Морские волки и другие звери.

Jul 31, 2017 09:00



Кровавая, полная трагизма история войны на море знает случаи зверств, учиненных подводниками различных стран-участниц боевых действий в период ВМВ. Далее - о некоторых из них.

КРИГСМАРИНЕ.


U-37 (Kapitänleutnant - далее KL Victor Oehrn - 1907-1997) / 23 августа 1940 г. / 54'31'N, 25'41W


Незагруженное британское судно Severn Leigh водоизмещением 5242 т, идущее в составе конвоя OA200, было торпедировано на пути из порта Hull в порт St. Johns. Когда команда покинула судно, подводная лодка приблизилась к британским морякам и открыла пулеметный огонь. Кроме 8 погибших в результате взрыва торпеды было убито еще 18 членов экипажа. 5 сентября в 17.14 спасательная шлюпка с 10 моряками добралась до порта Leverburgh (Шотландия). Из экипажа, состоявшего из 42 моряков и одного артиллериста, уцелели только эти 10 человек. По словам командира подводной лодки Эрна (на фото), он получил от своих моряков сообщение о том, что члены экипажа торпедированного парохода бегут к своему орудию, и отдал приказ открыть огонь. Снаряд попал в борт британского судна непосредственно выше спускаемой на воду шлюпки, в которой находились люди... Эрн, опасаясь наказания за расстрел безоружных моряков, приказал всем своим людям, за исключением артиллеристов, спуститься вниз, и уже был готов отдать распоряжение уничтожить уцелевших британцев. Однако угрызения совести оказались сильнее, и он так и не отдал приказ стрелять по беспомощным людям. В 1942 г. Эрн попал в плен к британцам и пережил войну...

U-156 (KL Werner Hartenstein - 1908 - погиб в 1943) / 28 февраля 1942 г. / 20'44N, 67'52W


Американский танкер Oregon водоизмещением 7017 т с грузом топлива шел из порта Aruba (Малые Антильские о-ва) в Нью-Йорк. Неподалеку от мыса Engano он был атакован израсходовавшей свой запас торпед подводной лодкой U-156 и потоплен артиллерийским огнем. Немецкие подводники обстреляли моряков, находившихся в спасательных шлюпках. 6 или 7 членов экипажа в итоге пропали без вести, но 30 человек спаслись...


Сцена из фильма U-571(2000 г.) - немецкие подводники вот-вот откроют огонь по шлюпке с моряками с потопленного транспорта...

U-552 (KL Erich Topp - 1914-2005) / 3 марта 1942 г. / 37'57N, 75'10W (к востоку от острова Chincoteague, восточное побережье США)


Американское судно David H. Atwater водоизмещением 2428 т было потоплено артиллерийским огнем, после чего немцы обстреляли спускаемые на воду спасательные шлюпки из пулемета. Из 27 членов экипажа в живых осталось трое...

U-126 (KL Ernst Bauer - 1914-1988) / 19'38N, 74'38W


7 марта 1942 г. американское судно Cardonia водоизмещением 5104 т было потоплено торпедами и артиллерийским огнем. Из 36 членов экипажа и двух пассажиров погиб один человек. На следующий день эта же подводная лодка торпедировала панамский танкер Esso Bolivar водоизмещением 10389 т. Танкер не был потоплен, но 8 из 50 членов экипажа погибли. Экипажи судов Cardonia и Esso Bolivar сообщили, что их спасательные шлюпки были обстреляны подводниками из пулеметов.

U-172 (KL Carl Emmermann - 1915-1990) / 24 июня 1942 г.


Колумбийское парусное судно Resolute водоизмещением 35 т было потоплено пулеметным огнем с подводной лодки близ островов Saint Andrews и Old Providence (западная часть Карибского моря). Выжившие моряки сообщили, что по ним стреляли из пулемета, когда они находились в воде. Из 10 членов экипажа выжило четверо. В 1943 г. капитан-лейтенант Эммерманн повел себя совершено противоположным образом по отношению к морякам с потопленного им судна. 15.07.1943 он остановил британский пароход Harmonic (водоизмещение 4558 т) в районе 23'00S, 33'00W в 620 милях к востоку от Рио-де-Жанейро. Он дождался момента, когда экипаж покинул судно, и только тогда отправил его на дно.

Эммерманн подсказал морякам, находившимся в спасательных шлюпках, какой взять курс, чтобы побыстрее добраться до побережья. Из экипажа, в который входил 41 моряк и 6 артиллеристов, погиб только один человек!

