Боевые действия на морских театрах в 1914 году: Северное и Средиземное моря.
Jan 07, 2017 21:21
Боевые действия на морских театрах в 1914 году: Северное и Средиземное моря Боевые действия на морских театрах в 1914 году: Северное и Средиземное моря Учитывая мощь Военно-морских сил Британии и Германской империи, Северное море считалось главным из морских театров военных действий. Военные действия на Северном море начались в соответствии с планами, которые были разработаны до Первой мировой войны. Основные усилия британского флота были направлены на дальнюю блокаду Германии. Военные действия охватили огромную область Северного моря - до 120 тыс. квадратных миль и район Ла-Манша. Первоначально британцы собирались осуществлять блокаду с помощью поисковых крейсерских эскадр поддерживаемых линейными силами, не выставляя постоянные посты. Но уже 8 августа 1914 года немецкие субмарины появились у Оркнейских островов, где находилась одна из главных баз британского флота - Скапа-Флоу и одна из подлодок пыталась атаковать линкор «Монарх». На следующий день английский крейсер «Бирмингем» выследил и утопил немецкую субмарину. Британское командование было вынуждено отвести Гранд-Флит (англ. Grand Fleet - «Большой Флот») западнее Оркнейского архипелага и принимает решение усилить оборону Скапа-Флоу и перейти к системе постоянных блокадных дозоров. В дальнейшем британское командование не раз было вынуждено отводить флот из Скапа-Флоу, база не имела хорошей противолодочной защиты.
11 августа на линии Питерхед (британский порт) - Христиансанд (гавань и город в Южной Норвегии, на Скагерраке) была развёрнута крейсерская эскадра, но её плотность была незначительной - 8-10 крейсеров на 240 миль. Хотя периодически в море выходили и другие крейсерские эскадры. Немцы практически сразу этим воспользовались - в открытое море прорвался вспомогательный крейсер «Император Вильгельм Великий» (его переоборудовали из трансатлантического лайнера, вооружив шестью 4-дюймовыми орудиями и двумя 37 миллиметровыми пушками). Немецкий крейсер пропустил два пассажирских судна, т. к. на их борту находилось много женщин и детей, затем потопил два грузовых судна. Надо отметить, что в Первую мировую войну подобные проявления благородства на войне случались не раз, многие офицеры воспитывались на рыцарских идеалах. 26 августа 1914 года крейсер был застигнут врасплох, во время бункеровки углем у побережья тогдашней испанской колонии Рио-де-Оро (ныне Западная Сахара) в западной Африке, старым британским крейсером «Хайфлайер». По версии британцев, они утопили немецкий корабль, немцы считают, что после того, как у крейсера кончились боеприпасы, они его сами затопили на мелководье и покинули «Вильгельм». Это бы первый рейдер, утопленный во время Первой мировой войны.
Битва у Рио де Оро
После этого британское командование разбило северную и среднюю часть Северного моря на 7 секторов, где были выставлены крейсерские дозоры. Время от времени в море выходили и основные линейные силы флота - в августе они совершили 5 выходов. Одновременно у Гельголанда (архипелаг в Северном море, где была большая военно-морская база германских ВМС) постоянно дежурили две-три британские субмарины.
Более мощно был перекрыт Английский канал (Ла-Манш), пролив между Англией и Францией. Там было создано семь блокадных линий постоянных дозоров с привлечением старых линейных кораблей, броненосных и лёгких крейсеров, миноносцев и подводных лодок.
В середине августа основные силы британского флота прикрывали транспортировку британского экспедиционного корпуса во Францию. Решение о переброске 4 пехотных дивизий и 1 кавалерийской дивизии было принято 6 августа. Главным портом посадки был Саутгемптон, для тех частей, которые были в Шотландии и Ирландии - Глазго, Дублин и Белфаст. Во Франции экспедиционные силы высаживали в Гавре (основной пункт высадки), Руане, Булоне. Основные силы были переброшена за три дня - 15-17 августа. Для охраны этой операции британское командование стянуло почти все основные силы флота.
