На Камчатку прилетели в 10 утра. Первое что бросается в глаза - нет русских автобусов. Совсем. За три дня нахождения в Петропавловске видел только один русский автобус, где-то на задворках города. Автобусы японские, автобусы корейские, почти что в каждом автобусе сохраняется все от страны закупки - вплоть до рекламы, карты города и надписей на кнопках экстренной остановки.
Каждый дом на Камчатке, согласно древнейшей камчатской традиции, обязательно с узких боков обивается листовым железом (с широких никогда). Смысл данной традиции остался мне до сих пор непонятен. Местные люди говорят, что листами обивают ту сторону дома, что выходит на океан. Но все дома выходят на океан абсолютно разными сторонами, часто дома стоят перпендикулярно друг другу, но обиты железом все время только две боковые части дома. Зато уже через несколько лет после обивки железо начинает ржаветь и создавать трешовый и неповторимый облик зданий. Впрочем, многие здания весьма поюзанные и обшарпанные и без этого.
Все достопримечательности города находятся на двух улицах, непосредственно прилегающих к заливу - и ничего интереснее чем памятники просто нет. Вообще удивительно, что при довольно большом (для такого города) количестве туристов, в том числе иностранных, город абсолютно не заботится об инфраструктуре. Кроме отсутствия достопримечательностей в городе нет даже нормальных мест чтобы поесть. В ответ на вопрос "А где у вас можно поесть местную кухню (рыбу) в городе?" все пожимали плечами и отвечали в духе "Сходите на рынок, купите да приготовьте" (что мы в конечном итоге и сделали).
Кстати про цены. Батон хлеба стоит в городе порядка 30 рублей, а дыня 135(!!!), если я не ошибся, когда автобус проезжал рынок, за килограмм!! Местный мужик веско выразил мне локальную психологию: "Это у вас там в Москве все за 10 штук удавиться готовы, а мы тут не такие, меньше чем за 15 работать не будем. Вот и цены такие". Не стал разочаровывать мужика. По сравнению с этими ценами рыба Кета стоит смешные 40 рублей за килограмм и за два дня в городе мы обожрались этой рыбы. Местные говорят, что раньше, еще года два назад, выловленную во время нереста рыбу потрошили, вытаскивали икру и выкидывали - местным она была не нужна, а холодильников чтобы морозить и везти в Москву не было. Сейчас, рыбу вроде бы не выкидывают (или мы просто не видели), но цена все равно смешная, с Московской точки зрения. Красная икра кстати стоит 1200 за килограмм - не сильно дешевле чем в Москве.
Машины у всех праворульные, у 80% Тойоты, у 70% джипы. Хотя в принципе понятно, что джип в петропавловске не понт - а средство передвижения, и что японские машины стоят там в n раз дешевле, чем в Москве - все равно непонятно откуда столько джипов в городе, может и не так плохо живут. У местных пацанов крутая манера стартовать с третьей передачи и тормозить на ручнике - что то из начала девяностых.
Если подытожить, то если бы не корейские и японские автобусы и японские джипчеги - сплошной совок. С ними - совок с азиатским уклоном.
Японские... и корейские автобусы
С Сеульскими картами внутри
Это Ктухлу (ой, простите, Кутх)
Океан
И трешовые домики
Дома обиваются железом