Средства противовоздушной обороны Советского флота в годы войны.
May 20, 2017 12:25
К концу Первой мировой войны авиация уже представляла серьёзную угрозу для боевых кораблей. Для защиты от воздушного противника на вооружение Российского Императорского флота были приняты несколько образцов зенитных орудий отечественного и иностранного производства.
Первоначально для зенитной стрельбы переделывались имеющиеся в значительных количествах «противоминные орудия»: 47-мм миллиметровые пушки Гочкиса, 57-мм Норденфельда и 75-мм Канэ. Позже на корабельных палубах стали устанавливаться специально разработанные зенитные полуавтоматические пушки Лендера обр. 1914/15гг.
По требованию Морского ведомства, угол возвышения производимых Путиловским заводом орудий был увеличен до +75°. Орудие обладало хорошими для своего времени характеристиками: боевая скорострельность 10-12 выстр./мин, дальность до 7000 м, достягаемость по высоте до 4000 м.
Так же на вооружение поступили закупленные в Великобритании тумбовые 40-мм автоматические зенитные пушки Виккерса и 37-мм автоматические зенитные пушки Максима выпускаемые Обуховским заводом. К концу 1916 года сорок 40-мм пушек «Виккерс» имелось на Балтийском и Черноморском флотах.
40-мм пушка Виккерс.
Обе системы имели сходную конструкцию. Установки могли вести круговой обстрел, с возвышением от -5 до +80°. Питание - из ленты на 25 патронов. Патроны снаряжались осколочными снарядами с 8- или 16-секундной дистанционной трубкой. Темп стрельбы-250-300 выстр./мин. Зенитные автоматы этих типов были сложны и дороги в производстве, имели невысокую надёжность.
37-мм автомат Максима в Артиллерийском музее.
Вскоре после окончания Гражданской войны наш флот остался без зенитных автоматов. В течении почти 20 лет основу ПВО кораблей составляли 76-мм пушки и 7,62-мм пулемёты.
В 30-е годы в рамках военно-технического сотрудничества с Германией , были получены документация, полуфабрикаты и действующие образцы 20-мм и 37-мм зенитных автоматов. После чего было решено запустить их в серийное производство на заводе №8 в подмосковных Подлипках. Но наша промышленность так и не сумела освоить их массовое производство. В качестве временной меры на вооружение в 1934 году была принята 45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К. По сути это была 45-мм противотанковая пушка установленная на морской станок.
За отсутствием других зенитных орудий пушки 21-К устанавливались на все классы кораблей советского флота - от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей. Данное орудие абсолютно не удовлетворяло моряков в качестве зенитного. Для этого оно имело низкую скорострельность (25 выстрелов в минуту) и отсутствие на снарядах дистанционного взрывателя, так что цель могла быть поражена только прямым попаданием ( что было крайне маловероятно). Для стрельбы по морским и береговым целям орудие было маломощным. По своим характеристикам оно практически соответствовало 47-мм орудию Гочкиса, которое было выпущено в 1885 году.
Несмотря на то, что данное орудие совершенно не отвечало требованиям зенитной обороны, из-за прекращения работ по более совершенному зенитному орудию, производство 21-К велось в годы Великой Отечественной войны, а также и после её завершения. Всего было произведено более 4000 таких орудий. В 1936 году на вооружение поступило морское 76-мм зенитное орудие 34-К. Прототипом данной артустановки послужила немецкая полевая зенитная полуавтоматическая 75-мм пушка фирмы "Rheinmetall", лицензию на производство которой получил в начале 30-х годов Советский Союз, наладивший на её основе производство армейской зенитки типа 3-К. До окончания производства в 1942 году на заводе им.Калинина было построено около 250 орудий.
76,2-мм зенитные орудия 34-К.
Незадолго до начала войны на вооружение был принят весьма удачный 12,7-мм пулемёт ДШК.
Пулемет ДШК устанавливался на морской тумбовой стационарной установке, состоящей из основания с вращающейся тумбой, поворотной головки для крепления пулемета и наплечника, приставного приклада-упора для обеспечения удобства наведения пулемета при стрельбе по быстроперемещающимся целям. Питание пулемета патронами, прицелы и методы ведения огня были одинаковы с ДШК пехотного образца.
К 22 июня 1941 года в нашем ВМФ имелось 830 одноствольных пулеметов ДШК на тумбовых установках. Первые же дни войны показали абсолютное превосходство ДШК над 7,62-мм пулеметами. Об эффективности действия ДШК моряки не стеснялись говорить и в высоких сферах: «Пришлось снимать вооружение с катеров, приходивших в базу с моря, и ставить на катера, уходящие в море. Опыт войны показал, что пулеметы ДШК на флоте завоевали большой авторитет, без них командиры не хотят выходить в море».
Подавляющее большинство ДШК было установлено на тумбах, однако во время войны отечественные конструкторы разработали много других типов установок ДШК, на катерах использовались одинарные и спаренные турельные и башенные установки.
В ходе Великой Отечественной войны наш флот получил от промышленности 4018 пулеметов ДШК. За это время союзники поставили 92 - 12,7-мм счетверенных пулеметов Виккерса и 1611 - 12,7-мм спаренных пулеметов Кольта- Браунинга.