Сражение в Гельголандской бухте (28 августа 1914 года). Британское командование решило провести отвлекающую операцию в Гельголандской бухте, чтобы прикрыть высадку десанта в Остенде (она началась утром 27 августа). Разведка выявила слабые места обороны немцев, к примеру, не было удалённых разведывательных дозоров, немцы были беспечны, не организовали хорошей противолодочной защиты. Для операции британцы выделили 1-ю эскадру линейных крейсеров вице-адмирала Битти (три корабля), отряд линейных крейсеров «K» контр-адмирала Мура (два корабля), 7-ю крейсерскую эскадру контр-адмирала Кристиана (5 броненосных крейсера и один лёгкий крейсер), 1-ю эскадру лёгких крейсеров коммодора Гуденафа (6 кораблей), флотилию подводных лодок коммодора Кийза (два эсминца, 6 субмарин), 3-ю флотилию эсминцев коммодора Теруита (один лёгкий крейсер и 16 эсминцев) и 1-ю флотилия эсминцев (лёгкий крейсер и 19 эсминцев). Немцы были застигнуты врасплох: в море было несколько лёгких крейсеров и эсминцев (к тому же крейсера были в разных пунктах, а не едином кулаке), все линкоры и линейные крейсера были заперты в гавани и не могли выйти в море из-за отлива.
В целом единого боя не было - произошла серия схваток превосходящих британских сил с немецкими кораблями. Ни британцы, ни немцы не смогли организовать согласованных действий своих разнородных сил - крейсеров, эсминцев, подводных лодок. Ситуацию усугубляла туманная погода, так часть британских сил не знала о присутствии других своих соединений - 1-я эскадра лёгких крейсеров Гуденафа была принята коммодором Кийзом за немцев, он позвал на помощь 3-ю флотилию Теруита. Ситуация едва не закончилась трагически, гибелью нескольких британских кораблей.
Немцы потеряли в этом сражении 3 лёгких крейсера («Майнц», «Кёльн», «Ариадне»), один эсминец, 2 лёгких крейсера были повреждены. Более 1 тыс. человек погибли, были ранены, взяты в плен. Погиб и командующий немецкими лёгкими силами в районе Гельголанда был контр-адмирал Леберехт Маасс (или Маас), он держал свой флаг на лёгком крейсере «Кёльн». У британцев были сильно повреждены два лёгких крейсера и три миноносца (32 человек убитых и 55 ранены). Надо отметить, что немецкие экипажи бились геройски, не спуская флага до последнего.
27 февраля 2012 Боевые действия на морских театрах в 1914 году: Северное и Средиземное моря Боевые действия на морских театрах в 1914 году: Северное и Средиземное моря Учитывая мощь Военно-морских сил Британии и Германской империи, Северное море считалось главным из морских театров военных действий. Военные действия на Северном море начались в соответствии с планами, которые были разработаны до Первой мировой войны. Основные усилия британского флота были направлены на дальнюю блокаду Германии. Военные действия охватили огромную область Северного моря - до 120 тыс. квадратных миль и район Ла-Манша.
Первоначально британцы собирались осуществлять блокаду с помощью поисковых крейсерских эскадр поддерживаемых линейными силами, не выставляя постоянные посты. Но уже 8 августа 1914 года немецкие субмарины появились у Оркнейских островов, где находилась одна из главных баз британского флота - Скапа-Флоу и одна из подлодок пыталась атаковать линкор «Монарх». На следующий день английский крейсер «Бирмингем» выследил и утопил немецкую субмарину. Британское командование было вынуждено отвести Гранд-Флит (англ. Grand Fleet - «Большой Флот») западнее Оркнейского архипелага и принимает решение усилить оборону Скапа-Флоу и перейти к системе постоянных блокадных дозоров. В дальнейшем британское командование не раз было вынуждено отводить флот из Скапа-Флоу, база не имела хорошей противолодочной защиты.
11 августа на линии Питерхед (британский порт) - Христиансанд (гавань и город в Южной Норвегии, на Скагерраке) была развёрнута крейсерская эскадра, но её плотность была незначительной - 8-10 крейсеров на 240 миль. Хотя периодически в море выходили и другие крейсерские эскадры. Немцы практически сразу этим воспользовались - в открытое море прорвался вспомогательный крейсер «Император Вильгельм Великий» (его переоборудовали из трансатлантического лайнера, вооружив шестью 4-дюймовыми орудиями и двумя 37 миллиметровыми пушками). Немецкий крейсер пропустил два пассажирских судна, т. к. на их борту находилось много женщин и детей, затем потопил два грузовых судна. Надо отметить, что в Первую мировую войну подобные проявления благородства на войне случались не раз, многие офицеры воспитывались на рыцарских идеалах. 26 августа 1914 года крейсер был застигнут врасплох, во время бункеровки углем у побережья тогдашней испанской колонии Рио-де-Оро (ныне Западная Сахара) в западной Африке, старым британским крейсером «Хайфлайер». По версии британцев, они утопили немецкий корабль, немцы считают, что после того, как у крейсера кончились боеприпасы, они его сами затопили на мелководье и покинули «Вильгельм». Это бы первый рейдер, утопленный во время Первой мировой войны.