U-754 (KL Johanns Oestermann - 1913 - погиб в 1942) / 28 июля 1942 г. / 43'18N, 63'50W


Американское рыболовное судно водоизмещением 259 т было уничтожено артиллерийским огнем. Немецкие подводники вели огонь вплоть до полного потопления судна, и из 17 членов экипажа в живых осталось 12 человек.

U-852 (KL Heinz-Wilhelm Eck - 1916-1947) / 13 марта 1944 г. / 02'00S, 10'00W


Незагруженное греческое судно Peleus водоизмещением 4695 т шло по курсу Алжир - Фритаун - Буэнос-Айрес и было потоплено лодкой U-852. За потоплением последовало настоящее побоище: немецкие подводники таранили спасательные плоты, стреляли по выжившим морякам из пулеметов и бросали в них гранаты. 36 человек погибли на месте, в итоге из 35 членов экипажа и 6 артиллеристов в живых осталось только трое. Шлюпка с тремя счастливчиками (двумя греками и одним мальтийцем, двое моряков умерли уже после побоища) была обнаружена португальским пароходом Alexander Silva. Экк (на фото) и четверо членов его команды попали под суд после окончания войны, и в октябре 1947 г. все пятеро были признаны виновными. Экк и двое его офицеров были приговорены к расстрелу, старший механик U-852 получил пожизненный срок, а врач экипажа - 15 лет тюрьмы.

U-532 (Fregattenkapitän Ottoheinrich Junker - на фото слева - 1905-2000) / 27 марта 1944 г. / 11'00S, 78'40E

Британское судно Tulagi водоизмещением 228 т, идущее с грузом муки, было потоплено на пути из Сиднея в Коломбо. Так или иначе, из 49 членов экипажа и 5 артиллеристов погибло 47 человек. Семеро счастливчиков сумели пройти за 51 день 1500 миль на спасательном плоту и добраться до острова Alphonse. Второй плот с восемью европейцами остался вне поля зрения спасшихся моряков всего за 5 дней до окончания этого драматического путешествия, и судьба его осталась неизвестной.

ЯПОНСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ФЛОТ.

RO-110 (командир Kazuro Ebato) / 13 декабря 1943 г. / 16'21N, 82'12E

Японская подводная лодка протаранилиа британское судно Daisy Moller водоизмещением 4807 т, направлявшееся из Бомбея и Коломбо в Vizagapatan и Chittagong (восточная Индия, ныне Бангладеш) с грузом оружия и боеприпасов. На его борту находились 61 моряк, 6 артиллеристов и 2 пассажира - в живых осталось 14 человек. Японцы безжалостно таранили шлюпки и плоты и расстреливали беспомощных людей из пулеметов.

I-37 (командир Hajime Nakagawa)

Британский танкер British Chivalry водоизмещением 7118 т с небольшим грузом в 420 тонн зерна был потоплен японцами 22 февраля 1944 г. на пути из Мельбурна в Абадан (00'50S, 68'00E). На его борту находились 45 членов экипажа и 14 артиллеристов. Выжившие моряки, находившиеся в двух шлюпках и на четырех плотах, были обстреляны из пулеметов. Погибло 20 человек. Капитан танкера был взят в плен, а 38 британцев после 37 дней, проведенных в океане, были спасены моряками судна Delane 29 марта 1944 г.
26 февраля 1944 г. Накагава потопил британское судно Sutlej водоизмещением 5189 т, перевозившее 9700 т фосфатов и почту, на пути из Kosseir (Египет) и Адена во Фримантл (Западная Австралия). На его борту находились 64 члена экипажа и 9 артиллеристов. После учиненного японцами расстрела оказавшихся в воде людей выжило только 23 человека: пятеро из них были спасены после 42 дней, проведенных в открытом море, еще 18 - после 49 дней!

29 февраля 1944 британское судно Ascot водоизмещением 7005 т с 44 членами экипажа и 10 артиллеристами на борту было торпедировано Накагавой в районе 05'S, 63'E. После того, как оставшиеся в живых 52 моряка покинули судно, началось побоище: японцы таранили шлюпки и расстреливали британцев. 40 человек было убито на месте, в итоге спаслись только семеро - их подобрало голландское судно Straat Soenda.

