Младший брат авианосца. Часть III.

Mar 29, 2017 17:35

Начало: Младший брат авианосца. Часть I.
, Младший брат авианосца. Часть II.


После смещения Хрущева и прихода к руководству страной Брежнева многое изменилось в военном строительстве. Командующий ВМФ смог убедить политическое руководство в необходимости строительства сбалансированного флота. Увы, авианосцы и в новой программе оказались, что называется, на обочине. С падением Никиты Сергеевича моментально ушли в прошлое совнархозы и кукуруза в Заполярье, однако убеждение в том, что «авианосец - исчадие капиталистического ада», крепко засело в умах советских руководителей.

Был и еще один фактор, чисто личностный: единственный из советских руководителей «высокого полета», профессионально разбирающийся в военной технике и имеющий огромное влияние на других членов Политбюро, Дмитрий Федорович Устинов был противником строительства авианесущих кораблей и всеми средствами тормозил попытки их создания.
Развитие советской авиации корабельного базирования долго было связано исключительно с вертолетами. Вертолет довольно быстро «прижился» на кораблях среднего водоизмещения, хотя дальнейшее развитие проекта 1123 привело к созданию кораблей, внешне гораздо более похожих на авианосцы, чем на своих прародителей.
Новые корабли по-прежнему проектировались с упором на противолодочные операции; увеличение авиагруппы корабля предопределило наличие сквозной полетной палубы, установленной под углом к продольной оси корабля. Кроме вертолетов, предусматривалось размещение СВВП (самолетов вертикального взлета и посадки). Головной корабль - противолодочный крейсер с авиационным вооружением проекта 1143 «Киев» заложили на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в 1970г., в 1972 г. «Киев» был спущен на воду, а на освободившемся стапеле сразу же заложили следующий крейсер - «Минск» (спущен на воду в 1975 г., вошел в строй в 1978 г.). В 1975 г. «Киев» был закончен постройкой и начались его ходовые испытания, тогда же изменилась классификация корабля - «Киев» стал авианесущим крейсером. В 1976 г. корабль совершил переход из Черного моря на Северный флот. Впервые советские самолеты взлетали с палубы корабля вдали от родных берегов. На протяжении всего перехода корабль не оставался без «почетного эскорта» кораблей и самолетов стран НАТО.
В массовых газетах и на ТВ корабли типа «Киев» частенько называют авианосцами, что в корне неверно. Хотя по своей архитектуре «Киев» действительно весьма походит на классический авианосец, а на его борту могут базироваться до 36 летательных аппаратов, в действительности он представляет собой уникальный тип боевого корабля, аналогом которого могут быть разве что линкоры- и крейсеры-авианосцы 20-х годов. Первоначально проектом 1143 предполагалось создание противолодочного корабля с возможностью базирования вертолетов, а после испытаний самолета Як- 38 в его авиагруппу включили СВВП. Средства ПВО включали два ЗРК «Оса-М» и несколько установок малокалиберной зенитной артиллерии. В результате проектируемый противолодочный крейсер имел развитые средства борьбы с субмаринами и неплохо был защищен от средств воздушного нападения. Кому-то из руководства этого показалось мало - необходимо, чтобы крейсер ПЛО мог бороться и с кораблями противника. Пришлось еще на этапе эскизного проектирования ввести в состав вооружения противокорабельные ракеты. В результате корабль механически объединил в себе качества ракетного крейсера, большого противолодочного корабля и вертолетоносца.




