Кронштадтский вояж "Ростова-на-Дону": версия №3

Nov 08, 2015 19:59

.
04.11.2015 около 17:00 (ссылка 1), после недельного тайм-аута (с раннего утра 29.10.2015), дизель-электрическая подводная лодка Б-237 "Ростов-на-Дону" в сопровождении спасательного буксира СБ-406 покинула Кронштадт и продолжила межфлотский переход из Полярного в Новороссийск. С учётом того, что без столь неожиданного отклонения от курса ДЭПЛ должна была войти в Ла-Манш примерно 25.10 (выход 16.10, Полярный-Дувр 1670 миль, средняя скорость около 7,5 узлов - как у "Новороссийска"), а от Кронштадта до Канала (как запросто называют его англичане) 1140 миль, отклонение от графика составляет более двух недель (примерно 16 суток: Ла-Манш - 10.11, Гибралтар - 17.11).



"Ростов-на-Дону" покидает Кронштадт, 04.11.2015 (фото Алексея Акентьева с подачи balabin_1712)


Лодка пробыла в Кронштадте совсем недолго, что говорит либо о том, что повреждения ГЭУ в результате предполагаемой аварии (версия №1) были незначительными, либо аварии не было вовсе. По той же причине представляется несостоятельной (надуманной) и версия №2 - пополнение всех видов запасов до требуемых норм перед переходом к месту постоянного базирования (ссылка 2) - чтобы грузить запасы целую неделю, их должно быть очень и очень много. Другое дело, если пресс-служба Минобороны имела в виду особые запасы.

Разбивка нагрузки масс корабля на составляющие (разделы, группы, подгруппы, статьи и подстатьи) регламентируется соответствующим стандартом - замечательным документом, позволяющим объять необъятное - в нём скрупулёзно перечислены все элементы, из которых состоит корабль. Стандарт (РДВ5.0205-77 или более новый) отсутствует в свободном доступе, однако, с номенклатурой "гражданских" элементов нагрузки можно ознакомиться в учебниках по проектированию судов (к примеру, А. Бронникова, Л., Судостроение, 1991) или в ОСТ5Р.0206-2002. Согласно принятой классификации, к корабельным запасам (разбросанным по трём разделам) относятся: 1) провизия, пресная вода, расходные материалы, расходные жидкие среды (топливо, масло, вода для общественных надобностей, аварийных средств и пр.); 2) топливо, масло, вода для энергетической и электроэнергетической установок; 3) боезапас.

Если представить (подчёркиваю - представить), что "Ростов-на-Дону" заходил в Кронштадт для пополнения боезапаса, то версия №2 перестаёт быть откровенно абсурдной,. однако тут же возникает вопрос: почему в Кронштадт, когда есть Полярный и есть Балтийск? Ответ, скорее всего, кроется в том обстоятельстве, на которое уже обращалось внимание в предыдущей записи на данную тему ( ссылка 3) - в наличии многопрофильного (в том числе и лодочного) судоремонтного завода (КМЗ) .и .близости завода-строителя (Адмиралтейских верфей).. Другими словами,. есть подозрение,. что на о. Котлин была произведена не только погрузка боезапаса, но и какая-то мини-модернизация.



"Ростова-на-Дону" в Кронштадте, 02.11.2015 (фото Алексея Акентьева с подачи Curious, forums.airbase.ru)

Факт возможной погрузки боеприпасов косвенно подтверждается приведённым выше фото, на которой рядом с Б-237 виден плавучий кран (подметил Curious, forums.airbase.ru), роль которого в данном процессе проиллюстрирована фотографией в конце записи,. а также сообщением о перекрытии причала,. к которому была пришвартована лодка .(ссылка 4).. В свою очередь, доказательством работоспособности комплекса "Калибр-ПЛ" являются успешные пуски ракет с борта "Ростова-на-Дону":  02.10 - по береговой цели на полигоне Чижа, .09.10 - по морской цели в полигоне боевой подготовки СФ в Баренцевом море (ссылка 5, ссылка 6).