I-165 (командир Shimizu) / 18 марта 1944 / 02'14N, 78'25E

Британский пароход Nancy Moller водоизмещением 3916 т, идущий с грузом угля, был торпедирован на пути из Дурбана в Коломбо. Из 58 членов экипажа и 7 артиллеристов 32 человека были убиты японцами огнем из стрелкового оружия. Один артиллерист был взят в плен.

I-8 (командир Tatsunoke Ariizumi)

26 марта 1944 г. голландское судно Tjisalak водоизмещением 5787 т, шедшее из Мельбурна в Коломбо с 6640 т муки, было торпедировано японской подводной лодкой I-8 в районе 02'30S, 78'40E. На его борту находились 66 членов экипажа, 10 артиллеристов и 28 пассажиров. 99 из них были убиты японцами на палубе подводной лодки мечами и гаечными ключами. Выжили двое свидетелей побоища, которых японцы приняли за мертвых и оставили в спасательной шлюпке.

2 июля 1944 г. I-8 потопила американское судно Jean Nicolet водоизмещением 7176 т на пути из Лос-Анджелеса в Коломбо и Калькутту (район 03'28S, 74'30E). После этого японцы приступили к методическому уничтожению переживших торпедную атаку прикладами, штыками и мечами на палубе подводной лодки. Услышав шум приближающегося самолета, японцы поспешили уйти под воду, оставив на палубе небольшое количество оставшихся в живых пленников со связанными за спиной руками.

Сведения о числе погибших отличаются противоречивостью. На борту судна находились 41 член экипажа, 30 пассажиров, 1 сержант-санитар и 28 вооруженных охранников (всего 100 человек). После того, как 23 выживших были подобраны индийским военным кораблем, 77 человек сочли погибшими, однако пятеро переживших бойню были взяты японцами в плен. Один из этой пятерки сумел выжить в нечеловеческих условиях японского лагеря...

Этой же лодкой 29 июня 1944 г. в районе 07'51S, 75'20E было торпедировано на пути из Бомбея в Мельбурн британское судно Nellore (водоизмещение 694 т). На его борту находились 155 членов экипажа, 9 артиллеристов и 45 пассажиров. При невыясненных обстоятельствах погибло 79 человек, еще 11 было взято в плен.

Ариицуми не пережил войну. По одним сведениям он совершил харакири после того, как в августе 1945 его лодка I-400 была передана ВМФ США, по другим - застрелился в тот момент, когда его лодка входила в Токийский залив под черным флагом капитуляции...

I-26 (командир - Toshio Kusaka) / 29 марта 1944 г. / 16'40N,64'30E

Американское судно Richard Hovey водоизмещением 7167 т было потоплено торпедами и артиллерийским огнем на пути из Калькутты в Бомбей. На его борту находились 41 член экипажа, 28 артиллеристов и 2 пассажира. Японцы обстреляли из пулеметов спасательные шлюпки и плоты с людьми, в результате чего погибло четыре человека...

I-12 (командир - Kameo Kudo) / 28 октября 1944 г. / 29'55N, 141'25W

Американский транспорт John A. Johnson водоизмещением 7176 т, с грузом военных материалов, включающих взрывчатку, был торпедирован на пути из Сан-Франциско в Перл-Харбор. Находившийся в спасательных шлюпках экипаж был обстрелян японцами из пулеметов, при этом погибло 10 человек...

СОЮЗНИКИ.

Подводная лодка Wahoo (командир Dudley "Mush" Morton - 1907 - погиб в 1943) / 26 января 1943 г. / Тихий океан


Во время своего первого похода Дадли Мортон торпедировал и потопил три японских судна, среди которых был войсковой транспорт. Лодка всплыла, после чего американцы около часа расстреливали людей, находившихся в спасательных шлюпках и просто плававших среди обломков.

Как обычно, имеется несколько версий случившегося. Некоторые свидетели говорили, что Мортон приказал открыть огонь в ответ на ружейную стрельбу с борта поврежденного транспорта, другие говорили, что он приказал стрелять только по шлюпкам, чтобы вынудить японцев покинуть их. В довершение всего американцы не обратили внимания на то, что большая часть людей на борту транспорта была представлена военнопленными индийцами. Из 1126 человек, первоначально находившихся на борту, было убито 195 индийцев и 87 японцев, включая погибших при взрыве торпеды.

Так или иначе, вода стала красной от крови и в дополнение ко всему привлекла множество акул... Мортон не стал делать секрета из случившегося, но это не помешало командованию наградить его за этот поход Военно-Морским Крестом.