Таким образом, название «авианесущий крейсер» применительно к кораблям проекта 1143 вполне отражает действительность.
Несомненно, разработка и постройка первых авианесущих кораблей отечественного ВМФ является значительной вехой в истории флота, знаменующей качественно новый этап в его развитии. В то же время авианесущие крейсера - явный скачок в сторону от генеральной линии развития военных кораблей с самолетами на борту. По своему водоизмещению и размерам корабли проекта 1143 близки к французским авианосцам «Клемансо» и «Фош», но последние являются полноценными авианесущими кораблями, на которых базируются «нормальные» палубные самолеты, чья боевая эффективность значительно выше, чем у СВВП.
Авианесущий корабль предназначен для действий в составе эскадры, вместе с ракетными крейсерами. Отсюда напрашивается вопрос: зачем на «Киеве» стоят ПКР? Не лучше ли вес и место, отведенные ракетам, было отдать самолетам или просто уменьшить размеры (а значит и стоимость) корабля? Не совсем понятен и состав авиагруппы, особенно если рассматривать его в свете советской доктрины глобальной ядерной войны. Для борьбы с субмаринами СВВП не подходят, на них нет ни поискового оборудования, ни специального вооружения. Поэтому, если крейсер противолодочный, то лучше иметь чисто вертолетное вооружение. СВВП хороши в локальных военных конфликтах, типа Фолклендского, где воевать приходится с противником, имеющим не лучшую технику и среднюю боевую подготовку. Как известно, СССР, по крайней мере, официально в таких военных конфликтах непосредственно принимать участие не собирался. В западной прессе также высказывалось недоумение по поводу назначения Як-38 - предполагали, что они нужны для перехвата патрульных самолетов «Орион» или охраны противолодочных вертолетов. Однако, «Орион» - не самая сложная цель для ЗРК средней и большой дальности, ну а в случае глобальной войны вряд ли бы СВВП смогли уберечь вертолеты от F-14 и F-18. Действительно, как впоследствии выяснилось, в авиации ВМФ СССР Як-38 считался штурмовиком, отчего боевое назначение крейсеров типа «Киев» выглядит еще более запутанным.
При всех своих недостатках крейсера типа «Киев» были грозными боевыми кораблями, другое дело, что с технической стороны вполне можно было вместо них построить нормальные авианосцы. Думается, появление уникальных в мировой практике интегральных авианосцев-БПК-ракетных крейсеров связано с маневрами и интригами в военно-политическом руководстве страны, попыткой любой ценой протащить самолет на палубу корабля. Слово «авианосец» по-прежнему в верхах относилось к нецензурным.
Эллинг судостроительного завода в Николаеве - единственного в СССР, имевшего возможность строить авианесущие корабли, не пустовал. В 1975 г., после спуска «Минска», был заложен третий крейсер серии - «Баку». Корабль вскоре был переименован в «Новороссийск», в память об участии Леонида Ильича в событиях на «Малой Земле». При постройке «Новороссийска» (спущен на воду в 1978 г., вошел в строй в 1983г.) была предпринята попытка увеличить полезную нагрузку СВВП путем установки огромных газоотводных устройств на стартовых площадках полетной палубы. Эти устройства представляли собой шахты в палубе диаметром 3-5 м, выведенные за борт и предназначенные для газовых струй СВВП с целью улучшения их взлетных характеристик. В конечном итоге они себя не оправдали, и их демонтировали еще до вступления корабля в строй, а задачу увеличения полезной нагрузки пришлось решать с помощью внедрения взлета с коротким разбегом. Такой взлет из-за конструктивных особенностей Як-38 был делом крайне сложным и рискованным, строевыми летчиками он был освоен только в 1983 г. Монтаж и демонтаж газоотводных устройств задержал вступление в строй корабля на три года.
Четвертый и последний авианесущий крейсер «Баку» (первоначально назывался «Харьков») строился по откорректированному проекту 11434. Радикальным образом обновилось радиоэлектронное оборудование корабля, изменилась архитектура надстройки, количество пусковых установок ПКР увеличилось с восьми до двенадцати. Закладка крейсера состоялась традиционно сразу же после освобождения стапеля «Новороссийском» - в декабре 1978 г., «Баку» был спущен на воду в 1982 г., вошел в строй в 1987 г.
«Киев» и «Баку» вошли в состав Северного флота, «Минск» и «Новороссийск» - в состав Тихокеанского. У этих кораблей, несмотря на спорность самой идеи тяжелого авианесущего крейсера, могла быть долгая история. Однако, три корабля были выведены из состава ВМФ в 1993 г. в юношеском для авианосцев возрасте: «Киев» отслужил 18 лет, «Минск» - 16 и «Новороссийск» - 12 лет, в го время как в США нормальным сроком эксплуатации авианосца считается 40-50 лет. Крейсера продали за рубеж, добро бы еще как боевые корабли, а то ведь - на лом. Одной из причин вывода ТАКР из боевого состава флота называлось снятие с вооружения самолетов Як- 38. Однако ничто не мешало переквалифицировать авианесущие корабли в крейсера-вертолетоносцы, что, кстати, и было сделано с последним кораблем серии, переименованном в 1990 г. в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».