Боевые действия на морских театрах в 1914 году: Северное и Средиземное моря Битва у Рио де Оро
После этого британское командование разбило северную и среднюю часть Северного моря на 7 секторов, где были выставлены крейсерские дозоры. Время от времени в море выходили и основные линейные силы флота - в августе они совершили 5 выходов. Одновременно у Гельголанда (архипелаг в Северном море, где была большая военно-морская база германских ВМС) постоянно дежурили две-три британские субмарины.
Более мощно был перекрыт Английский канал (Ла-Манш), пролив между Англией и Францией. Там было создано семь блокадных линий постоянных дозоров с привлечением старых линейных кораблей, броненосных и лёгких крейсеров, миноносцев и подводных лодок.
В середине августа основные силы британского флота прикрывали транспортировку британского экспедиционного корпуса во Францию. Решение о переброске 4 пехотных дивизий и 1 кавалерийской дивизии было принято 6 августа. Главным портом посадки был Саутгемптон, для тех частей, которые были в Шотландии и Ирландии - Глазго, Дублин и Белфаст. Во Франции экспедиционные силы высаживали в Гавре (основной пункт высадки), Руане, Булоне. Основные силы были переброшена за три дня - 15-17 августа. Для охраны этой операции британское командование стянуло почти все основные силы флота.
Сражение в Гельголандской бухте (28 августа 1914 года). Британское командование решило провести отвлекающую операцию в Гельголандской бухте, чтобы прикрыть высадку десанта в Остенде (она началась утром 27 августа). Разведка выявила слабые места обороны немцев, к примеру, не было удалённых разведывательных дозоров, немцы были беспечны, не организовали хорошей противолодочной защиты. Для операции британцы выделили 1-ю эскадру линейных крейсеров вице-адмирала Битти (три корабля), отряд линейных крейсеров «K» контр-адмирала Мура (два корабля), 7-ю крейсерскую эскадру контр-адмирала Кристиана (5 броненосных крейсера и один лёгкий крейсер), 1-ю эскадру лёгких крейсеров коммодора Гуденафа (6 кораблей), флотилию подводных лодок коммодора Кийза (два эсминца, 6 субмарин), 3-ю флотилию эсминцев коммодора Теруита (один лёгкий крейсер и 16 эсминцев) и 1-ю флотилия эсминцев (лёгкий крейсер и 19 эсминцев). Немцы были застигнуты врасплох: в море было несколько лёгких крейсеров и эсминцев (к тому же крейсера были в разных пунктах, а не едином кулаке), все линкоры и линейные крейсера были заперты в гавани и не могли выйти в море из-за отлива.
В целом единого боя не было - произошла серия схваток превосходящих британских сил с немецкими кораблями. Ни британцы, ни немцы не смогли организовать согласованных действий своих разнородных сил - крейсеров, эсминцев, подводных лодок. Ситуацию усугубляла туманная погода, так часть британских сил не знала о присутствии других своих соединений - 1-я эскадра лёгких крейсеров Гуденафа была принята коммодором Кийзом за немцев, он позвал на помощь 3-ю флотилию Теруита. Ситуация едва не закончилась трагически, гибелью нескольких британских кораблей.
Немцы потеряли в этом сражении 3 лёгких крейсера («Майнц», «Кёльн», «Ариадне»), один эсминец, 2 лёгких крейсера были повреждены. Более 1 тыс. человек погибли, были ранены, взяты в плен. Погиб и командующий немецкими лёгкими силами в районе Гельголанда был контр-адмирал Леберехт Маасс (или Маас), он держал свой флаг на лёгком крейсере «Кёльн». У британцев были сильно повреждены два лёгких крейсера и три миноносца (32 человек убитых и 55 ранены). Надо отметить, что немецкие экипажи бились геройски, не спуская флага до последнего.
Тонущий «Майнц».
