Когда агрессор хочет быть хорошим… Сегодня мир то и дело сотрясают катастрофы как мирных, так и военных кораблей и самолетов, многие из которых очень часто выглядят так, как будто бы их организовали специально. Последним примером является катастрофа малоазийского «Боинга» в небе над Донбассом. Ничуть не менее интересна и вся та явная и закулисная возня, которая была поднята вокруг этой трагедии. Однако это далеко не первый пример того, как гибель людей (случайная или неслучайная) используется как повод для начала военных действий, либо каких-то обличений. Есть даже термин римского права, который называется «Казус белли» или формальный повод к войне. Причем в ряду норм римского права, он является одним из наиболее примечательных. Ведь агрессор старается при этом не потерять лицо в глазах общественного мнения и агрессором не выглядеть! С этой целью он ищет такой повод для нападения, который представил бы его в качестве жертвы и позволил, таким образом, говорить о правомерности своих действий. Ну, а если такой повод отсутствует, то тогда очень часто агрессор создаёт его сам. Причем, подобные примеры известны нам давно и один из самых примечательных - взрыв броненосца «Мэн» в 1898 г.
Броненосный корабль «Мэн» был не слишком большим и впечатляющего вида боевым судном, из-за чего его относили то к броненосцам 2-ого класса, то к броненосным крейсерам. Главный калибр - четыре 254-мм орудия в двух башнях, разнесенных по его длине, из-за чего корабль был склонен к резкой килевой качке.
Вспомогательный калибр «Мэна» составляли шесть вот таких 6-дюймовых орудия.
Взрыв в гавани Гаваны.
А было так, что десять минут десятого ночи 15 февраля 1898 года в гавани столицы Кубы Гаваны раздался мощный взрыв. Те люди, что в этот час находились на набережной, стали свидетелями жуткого зрелища: над носовой частью большого двухтрубного военного корабля, стоявшего на якоре, сверкнула яркая вспышка, после чего корабль окутался клубами густого чёрного дыма, и начал тонуть. Не прошло и нескольких минут, как на месте, где только что стоял американский броненосный крейсер «Мэн», зашедший в Гавану с дружеским визитом десять дней назад, погрузился глубоко в воду, однако пожар и взрывы там продолжались, пока на поверхности не осталась одни мачты. С испанского крейсера «Альфонсо XII» к месту трагедии устремились шлюпки. Моряки с крейсера постарались как можно скорее оказать помощь пострадавшим, но спасти с потонувшего «Мэна» сумели очень немногих.
Ровесник «Мэна» броненосец «Техас» имел всего два 305-мм орудия в двух башнях в центре судна, поэтому качка у него была более плавной.
О подробностях трагедии узнали очень скоро. Как сообщил командир корабля, катастрофа произошла в 9 часов 40 минут и застигла его команду врасплох. Сначала на корабле услышали сильный взрыв, от которого он даже приподнялся над водой. При этом командир получил ранение в голову, но продолжал командовать и руководить спасением экипажа. Но сделать уже ничего было нельзя. После взрыва судно затонуло так быстро, что почти три четверти экипажа - 266 моряков остались на борту и ушли на дно вместе с ним!
«Мэн» проходит под Бруклинским мостом.
«Мэн» входит в гавань Гаваны.
Снаружи или внутри?
Испанские власти заявили, что, по их мнению, «Мэн» погиб от взрыва боезапасов, находившихся в носовом погребе. Уточнить причины катастрофы можно было, опустив водолазов на дно. Тем более что корабль находился на глубине всего 14 метров, так что сложностей это не вызывало. Но американцы почему-то решили иначе. Не спросив разрешения Испании, которой Куба в то время принадлежала на правах колонии, они отправили в Гавану комиссию из четырёх офицеров ВМФ США, которые должны были заниматься расследованием катастрофы. Кубинскому губернатору такая бесцеремонность не понравилась, и он выразил американской стороне свой официальный протест. По мнению испанцев, работать над расследованием трагедии должна была смешанная испано-американская комиссия, которой следовало провести его самым беспристрастным образом. Однако американцы и это предложение со стороны испанцев отклонили, причём в довольно резкой, недипломатической, форме.