Сцены из сериала War and Remembrance (1978 г., ч. 7) - американские подводники расстреливают японских солдат...

Подводная лодка Torbay (командир Anthony "Crap" Miers - 1906 - 1985)

4 июля 1941 г. в Эгейском море между островами Andros и Euboea британцы перехватили перевозившее солдат и офицеров противника небольшое рыболовное судно-каяк (caigue - скорее всего, реквизированное у греков - ВК) и шхуну, идущие под немецкими флагами. Оба судна были потоплены артиллерийским огнем, после чего все оказавшиеся в воде немцы были расстреляны из ручных пулеметов. Первый помощник капитана Пол Чэпмэн (Paul Chapman) написал о случившемся в своем рапорте, но каких-либо наказаний по отношению к командиру лодки не последовало.

Эта же лодка 9 июля того же года в 10 милях к северу от острова Antikithira в Эгейском море перехватила 4 каяка и шхуну. На судах был груз бензина, боеприпасов и продовольствия, кроме того на них было 75 направлявшихся в отпуск баварских горных стрелков из состава гарнизона острова Крит. Британская подводная лодка всплыла на поверхность, после чего ближайший к ней каяк был немедленно уничтожен артиллерийским и пулеметным огнем. Когда лодка подошла к следующему каяку, его капитан Элебрахт (Ehlebracht) прыгнул за борт вместе с несколькими членами экипажа и солдатами, а оставшиеся на борту судна подняли руки в знак готовности сдаться в плен. На британской лодке осталось мало боеприпасов, и Майерс отправил на борт каяка группу подрывников во главе с морским десантником капралом Бреммером (Bremmer). Поднявшись на борт немецкого судна, британцы убили двух немцев: один готовился бросить в них гранату, другой поднял винтовку, чтобы выстрелить в них. Семеро сдавшихся немцев были переправлены на палубу подводной лодки, но Майерс отказался брать их на борт. Хроника дальнейших событий так и осталась неясной. Вероятно, немцам дали надувной плот и столкнули их в воду, после чего Майерс приказал сначала капралу-десантнику Шервуду (Sherwood), а затем лейтенанту Чэпмэну перестрелять их. Оба отказались. Еще один подвернувшийся командиру лодки под руку моряк получил приказ стрелять в немцев, при этом Майерс пригрозил, что убьет его, если тот не подчинится.

Буйный нрав Майерса был известен членам его экипажа, и моряк не стал испытывать судьбу... Элебрахт позднее рассказывал, что британцы незамедлительно открыли огонь по плоту, убив двоих и ранив еще двоих немцев. Британцы сделали два круга, ведя пулеметный огонь, и в итоге убили еще восемь человек. Затем подводная лодка бросилась в погоню за остальными немецкими судами, из которых уцелело только одно. Элебрахт и еще несколько немцев уцепились за обломки каяка и позднее были спасены.

Майерс доложил своему начальству о случившемся. Никаких наказаний не последовало, более того, он получил благодарность от командования за свои боевые успехи. К тому времени британцам были известны случаи, когда немецкие пикирующие бомбардировщики расстреливали оказавшихся в воде британских моряков с потопленных во время боев за Крит кораблей, и происшествие не стали рассматривать как что-то исключительное. Однако после того, как Майерс побывал на приеме у адмирала Хортона (Max Kennedy Horton - 1883-1951), командующего ВМС Королевского флота в Северной Атлантике, тот выразил опасения перед возможной местью со стороны немцев и написал о случившемся в Адмиралтейство. Майерс получил из Адмиралтейства жесткое письмо, предостерегающее его от подобных действий в будущем.


ЭПИЛОГ

По-видимому, были и другие случаи жестоких расправ над экипажами и пассажирами потопленных подводными лодками судов. Мы знаем лишь о тех из них, о которых рассказали уцелевшие свидетели. Тема зверств подводников нашла отражение в художественной литературе и кинематографе (вторая часть романа Хермана Воука / Herman Wouk Winds of War (1978 г.) и снятый по его мотивам голливудский сериал War and Remembrance (1983), фильм U-571 (2000 г.) и др.)
Владимир Крупник.
[Источники]Источники:
http://sfw.so/1149048996-morskie-volki-i-drugie-zveri.html
Источник:http://warspot.ru/.

США., ИХ НРАВЫ., Третий Рейх., ФЛОТ., Нацизм., ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА., ЯПОНИЯ., КРИГСМАРИНЕ.

Previous post Next post
Up