Был советским крейсером.

Североморцы всерьез рассчитывали иметь в составе флота две авианосных группы: одну с авианосцем «Адмирал Кузнецов» во главе, оптимизированную для решения задач ПВО, другую - с «Адмиралом Горшковым» - для решения задач ПЛО. Не вышло, в 1995 г. на крейсере «Адмирал Горшков» случился пожар, после чего корабль стал на вялотекущий ремонт. В то же время, переговоры о возможной продаже последнего авианесущего крейсера проекта 1143 велись с начала «прихватизационного бума» (пожалуй, и продажа трех других кораблей была вызвана желанием немедленно получить деньги и нежеланием тратить средства на поддержание их боеспособности), пожар 1995 г. только укрепил намерения «верхов» продать корабль. Одиссея «Адмирала Горшкова» («в замужестве» «Викрамадитьи», язык свернешь!) не входит в цели данной статьи и будет нами проигнорирована. Почти. Сам подход - сделать из крейсера авианосец и продать его за границу при наличии в составе собственного флота ЕДИНСТВЕННОГО авианесущего корабля, кажется весьма интересным. С точки зрения прокуратуры (или военного трибунала), а не с точки зрения разумной морской стратегии…


Стал индийским авианосцем.

Еще в 60-е годы многим специалистам было ясно, что СВВП в обозримом будущем не смогут на равных бороться с нормальными самолетами. А значит, задача противостояния на равных ВМС США в Мировом океане или даже надежного прикрытия с воздуха своих кораблей и подводных лодок за пределами радиуса действия истребителей берегового базирования, несмотря на ввод в строй авианесущих крейсеров проекта 1143, по-прежнему остается открытой. Альтернативы полноценному авианосцу не существовало.
В 1973 г. началось проектирование атомного авианосца проекта 1160 под шифром «Орел» водоизмещением 75-80 000 т. По сути, это был аналог американского многоцелевого авианосца, хотя и с «национальными» особенностями: на нем предусматривалась установка ПКР. Проект поддержал министр обороны Гречко. Более того, на обсуждении проекта он без всякой дипломатии посоветовал не мудрить, а делать корабль с авиапарком «как у «Нимица». Резко возражал против строительства атомного авианосца Устинов, который предлагал строить третий крейсер проекта 1143 по модернизированному проекту, предусматривающему базирование на нем перспективных сверхзвуковых СВВП.
При более детальном рассмотрении проект отвергли, взамен появилось еще одно «руководящее» ЦУ - делать новый проект на 36 летательных аппаратах с катапультным взлетом в размерениях «Киева» - и … опять негативная реакция специалистов на очередную инициативу верхов. После длительных препирательств и подковерной борьбы выходит постановление Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании «большого крейсера с авиационным вооружением» проекта 1153 водоизмещением до 70 000 т; до 1985 г. намечалось ввести в строй два корабля. И вновь ничего не вышло. В 1975 г. в ход работ опять вмешался Устинов, что вылилось в очередную дискуссию о нужности авианосцев ВМФ страны. Через год - в 1976 - проект авианесущего корабля опять был пересмотрен в сторону уменьшения водоизмещения до 60 000 т.