Кроме того на «Мэне» было еще четыре торпедных аппарата, расположенных попарно по бортам.
Когда газеты опаснее динамита…
Между тем, пока четыре офицера изучали обломки корабля, американские газеты буквально-таки неистовствовали, в печати вспыхнула буквально настоящая антииспанская истерия и вот это-то и является странностью. Ведь что скажет комиссия, тогда еще никто не знал. Между тем американцев уже подготавливали к войне с Испанией. Газет пестрели вот такими броскими заголовками: «Военный корабль «Мэн» уничтожен секретной адской машиной врага!», «Броненосец «Мэн» предательски разрушен испанцами!» - и как тут было не поверить, что все это дело рук коварных испанцев. «Разрушение «Мэна» должно быть основанием для приказа нашему флоту отплыть в Гавану!» - тут же предложила газета World Net Daily. Причем мнение прессы тут же поддержал будущий президент Теодор Рузвельт, ярый сторонник доктрины Монро («Америка для американцев»). Кто в ней под американцами понимался - понятно. В первую очередь это были граждане США, а отнюдь не какие-то там испанцы! А в результате американское правительство не стало даже дожидаться результатов работы комиссии, а сразу выделило 50 миллионов долларов на укрепление «национальной обороны» - как если бы Испания собиралась напасть на США немедленно!
А вот нью-йоркская газета The World с материалом о гибели «Мэна» на первой полосе. Дата - 17 февраля 1898 года, то есть этот номер вышел менее чем спустя двое суток после взрыва. Никто еще ничего не знает, и только газетчики не сомневаются, что причиной его явилась «адская машина или торпеда». Но еще удивительнее к ней иллюстрация. Удивительно, как художник успел всего за один день выполнить столь большую и изобилующую деталями гравюру, а потом с нее успели сделать гальваническую форму и отпечатать тираж. Взрыв на гравюре показан очень точно, хотя «носовая часть» - место весьма относительное. А может быть, художник начал работу на ней заранее и она была готова, когда все именно так и случилось? Масла в огонь подлил отчет комиссии, опубликованный 21 марта. Из него следовало, что корабль был подорван подводной миной или торпедой. Виновников (как это и сейчас происходит в случае в «Боингом») комиссия прямо не назвала, но, разумеется, американцы и без этого уже понимали, что сделали это испанцы!
Все, что осталось от корабля после взрыва.
Мир или война? Война!
В свою очередь 28 марта уже испанская комиссия, хотя ей и не дали возможности провести осмотр корабля, опубликовала собственный отчёт, основанный на свидетельских показаниях очевидцев. Все они единодушно утверждали, что взрыв имел место внутри судна. Но американцы их материалы принять во внимание не захотели. Более того, в своем послании к конгрессу президент США Уильям Мак-Кинли так прямо и сказал, что «Мэн» стал жертвой подводной мины. А чья она могла быть? Ну, конечно, только испанской! Так вину за трагедию возложили на Испанию, так как корабль погиб в её территориальных водах. А уже 11 апреля президент Мак-Кинли заявил, что долгом Соединённых Штатов является выступить против Испании, поскольку «всё это совершается у наших границ». Затем 20 апреля Мадриду из Вашингтона был отправлен ультиматум с требованием отказаться от Кубы, и вывести армию и флот с её территории. И хотя срок его должен был истечь лишь 23 апреля, эскадры американского ВМФ вышли в море уже за день до этого и взяли курс на Кубу и Филиппины. Затем в армию призвали 25 тысяч добровольцев, и вся Америка запестрела плакатами типа: «Записывайтесь в морскую пехоту!», включая и самый среди них знаменитый: «Помни о «Мэне»! То есть война ещё даже не была объявлена, но по сути дела она уже началась! Чтобы показать всему миру, что это отнюдь не колониальная война, и что Соединенные Штаты заинтересованы в кубинской независимости вместо американской колонизации, Конгресс принял «поправку Теллера», который пообещал, что Америка не будет аннексировать этот драгоценный остров, предоставит ему независимость.
