedia, в которой один из членов экипажа ПЛБ рассказывает, как прошёл 2014 г. для корабля и команды. С незначительными правками рассказ звучит так: "В январе, после новогодних каникул, часть нашего экипажа во главе с командиром корабля отправилась в филиал Военно-морской академии (Санкт-Петербург) для обучения на новые проекты дизельных подводных лодок, строящихся для Вьетнама. Тем временем оставшаяся часть команды занималась обеспечением установленной боевой готовности, непотопляемости и взрывопожарной безопасности ПЛ "Ярославль" (понятно, что речь идёт о неходовом корабле - А.Ш.).

В марте 2014 г., группа инструкторов, убыла в заграничную командировку во Вьетнам для оказания содействия вьетнамским морякам в освоений новой техники. Срок командировки составил 6 месяцев - до сентября 2014 г. Командование ВМС СРВ высоко оценило работу российских инструкторов, отметив, что военные специалисты выполнили поставленную перед ними задачу в полном объёме, продемонстрировав при этом высокие профессиональные качества и оказав личному составу ВМС Вьетнама неоценимую помощь в освоении принципиально новых для них техники и оружия.

В настоящий момент [на 21.12.2014] ПЛ "Липецк" проходит плановый ремонт на судоремонтном заводе. Для поддержания надлежащего уровня боевой готовности и профессиональных навыков, командование приняло решение о передаче нашей лодки другому экипажу и приёма нами ПЛ "Калуга". В декабре 2014 г. на подводной лодке "Калуга" экипаж "Липецка" выходил в море для выполнения поставленных задач. После завершения ремонта ПЛ "Липецк", экипаж примет свой корабль и будет готов к выполнению новых задач" (конец цитаты, ссылка 3).



Б-800 "Калуга" возвращается в Полярный после Парада Победы в Североморске, 10.05.2015 (фото И. Курганова ruspodplav)

Судя по тому, что группа инструкторов во главе со штатным командиром корабля собиралась (и, скорее всего, убыла) в очередную загранкомандировку (надо полагать, снова во Вьетнам), ремонт "Липецка" на сегодняшний день так и не завершён. По причине некоторой сумбурности изложенного выше, автор попытался упорядочить описанные события, с учётом их предполагаемой связи с постройкой серии ПЛ для Черноморского флота:

1) на начало 2014 г. "Ярославль", дожидавшийся очереди на ремонт с модернизацией в ЦС "Звёздочка" (ссылка 4, ссылка 5), находился в резерве 2-й категории с соответствующей "командой резерва" на борту, а его экипаж (за исключением срочников), возможно, был переведён в СПб на строившийся "Новороссийск" (передан флоту 22.08.2014);

2) в январе 2014 г. "Липецк" был поставлен в ремонт (ВТГ) в один из северных СРЗ, а б'ольшая часть его экипажа (судя по вьетнамскому фото: 57-18=39 человек), как было сказано, была переведена на неходовой "Ярославль" для поддержания его в преемлемом техническом состоянии (что касается СРЗ, то ввиду отсутствия сообщений о нахождении "Липецка" на головной "Звёздочке" и перепрофилирования 35-го СРЗ на ремонт "больших" НК единственным кандидатом остаётся "Нерпа", что никак не назовёшь большой удачей для Б-177);

3) по возвращении группы инструкторов из Вьетнама (где-то в первой половине сентября 2014 г.) и воссоединения экипажа, он был переведён на "Калугу",. экипаж которой,. предположительно,. принял вторую черноморскую ПЛ "Ростов-на-Дону" (передан ВМФ 30.12.2014);

4) 17.09.2014 в тактических учениях Северного флота был задействован не "Липецк", который находился в ремонте, а "Калуга" с экипажем "Липецка";

5) по причине отбытия во Вьетнам командира корабля капитана 2 ранга А. Ковалёва во главе группы специалистов, на параде по случаю Дня ВМФ (26.07.2015) на "Калуге" находился вновь сформированный экипаж;

6) по состоянию на сегодняшний день, "Ярославль" (снова с командой резерва) ожидает, когда "Звёздочка" передаст флоту "Владикавказ" (обещают, что это произойдёт во второй декаде сентября - ссылка 6), "Липецк" проходит ВТГ на "Нерпе", а "Калуга" находится в составе сил постоянной готовности Северного флота с новым командиром и экипажем, основу которого составляют моряки с "Липецка".

Одновременное отсутствие в составе СПГ СФ сразу трёх ДЭПЛ из пяти (*) не является для флота критичным, т. к. в настоящий момент на Русском Севере наблюдается большой съезд гостей, находящихся там в опытной эксплуатации и на государственных (глубоководных и стрельбовых) испытаниях: "Санкт-Петербург", "Новороссийск", "Ростов-на-Дону", в ближайшее время ожидается прибытие "Старого Оскола" (ссылка 7). В случае острой необходимости, одна (или несколько) из этих практически боеготовых лодок вполне может задержаться в гостях на месяц-другой, пока ветераны северного неатомного подплава поправляют пошатнувшееся здоровье.

(*) Пятый - "Магнитогорск". "Вологда" уже не в счёт - 08.05.2015 на официальном сайте законодательного собрания Вологодской области появилось сообщение о том, что с Министерством обороны уже ведутся переговоры о передаче музею военной техники в парке Победы областного центра рубки ПЛ "Вологда", находящейся сейчас на демилитаризации (ссылка 8 с подачи deepstorm.ru).



Б-808 "Ярославль" (фото без даты с сайта Управления по молодёжной политике мэрии Ярославля yarmp.ru)

ПЛБ пр. 877, Северный флот

Previous post Next post
Up