Действия германских ВМС
Немцы также не решились вывести флот для генеральной битвы, и основные надежды возлагали на действия подводного флота. Не пыталось германское командование, и сорвать высадку британских экспедиционных сил. Во многом эта позиция была основана мнением, что война с Францией будет скоротечной и британский корпус не сможет помешать разгромить французскую армию. Немецкие подводные силы в сентябре-октябре достигли довольно хороших успехов - они потопили 4 крейсера, гидрокрейсер (корабль, обеспечивающий групповое базирование гидросамолётов), 1 подводную лодку, несколько торговых судов, десятки рыболовных судов.
Наибольших успехов достигла германская подводная лодка U-9 (её спустили на воду в 1910 году) под командованием Отто Эдуарда Веддигена. Субмарина 22 сентября 1914 года в течение полутора часов утопила три английских крейсера: «Хог», «Абукир» и «Кресси».
Экипаж U-9. Отто Веддиген стоит в центре.
22 сентября в ходе патрулирования Веддиген обнаружил три тяжелых четырёхтрубных крейсера британских ВМС из 7-й крейсерской эскадры. Веддиген с наполовину разряженными аккумуляторами пошёл в атаку на 3 британских броненосных крейсера. В ходе первого захода с дистанции 500 метров U-9 одной торпедой ударила по «Абукиру», который начал медленно тонуть. Британцы с других крейсеров посчитали, что «Абукир» нарвался на мину, остановились, чтобы начать спасательные работы. После манёвра и перезарядки аппарата субмарина Веддигена дала двухторпедный залп с дистанции в одну милю по «Хогу». Крейсер поразила только одна торпеда, Веддиген сблизился, зарядив носовой торпедный аппарат последней торпедой, и с 300 метров нанёс второй удар, при этом при маневрировании немцы еле избежали столкновения с британским кораблём. В это время поступило сообщение, что батарея почти полностью разряжена, хватает только, чтобы отойти на минимальное расстояние от британцев. Но, немецкий командир принимает рискованное решение ударить по третьему крейсеру из кормового аппарата, хотя была возможность, что субмарина потеряет ход под самым носом у британцев. После длительного маневрирования Веддиген смог направить кормовые аппараты на третий крейсер и расстояния в милю атаковал. Риск оправдался - обе торпеды поразили цель, крейсер пошёл ко дну.
Схема атаки подлодки U-9 22.09.1914 г.
германская подводная лодка U-9.
Англия потеряла 1 459 человек погибшими, только 300 смогли спастись. За первое в мировой истории потопление субмариной трёх боевых кораблей Веддигена наградили Железными крестами 2-го и 1-го класса, а весь экипаж Железными крестами 2-го класса. Этот бой стал шоком для всей Британии, погибло больше английских моряков, чем за всю кровавую Трафальгарскую битву (1805 года). После этого случая британские корабли стали передвигаться только противолодочным зигзагом и капитанам запретили останавливаться и подбирать с воды тонущих товарищей. Эта атака показала резко возросшую роль подводного флота в войне на море. 15 октября 1914 года субмарина U-9 под командованием Веддигена утопила ещё один британский крейсер, командира наградили высшей военной наградой Пруссии орденом «За заслуги» (Pour le Mérite) и рядом других почётных знаков отличия. Британцы смогли отомстить 18 марта 1915 года, U-29 под командованием Веддигена в условиях плохой видимости протаранил британский линкор, родоначальник нового класса этих кораблей - «дредноутов» «Дредноут». Германская субмарина погибла со всем экипажем.
В ноябре-декабре германские крейсера провели две набеговые операции против английского побережья. 3 ноября был обстрелян порт Ярмут, 16 декабря Хартлпул, Скарборо, Уитби. Одновременно немцы выставили минные заграждения. Операцию прикрывали две эскадры линейных кораблей, силы подводного флота и эсминцы. Германское командование хотело выманить в море часть основным сил британского флота и уничтожить их. Но бой не состоялся, только во время второго рейда была кратковременная перестрелка миноносных и крейсерских сил.
Германские моряки в Вильгельсгафене встречают вернувшуюся после победы лодку U-9.
Британцы. Действия немецких подводных сил, набеги на побережье крейсеров нанесли большой ущерб престижу британского флота. Лондон, стараясь сохранить авторитет флота, заявил, что действия немцев по обстрелу мирных, якобы незащищенных городов незаконны, т. к. нарушают Гаагскую конвенцию 1907 года.