Эскизное проектирование атомного авианосца проекта 1153, рассчитанного на 50 летательных аппаратов катапультного взлета, было завершено в 1976 г. Над проектом работало 66 организаций 13-ти министерств. На самом высшем уровне было принято решение: «Эскизный проект утвердить. Дальнейшее проектирование прекратить». На выдачу такого заключения, видимо, сильно повлияла смерть в 1976 г. двух высокопоставленных сторонников авианосцев - министра обороны Гречко и министра судостроительной промышленности Бутомы. Горшков же в одиночку сражаться с Устиновым не смог или не захотел…
Самостоятельная линия проектирования авианосца прервалась. Возобладало мнение о необходимости развития крейсеров проекта 1143. Как уже упоминалось выше, но модернизированному проекту был построен четвертый корабль - «Баку», на пятом предполагалось разместить самолеты катапультного взлета. Задание на его проектирование было выдано в 1979 г., будущий авианосец еще сохранял идеи корабля проекта 1153., но иод давлением сверху его водоизмещение в очередной раз уменьшили и отказались от атомной силовой установки. Вообще, возникла «хорошая» традиция пересматривать ТТЗ на перспективный авианесущий крейсер каждый год - в начале 1980 водоизмещение ограничили 45 000 т, а в конце года запретили увеличивать размерения по сравнению с «Баку», зато в 1981 г. Устинов разрешил увеличить водоизмещение на 10 000 т. Одновременно шла жестокая борьба между сторонниками катапульт и поклонниками трамплинного взлета самолетов с борта корабля. В конечном итоге, как известно, остановились на трамплине.
Окончательный технический проект тяжелого авианесущего крейсера 1143.5 был утвержден в июле 1982 г. Номер проекта расшифровывается как пятый корабль проекта 1143, хотя на самом деле это была третья итерация авианосца проекта 1160. По традиции корабль классифицировался как тяжелый авианесущий крейсер, хотя это был самый настоящий авианосец. Возможно, СССР не хотел дразнить гусей: конвенция 1936г., заключенная в Монтрё, запрещала проход авианосцами Босфора и Дарданелл, а корабль строился отнюдь не для Черного моря, и хотя бы однажды пройти проливами ему было необходимо.
В феврале 1982 г. в Николаеве был заложен первый настоящий авианосец; в 1983 г. было принято решение о строительстве второго авианосца, который и был заложен в 1985 г., сразу же, как только освободился стапель, после спуска на воду первого корабля.
Судьба авианосца проекта 1143.5 не менее извилиста, чем история, предшествовавшая его созданию. Заложен под названием «Рига» в СССР, перезаложен под новым именем «Леонид Брежнев» в феврале 1983 г., ходовые испытания проходил под названием «Тбилиси» и вошел в состав ВМФ уже другого государства - России - как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В связи с перестройкой и развалом СССР ввод корабля в строй сильно затянулся. Первую посадку на палубу авианосца летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил 1 сентября 1989 г., строевые же летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» только в 1994 г., и уже на Северном флоте.
В 1996 г. авианосец совершил первый дальний поход из Баренцева в Средиземное море. В ходе плавания отрабатывались задачи боевой подготовки; в Средиземном море российские летчики обменялись визитами дружбы с американскими коллегами из состава авиагруппы авианосца «Америка», правда, американцы не рискнули сажать на палубу российского корабля свои самолеты и направили вертолет. В настоящее время «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» входит в состав Северного флота и является единственным авианесущим кораблем российского ВМФ.


Вот он, не "младший брат"! Дай бог, не последний?