12,7-мм спаренная установка пулеметов Кольта- Браунинга.
Так же накануне войны в 1940 году на вооружение приняли 37-мм морскую зенитную установку 70-К, созданную на базе автоматической 37-мм зенитной пушки 61-К.
Она стала основным автоматическим оружием катеров и линкоров, эсминцев и крейсеров, на флот в военные годы всего поступило 1671 такая артустановка. Охлаждение 70-К было воздушным, что было большим недостатком. После 100 выстрелов ствол с воздушным охлаждением либо следовало менять (на что требовалось не менее 15 минут), либо ждать его охлаждения около 1 часа. Зачастую вражеские бомбардировщики и торпедоносцы такой возможности не предоставляли. Спаренные 37-мм зенитные установки В-11 с водяным охлаждением поступили на вооружение только после войны. Кроме того, для флота больше бы пошел калибр 45-мм (такая сухопутная установка была создана и успешно испытана), что позволило бы увеличить эффективную дальность зенитного огня и поражающее действие снаряда. Кроме 37-мм 70-К союзниками было поставлено 5500 американских и канадских 40-мм Бофорсов, значительная часть которых попала в ВМФ. В военное время основным противником нашего флота была именно авиация. Вскоре после начала боевых действий к нашим флотоводцам пришло понимание того, что для отражения массированных налётов вражеских торпедоносцев и пикировщиков необходимы скорострельные зенитные автоматы с ленточным питанием калибра 20-25-мм.
Для этого предпринимались попытки создания на базе авиапушек ШВАК и ВЯ морских зенитных установок, но по ряду причин дело дальше вооружения ими малых плавсредств и катеров не продвинулось.
20-мм зенитная установка ШВАК.
В небольших количествах производились 25-мм установки 84-КМ, созданные на базе армейского зенитного автомата 72-К, но она так же имела обойменное питание.
Во второй половине войны эта проблема была частично решена за счёт поставок по ленд-лизу. В СССР союзниками было поставлено 1993 20-мм автомата. “Эрликоны” были и в составе вооружения поставляемых в ВМФ военных судов. Основная их часть использовалась на Севере и Балтике, на Черноморском театре военных действий их находилось всего 46.
20-мм зенитная установка "Эрликон".
В состав зенитного вооружения средних и крупных боевых кораблей входили так же универсальные установки калибра 85-100-мм. Теоретически они так же могли вести зенитный огонь, по крайней мере, углы возвышения позволяли это делать. Но они были не стабилизированы и далеко не на всех кораблях, где они устанавливались, имелись централизованные системы управления зенитным огнём, что сильно снижало их боевую ценность. Универсальная 85-мм артустановка 90-К сменила в производстве 76-мм орудие 34-К. Но военное время произведено их было не много, всего около 150 орудий.
Универсальная 85-мм артустановка 90-К.
В середине 30-х годов СССР для вооружения крейсеров типа "Светлана": "Красный Кавказ", "Красный Крым" и "Червона "Украина" закупил в Италии 10 100-мм двуствольных установок разработанных инженером-генералом Эудженио Минизини.
100-мм АУ Минизини крейсера "Красный Кавказ".
Наведение установок осуществлялось с помощью ручного привода, со скоростью 13 град/сек по горизонту и 7 град/сек по вертикали. Стрельба велась по данным ПУАО. Достягаемость по высоте составляла 8500 м. Скорострельность 10-12 выстр/мин.
После гибели "Червоной Украины" установки были сняты и ими довооружили оставшиеся крейсера. Установки к этому времени были уже малоэффективными против современных самолётов из-за малых скоростей наводки.
Крейсер "Червона "Украина".
В 1940 году на вооружение была принята 100-мм одноствольная универсальная установка Б-34, которая была унифицирована по боеприпасам со 100-мм Минизини. До начала войны промышленность успела произвести 42 орудия этого типа.
Универсальная 100-мм установка Б-34.
Она имела ствол длиной 56 калибров, начальную скорость снаряда 900 м/с, максимальный угол возвышения 85° и дальность стрельбы по воздушным целям 15000 м., потолок 10000 м. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки обеспечивали скорость наведения до 12 град/с. Скорострельность - 15 выстр./мин.
Первые Б-34 устанавливались на крейсерах проекта 26 («Киров») без электропривода и управлялись вручную. В виду этого они могли вести только заградительный зенитный огонь. Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) "Горизонт". Крупным недостатком всех наших универсальных орудий калибра 85-100-мм было отсутствие во время войны электрических или электрогидравлических приводов, что существенно ограничивало скорость наводки и возможность централизованного управления огнём. В тоже время универсальные установки калибра 88-127-мм в других странах такую возможность имели. Советский военно-морской флот понёс очень серьёзные потери в войне, особенно в начальный период. Самые большие потери понёс КБФ - более 130 боевых кораблей и подводных лодок, ЧФ - около 70, СФ - около 60.
За всю войну наши линкоры и крейсера не имели боестолкновений с кораблями противника аналогичного класса. Большая часть крупных надводных кораблей была потоплена силами Люфтваффе. Причинами потерь в основном были просчёты в планировании и слабость зенитного вооружения.