Английское командование, реагируя на действия немцев, меняло дислокацию основных сил флота, систему блокады побережья Германии. Так в начале декабря линию блокадных дозоров перенесли на линию Берген (Норвегия) - Шетландские острова. В дозорах старые броненосные крейсера меняют на вспомогательные крейсера (это были, как правило, пассажирские суда - лайнеры, которые совершали регулярные рейсы в океане), они отличались большей автономностью, запасом и быстротой хода. Из 25 вспомогательных крейсеров было сформировано 5 подвижных дозоров, каждый из них нёс дежурство в определённом районе.
Кроме того, британцы принимали и другие меры, чтобы подорвать экономику Германии. 5 ноября Лондон объявил всё Северное море зоной боевых действий. Все торговые суда нейтральных стран были должны теперь идти в Атлантический океан и обратно только через Ла-Манш, с обязательным заходом в британские порты для досмотра. Одновременно британское правительство потребовало от нейтральных стран прекратить торговлю с Германией товарами своего производства. Ряд стран были вынуждены согласится с этими требованиями. Это был сильный удар по экономике Германии, Берлин смог сохранить торговые связи только с Данией, Швецией и Турцией (а через неё с некоторыми регионами Азии).
Итоги кампании 1914 года на Северном море
- Война показала, что британский и германский планы войны на этом театре военных действий оказались в основном ошибочными. Блокада с моря Германии, в военном плане, в целом провалилась - немецкие рейдеры прорывались в Атлантику, вражеские корабли и целые соединения выходили в море и доходили до английских берегов. «Малая война» немецких ВМС также не достигла главной своей цели - уравнения сил с «Большим флотом» Британии.
- Кампания 1914 года показала возросшую роль подводных сил. Субмарины могли вести успешную оперативную разведку (так успех британцев в сражение в Гельголандской бухте был основан на донесениях субмарин, которые дежурили у германской базы), успешно атаковать большие боевые корабли, торговые суда, наносить удары даже по кораблям, которые были на военно-морских базах. Британцы были вынуждены пересматривать систему дальней блокады, изменить состав сил используемых для неё. Британцам и немцам пришлось усиливать противолодочную защиту своих основных военно-морских баз.
- Оба флота оказались не готовы к минной войне, имея малые запасы мин. Британцы в 1914 году выставили 2264 мины и только в оборонительных целях. Немцы из 2273 мин. чуть более половины выставили у берегов Англии.
- Британское и германское командования практически не смогли организовать взаимодействие ВМС и сухопутных сил. Германский флот вообще не привлекался для поддержки армии, британцы выделили небольшие силы для поддержки войск во Фландрии.
- Британский и германский флоты столкнулись с проблемой командования. Британское Адмиралтейство ограничило компетенцию командования Флота Канала (силы, которые обороняли Ла-Манш) и Большого флота правом управления только отдельными операциями, в основном оперативно-тактического характера. У немцев в действия командования флота постоянно вмешивался император и морской генеральный штаб, что фактически полностью лишило ВМС инициативы.
- В кампанию 1914 года британцы потеряли, это не только боевые потери, но и не боевые (к примеру, от столкновений): 2 линкора, 6 крейсеров, 1 гидрокрейсер, несколько кораблей других классов. Немецкие потери: 6 крейсеров, 9 эсминцев и миноносцев, 2 тральщика, 5 субмарин.
Средиземное море
Главной задачей британо-французских сил в Средиземном море было уничтожение германских крейсеров «Гебен» и «Бреслау» (они входили в Средиземноморскую эскадру под командованием контр-адмирала Вильгельма Сушона), чтобы обеспечить беспрепятственную переброску французских сил из Африки во Францию. Кроме того, было необходимо обеспечить блокаду или уничтожение ВМС Австро-Венгерской империи.
28 июля 1914 года Вена объявила войну Белграду, «Гебен» в это время находился в Адриатическом море, в хорватском городе Пола, где крейсер проходил ремонт паровых котлов. Германский адмирал Сушон, чтобы его не блокировали в Адриатике, вышел в Средиземное море и 1 августа «Гебен» прибыл в итальянский Бриндизи. Итальянские власти, сообщив о нейтралитете, отказались давать уголь. «Гебен» отбыл в итальянский Таранто, где к нему присоединился лёгкий крейсер «Бреслау». Оба корабля пошли в Мессину (Сицилия), где немцам удалось получить уголь с немецких торговых судов.