Долгая история закончилась. Наша страна наконец-то получила НАСТОЯЩИЙ АВИАНОСЕЦ. Хотя и тут - по-нашему. Ударным авианосцем этот корабль назвать нельзя, очевидная задача его авиагруппы - прикрытие своего флота вне зоны действия береговой авиации. Рискуя навлечь на себя гнев патриотов (во всех смыслах) нашей страны и флота, не могу не задать вопрос - а какой флот прикрывать собираемся? Где он, этот флот?
История закончилась. Не закончились виражи.
Второй авианосец - проект 1143.6 - был заложен под наименованием «Рига», позднее переименован в «Варяг» и «приватизирован» Украиной. Корабль был доведен до 70% готовности.
Периодически велись переговоры с Украиной о возможности его достройки, но - безрезультатно. За прошедшие годы техническое состояние авианосца ухудшилось и составляло, конечно, уже далеко не 70%, тем не менее, в свое время были проведены работы по консервации корпуса, а сам корабль не был брошен на произвол судьбы. В принципе, достройка «Варяга» была возможна, дело - только за политиками.
И, вдруг, как в известной симфонии Бетховена - «ПА-БА-БА-БАМ!».
В апреле 1998 года корабль продан китайской фирме Chong Lot Travel Agency Ltd для организации плавучего центра развлечений с казино! Аж за целых 20 млн. долларов! Иногда щедрость наших украинских друзей потрясает! Надеюсь, хоть взятки были раз в 10 больше объявленной суммы, а то как-то «земноводное» давит - продать авианосец дешевле, чем стоит один самолет на его борту!?
8 декабря 2011 года корабль с новым названием «Ши Лан» был сфотографирован американским спутником в Желтом море во время ходовых испытаний. Китайские понятия о «плавучих центрах развлечений», как видно, серьезно отличаются от общепринятых!


«Врагу не сдается наш гордый Варяг»?

История советских авианосцев не завершилась строительством «Варяга». В 1984 г. умер Устинов и сменилось руководство Генштаба, которое тоже не жаловало авианесущие корабли. У сторонников плавучих аэродромов появился шанс. В том же году началось проектирование атомного авианосца проекта 1143.7, который был заложен под названием «Ульяновск» в Николаеве в ноябре 1988 г. «Ульяновск» удалось довести до 20% готовности. По распоряжению президента Украины Кравчука его разрезали на металлолом, чтобы освободить стапель для постройки больших торговых судов для иностранных заказчиков. Ну, по крайней мере, так сказали… Много ли построили - совсем другая история.


Таким должен был быть «Ульяновск».

Вместо заключения.

В настоящее время вновь мелькают сообщения о усилении флота. Про «Мистрали» не будем, десантные корабли - «герои не нашего романа» (может новый написать?). Но в СМИ появлялась цифра 20, в качестве количества авианосцев, которые Россия собирается построить. Дай бог, конечно, нашему сами-знаете-кому сами-знаете-кого съесть! Лично у меня в связи с этим появляется лишь два вопроса.
1. Проект, конечно, нарисовать можно. Некоторые (и неплохие!) проекты я внес в статью, даже отвлекаясь от ее основной темы. Вот только строить где? Пока единственный эллинг, где последовательно строились все авианесущие корабли страны, нахолится «у г’ороде Никалаеве».
2. Есть ли концепция флота, определяющая адекватность любого проекта? Пока пытались строить авианесущие корабли, «которых ни у кого нет». Получались всегда универсальные корабли, не способные до конца выполнить ни одну из конкретных задач. Хотя, если кто верит, что «Кузнецов» в одиночку может «уделать» весь шестой (для примера) американский флот, спорить не буду. Но все-таки, авианосцам не помешало бы и прикрытие (впрочем, наше руководство, кажется, считает, что «Мистрали» в прикрытии не нуждаются, а чем авианосцы хуже?), которое тоже надо строить. Когда, где, сколько?
Автор:Игорь Андреев.
[Источники]Источники:
http://maxpark.com/community/14
Источник:http://maxpark.com/account.

Статьи по этой теме:
Младший брат авианосца. Часть II.

Младший брат авианосца. Часть I.

Противолодочный крейсер - вертолетоносец проекта 1123 «Ленинград».

Корабли Армагеддона. Тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143.

АУГ в бою. У далёких берегов.

Способна авиация нанести значительный ущерб высокозащищенному кораблю класса «линкор".

Как бы развивался военный конфликт между СССР и США с применением тактических вооружений.

Эскадра большого океана адмирала Горшкова.

image Click to view


СССР., СССР vs США, ПРОТИВОСТОЯНИЕ., РОССИЯ., АВИА., ФЛОТ.

Previous post Next post
Up