«Мэн» и его командир Сигби.
Ну, а закончилась война, как известно, победой США. Испания лишилась всех своих колоний и потеряла военно-морской флот. Ну, а о тайне гибели 266 моряков «Мэна» на фоне победных реляций и сообщений о других потерях уже больше никто и не вспоминал.
«Помни о Мэне». Плакат с изображением американского флага.
Тайна на дне моря.
В 1910 году корабль решили поднять, и выбрали для этого весьма необычный способ. При помощи паровых молотов, поставленных на платформы вокруг затонувшего корабля, забили в грунт 30-метровые железные сваи очень близко друг к другу. Потом пространство между ними заделали, а воду из получившегося бассейна откачали, так что ходить теперь по лежащему на дне судну можно было «аки по суху». И сразу же осмотр его показал, что взрыв на нем, как и говорили испанцы, случился внутри, а вовсе не снаружи. То есть ни мина, ни торпеда тут были ни причём. Но работы на судне вскоре прекратили, а все материалы попали в американские архивы, где даже сегодня до них не доберешься.
Вот так его поднимали…
Выяснился и такой факт. Почему-то капитан «Мэна» ещё 25 марта 1898 года (то есть американская комиссия свой отчет уже опубликовала) зачем-то стал просить разрешения у испанских властей разрешения взорвать остатки своего корабля динамитом, мотивируя это тем, что они мешают судоходству в гавани! И они и впрямь мешали, почему их и подняли в 1910 году. Но… зачем их было взрывать в 1898-ом сразу после катастрофы? Ну, а поднятую носовую часть «Мэна», сразу разрезали на части и отправили в переплавку! Заговор или несчастный случай? Практически с того самого момента, как крейсер погиб, родилась и версия «заговора», по которой его взорвали агенты американского правительства, чтобы спровоцировать народное возмущение против Испании, то есть - создать «Казус Белли». Справедливости ради отметим, что эта версия так и не доказана, но остается, тем не менее, весьма популярной. Главные возражения против неё заключаются в том, что американский флот на тот момент имел в своем составе очень мало современных боевых кораблей и уничтожение «Мэна» ради провокации - слишком уж дорогостоящая операция для экономных янки, и серьезный подрыв боеспособности их флота. Да и ранение командира при взрыве? Вряд ли приятно, когда тебя взрывают, пусть даже «ради интересов большой политики»… А, впрочем, кто знает?
Офицерская кают-кампания «Мэна».
Искать кому выгодно?
Однако, если все-таки это была не просто катастрофа, то кто был ее организатором? Конечно, не испанцы, у них с флотом дела были еще хуже. Случайность также не исключается, поскольку военный корабль набит взрывоопасными предметами, а дураки, что курят возле бочки с порохом, встречаются везде. И, тем не менее, оперативность реакции прессы на взрыв и неистовый ее характер, прямо указывают на то, что этот взрыв не был случайностью, ну а уж потом очень умело использовали его результаты. Вполне возможно, что к нему могут быть причастны и так называемые «ультра» и даже Ку-клукс-клан, чьи интересы были связаны с крупным бизнесом, хотя сами «клановцы», разумеется, этого никогда не афишировали. Ряд историков США в своё время высказывали мысль, что это могли быть те люди, что опасались мирного урегулирования давно уже назревавшего конфликта и действовавшие на свой страх и риск помимо правительства, и те, кто был кровно заинтересован в захвате богатств и Кубы и Филиппин. Могло быть, что кто-то в США ввязался в эту игру помимо президента? Да, могло! Ну, а он лишь использовал предоставленный ему «историей» шанс. Во всяком случае, времени с момента тех событий сейчас уже прошло так много, что истины мы не узнаем уже никогда. Однако и сегодня мы видим тот же почерк: хорошую режиссуру и странные последствия имевших место драматических событий, и это не может не настораживать, так как история имеет особенность повторяться!
Даже на марках был изображен злополучный «Мэн». Автор: Олег Скворцовский. [Источники]Источники: