Высшее образование как ритуал

Feb 09, 2017 10:08

Продолжая вчерашнюю тему про курсовые, хочется сказать, что проблема в нашем высшем образовании на деле куда как шире. Проблема в том, что процесс получения студентом этого самого высшего образования давно уже воспринимается всеми сторонами как ритуал, как набор неких бессмысленных действий, необходимых для того, чтобы пройти инициацию и получить заветный диплом.

Конечно, открыто в этом мало кто признается даже самому себе. Но на деле, а не на словах отношение к процессу именно такое. И именно отсюда во многом растут ноги у нежелания учиться всерьез, у подхода "сдал экзамен и забыл", у неспособности применить полученные знания и навыки в реальной жизни. Трудно ожидать чего-то иного от человека, который не понимает смысла совершаемых в процессе обучения действий.

Мне кажется, что та же проблема характерна и для средней школы. Но здесь я бы с удовольствием послушал школьных учителей, которые знают ситуацию гораздо лучше меня. Поэтому буду говорить только про вузы и про гуманитарные специальности.

Кто и как определяет содержание учебного плана? По сути, очень небольшая группа людей, которая формулирует его на основе своих представлений о том, что, в каком объеме и в какой последовательности должен изучать студент. После этого учебный план становится священным текстом, задаваться вопросами о смысле которого - значит впадать в ересь. По крайней мере, для студента. Того самого студента, который по этому плану должен учиться. И которому никто даже не пытается объяснить, зачем ему тот или иной предмет, почему он изучает материал именно в такой последовательности и как это все может ему пригодиться в жизни. Умные дяди решили - а ты не спорь и даже не пытайся ничего понять, просто слепо следуй установленному кем-то графику.

Такой подход не только находится в вопиющем противоречии с задачей формирования критически мыслящих личностей, он еще и выхолащивает высшее образование. Последнее в глазах студента предстает в итоге не процессом обретения полезных знаний и умений, а полосой препятствий с чередой экзаменов-барьеров, через которые надо перепрыгнуть.

Хуже того - многие преподаватели тоже не задаются вопросом о том, кому и зачем все это надо (об этом я уже писал месяц назад). Мне сказали читать такой-то курс - я читаю. Зачем он нужен в общей системе, какова его цель, почему он читается именно в этом семестре - такими вопросами задаваться незачем, мне не за это платят. В итоге обе стороны участвуют в бессмысленном ритуале, даже не сознавая всей абсурдности происходящего.

В этой ситуации неудивительно, что многие студенты рано или поздно начинают испытывать серьезные сомнения в ценности высшего образования и наличия у всего процесса какого бы то ни было смысла. "Вот окончу я вуз - что я буду уметь?" Положа руку на сердце, стоит признать: нередко они правы. Нередко учебный план действительно представляет собой бессмысленный, хаотичный, случайный набор курсов, косвенно связанных с профилем вуза и никак не связанных между собой.

Бороться с этими проблемами можно только одним способом: сделать Америку снова великой обучение осмысленным. Что это значит? Это значит, что студент должен получать исчерпывающую информацию о том, зачем ему нужен данный предмет. Не надо строить из себя небожителей, которые "лучше знают, что нужно молодым". Даже если это правда, это не избавляет от необходимости объяснить, скорее наоборот. Более того, студент (естественно, благодаря усилиям преподавателя) должен понимать, почему предмет читается именно так (а не иначе), почему ему даются именно такие задания и как это все связано с его будущей карьерой и реальной жизнью.

Это отнюдь не значит, что студента следует учить только каким-то сугубо прикладным вещам. Ни в коем случае! Это всего лишь означает, что каждый элемент образовательного процесса должен быть осмысленным и понятным для всех участвующих сторон.

высшее образование

Previous post Next post
Up