30 июля Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль приказал командующему Средиземноморским флотом адмиралу Арчибальду Милну защитить переброску французских сил из Северной Африки через Средиземное море во Францию. Кроме того, он был должен вести наблюдение за Адриатическим морем, откуда могли выйти австрийские линкоры. Одновременно Милну пришлось направить часть сил к Гибралтару, была опасность, что немцы будут прорываться в Атлантику. Средиземноморский британский флот, в это время базировался на Мальте и мел в своём составе: три современных быстроходных линейных крейсера, четыре старых броненосных крейсера, четыре лёгких крейсера и 14 эсминцев.
Сушон не имея конкретных указаний, решил идти к африканскому побережью, чтобы, после объявления о начале военных действий, атаковать французские порты в Алжире. Вечером 3 августа немецкий адмирал получил известие, что война началась, а утром 4 августа адмирал Альфред Тирпиц приказал немедленно следовать в Константинополь. Сушон находясь у намеченных целей - портов Бон и Филиппвилль, обстрелял их и двинулся на восток. Бомбардировка шла очень незначительно время, было выпущено 103 снаряда, которые причинили минимальный ущерб. Французы имели в Средиземном море три эскадры, но не смогли воспрепятствовать этим действиям, сосредоточившись на охране транспортов. Британские линейные крейсеры «Индомитейбл» и «Индефатигейбл» утром 4 августа встретились с немецкой эскадрой, но так как войны между Англией и Германией ещё не объявили, ограничились наблюдением.
Сушон снова зашёл в Мессину, где пополнил запасы угля. 6 августа эскадра снялась с якоря и пошла к Стамбулу. 10 августа германские крейсера вошли в Дарданеллы. Ни французы, ни британцы так и не предприняли серьёзных мер, чтобы перехватить немецкие корабли. Британцы были заняты блокадой Гибралтара и входа в Адриатическое море, к тому же Милн долго считал, что немцы пойдут на запад, а не на восток. Учитывая тот факт, что Османская империя оставалась нейтральной страной и была связана международными договорами, которые не позволяли ей пропускать через проливы военные корабли, было объявлено, что германские крейсеры войдут в состав турецких ВМС. 16 августа, прибыв в турецкую столицу, «Гебен» и «Бреслау» были официально переданы ВМС Порты, получив названия, соответственно, «Явуз Султан Селим» и «Мидилли». Но, несмотря на передачу, экипажи на кораблях остались полностью немецкими, и адмирал Сушон продолжал быть командующим эскадры. 23 сентября 1914 года Вильгельм Сушон стал главнокомандующим турецкими военно-морскими силами.
В целом Лондон устраивало, что немецкие крейсера ушли в проливы. Во-первых, они не соединились с австрийским флотом, что увеличило бы его силы и активность. Во-вторых, не ушли в Атлантику, где могли нанести определённый ущерб морским коммуникациям Британии. В-третьих, британцы как всегда вели двойную игру - их устраивало качественное усиление турецких Военно-морских сил. Теперь русский Черноморский флот терял своё преимущество и был вынужден решать задачу не десантной операции и захвата Босфора со Стамбулом, а обороны своего побережья, охоты за немецкими крейсерами. Захват Босфора и Стамбула был для Лондона одним из самых страшных кошмаров - русские выходили в Средиземноморье. Это была одна из стратегических задач британцев - не дать России выйти в Средиземное море и твёрдо встать там.
Правда, позднее англо-французскому флоту пришлось начать блокаду Дарданелл, чтобы не допустить выхода немецких кораблей в Средиземное море и их действий на коммуникациях.
Одновременно англо-французский флот в 1914 году держал свои силы в Отрантском проливе (соединяет Адриатическое море с Ионическим). Кроме того, совершил десять выходов в Адриатическое море, чтобы пресечь действия австрийского флота против Черногории, одновременно пытаясь вызвать его на генеральное сражение. Австрийское командование не собиралось начинать бой с превосходящими силами врага и избегало сражения. Происходили только небольшие стычки. Так 20 декабря австрийская субмарина атаковала и повредила французский линкор «Жан Бар» (типа «Курбэ»).
Британские корабли, преследующие «Гёбен» и «Бреслау».