Блокадные годы Ленинградского зоопарка

Dec 08, 2016 13:21

Оригинал взят у karhu53 в Блокадные годы Ленинградского зоопарка
Блокадные годы Ленинградского зоопарка



Рассказ о трудностях, выпавших на долю людей и животных Ленинградского зоопарка во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны,.

Через девять дней с начала войны с германо-фашистскими захватчиками в глубокий тыл была переправлена часть обитателей ленинградского зоосада. 30 июня 1941 года увезли животных представляющих собой особую ценность: черную пантеру, тигров, львов, ягуара Феликса, носорога Милли, редкие породы обезьян и некоторые другие виды животных. Опасались не только воздушного нападения, способного уничтожить редкие особи, но и самой хищной натуры зверей, которые могли в момент бомбежки вырваться из своих клеток и напасть на жителей города.

Но незадолго до этого была отправлена в Белоруссию часть обитателей зоосада, где она должна была находиться два месяца, как выездной зверинец из шестидесяти особей, в числе которых был американский крокодил. На момент вторжения фашистов на территорию Советского Союза зоопарк размещался в Витебске, что затрудняло срочную эвакуацию животных. Под непрерывными бомбежками сотрудники зоопарка покидали город, стараясь спасти как можно больше животных. Транспортировка крокодила не представлялась возможной в такой спешке, так как для его перевозки требовались особые условия. Тогда и было принято решение выпустить его в воду Западной Двины. Что с ним было дальше, никто уже никогда не узнает.

После эвакуации в зоопарке Ленинграда осталось еще довольно много зверей и птиц, до войны зверинец насчитывал около полутысячи жителей дикой природы. Среди оставшихся зверей была индийская слониха по имени Бетти, которая проживала там с 1911 года. Во время воздушной тревоги и завывания сирен она спешно покидала дворик вольера и пряталась в закрытое помещение на его территории. Но ночью 10 сентября фугасная бомба, сброшенная с немецкого бомбардировщика, спикировавшего к зоопарку, взорвалась у самого слоновника, убив сторожа и смертельно ранив Бетти, которая скончалась спустя пятнадцать минут в развалинах своего дома.

[Spoiler (click to open)]


Погибшая от немецкой бомбы слониха Бетти

Еще одним жителем зоосада, которого не вывезли с остальными животными в тыл, была бегемотиха Красавица. Она, кстати, была завезена в зоосад также как и слониха Бетти в 1911 году. Ее вес на тот момент, когда началась блокада в Ленинграде был сравним с весом тридцати взрослых человек, и составлял примерно две тысячи килограмм. Кожа по толщине была сопоставима с шириной доски, которой настилают полы.

У Красавицы была своя смотрительница, звали ее Евдокия Дашина и во многом благодаря ей бегемот пережил трудные годы.



Бегемот Красавица и Евдокия Дашина
Самый трудный период для Дашиной и ее подопечной выдался в зиму с 1941-1942 года, отсутствие воды в водопроводе, подведенном к бассейну Красавицы, грозило для нее смертью, ведь бегемоты долго без воды жить не могут. Чтобы избежать трещин на коже бегемотихи воду в ее бассейн возили с Невы-реки, бочка, вмещающая в себя сорок ведер, ежедневно доставлялась в зоопарк. Воду грели и выливали на бегемотиху. Кожу, которая до этого успела потрескаться, натирали камфорной мазью, которой уходило по килограмму в день. В скором времени бегемотиха пошла на поправку, кожа зажила. Теперь во время обстрела Красавица медленно, без всякой спешки скрывалась в своем бассейне под толщей воды и отсиживалась в этом бомбоубежище до конца стрельбы.

Красавица пережила всю войну, блокаду и смогла дожить в полном здравии до 1951 года.
- Я видела документы врачебного осмотра до ее смерти и сразу после. Так вот, там никаких серьезных хронических болезней не зафиксировано. Просто старческие изменения, - так вспоминает Елена Денисенко, автор книги «От зверинцев к зоопарку». Ветеринарные врачи не раз восхищенно восклицали: «Вот она, блокадная закваска!». Красавица долго радовала детишек в зоопарке и сотрудников вместе с ней переживших эти тяжелые времена.

В материалах блокадного "Костра" много замечательных очерков Екатерины Борониной, сотрудника журнала. Ее корреспонденции с передовой, из осажденных фортов, из госпиталей помогали верить, что город не сломлен. В одном из номеров Екатерина Воронина рассказала ребятам о жизни обитателей блокадного зоопарка.


Ленинград, Блокада

Previous post Next post
Up