При нехватке ракет 3М14 для нужд боевой службы их могли без особых проблем доставить на Север или на Балтику военно-транспортным самолётом. В том, что в обоих пунктах базирования имеются в наличии рабочие плавкраны и торпедозагрузочные устройства для ПЛБ пр. 877 нет ни малейших сомнений. Погрузка в Кронштадте вместо Полярного при генеральном курсе на Дувр даёт двойное удлинение маршрута (на 1670 миль) и потерю времени в 9 суток, вместо Балтийска (если решение о дозагрузке было принято уже после выхода из Полярного) - на 780 миль (в 2,4 раза) и более 4-х суток. Поэтому в качестве едва ли не единственной разумной причины захода "Ростова" в Кронштадт (кроме аварии ГЭУ) может быть названа необходимость выполнения работ .силами высококвалифицированных специалистов в заводских условиях или рядом с заводом, например:

1) устранение незначительных (но и нежелательных) сбоев в работе комплекса "Калибр-ПЛ", зафиксированных в процессе государственных испытаний лодки в полигонах Северного флота;

2) внесение непринципиальных изменений в конструкцию устройства быстрого заряжания системы управления торпедными аппаратами (СУТА) с целью увеличения штатного ракетного боекомплекта, состоящего по данным завода-строителя всего из 4-х боеприпасов (ссылка 7) (по мнению автора, должно быть минимум шесть).

Заключение. Если будет принято военно-политическое решение на применение КРБД с подводным стартом против Исламского государства, "Ростов-на-Дону" должен подойти к территориальным водам Сирии в конце ноября - начале декабря (в диапазоне средних скоростей хода 7,5-6 уз), .если нет, в указанное время он уже пройдёт Босфор и возьмёт курс на Новороссийск. Первый вариант предпочтительнее, по крайней мере, по трём причинам:

1) будет получено окончательное подтверждение боеготовности стратегической компоненты "Калибра-ПЛ";

2) начнёт функционировать система "подводного стратегического неядерного сдерживания среднего радиуса действия" (с перспективой включения в неё неатомных подводных сил всех четырёх флотов ВМФ РФ);

3) публичная демонстрация возможностей нового ракетного комплекса в боевых условиях в системе с носителем значительно повысит рейтинг российских КР и ДЭПЛ (НАПЛ) на мировом рынке вооружений. ■

P.S. При двух "если" (если "Ростов-на-Дону" действительно загрузился ракетами в Кронштадте, и, если бы автор страдал манией величия) можно было бы заподозрить некую причинно-следственную связь между записью от 22.10 (в которой говорилось о том, что Минобороны и ОПК не имеют права упустить возможность испытать "Калибр-ПЛ" в боевых условиях) и поворотом Б-237 на Кронштадт. Как показывает нехитрый расчёт (при v=7,5 уз) в этот день лодка должна была находиться как раз в точке расхождения курсов на Ла-Манш и Скагеррак.

Автор убеждён, что страной и вооружёнными силами на высшем уровне управляют люди умные, компетентные и опытные, которые принимают по большей части правильные решения - на основе детальной информации, недоступной широкой публике, и с учётом возможных последствий.. Тем не менее, область действия "человеческого фактора" распространяется и на коллегию Минобороны, и на кабинет министров, и на Совет безопасности РФ - какая-нибудь второстепенная деталь безукоризненного плана запросто может быть не учтена, не предусмотрена, упущена из виду. Поэтому, хотя благоприобретённый скепсис .и .подсказывает, что материал малоизвестного блогера .вряд ли мог попасться на глаза нужному человеку в нужное время, в голове вертится: "Ну а вдруг?" :)



Погрузка торпеды 53-65К на ПЛБ Б-871 "Алроса" пр. 877В с помощью плавкрана ПК-12050 (фото с militaryrussia.ru)



Начальный участок перехода "Ростова-на-Дону" до приблизительной точки местонахождения 22.10.15 (карты Google)

ПЛБ пр. 636, ПЛБ Б-237 "Ростов-на-Дону"

Previous post Next post
Up