После первого образца, или бег с препятствиями

Jan 22, 2022 13:02

Фирма ХХХ представила первый действующий образец новой, революционной, высокотехнологичной разработки. На глазах у изумленной и восхищенной общественности этот образец ездит, или летает, или плавает, или прыгает, или стреляет, или собирает помидоры и варит из них кетчуп - одним словом, делает то, для чего его и разрабатывали.

И у обычного человека складывается устойчивое впечатление, что главное уже позади, успех достигнут, и скоро целые флотилии, эскадрильи, колонны и партии таких же чудо-машин будут ездить, стрелять и варить кетчуп.

На самом деле, это далеко не так. От первого действующего образца до сколько-нибудь массового применения - долгий путь. И на этом пути новой разработке придется взять несколько барьеров, где вероятность сломать себе шею значительно выше, чем доскакать до финиша. У каждого такого барьера - целое кладбище удивительных, перспективных, инновационных изделий.

Две оговорки. Во-первых, я буду говорить о военной технике, но у гражданской все практически то же самое (с небольшими вариациями). Во-вторых, такое сплошь и рядом происходит везде. И в России, и за рубежом. Процесс универсальный и не зависит от страны и эпохи.

Итак, мы гордо выкатили на всеобщее обозрение полноценный опытный образец нашей новой техники. Что дальше?

Первый барьер - полноценный цикл испытаний. Во время которых могут вскрыться существенные недостатки или возникнуть пожелания по доработке. Образец может продемонстрировать характеристики гораздо ниже заявленных. Доработка по итогам испытаний может затянуться на долгие годы - настолько, что машина в процессе устареет, и весь проект потеряет смысл.

Испытания пройдены, и наш образец принят на вооружение. Ура! Теперь, если предполагается, что он такой будет не один, его надо масштабировать. Организовать серийное производство. И это второй барьер, поскольку может выясниться, что это невозможно. Сделать один-два-три экземпляра на опытном производстве - без проблем, штамповать десятками, сотнями и тысячами - нет. Потому что нет технологий, нет производственных мощностей. Потому что производство не справляется и гонит сплошной брак, три четверти построенных машин отправляется под забор. Потому что, наконец, свое слово говорит экономика - изделие выходит настолько дорогим, что на его массовое внедрение просто не хватает денег.

Но допустим, что мы худо-бедно организовали серийное производство и начали отгружать наше чудо-оружие в войска. И тут выясняется, что для реальной жизни оно подходит очень плохо. Обнаруживаются некие непредвиденные слабые стороны, потому что цикл испытаний на полигоне - это одно, а настоящая длительная эксплуатация - немного другое. Возникают сложности с обслуживанием. Вылезают неожиданные проблемы с надежностью, которые ведут к постоянным авариям. Одним словом, суперсовременную и ультраэффективную технику стараются лишний раз из ангара не доставать.

И, наконец, последний барьер - реальное боевое применение. Тут тоже могут вылезти разные неожиданности, которые в мирное время не особенно заметны - или, что бывает чаще, на которые до поры стараются закрывать глаза. Либо, что тоже бывает, наша чудо-техника оказывается не совсем адекватна реалиям поля боя.

Кто хочет реальных примеров - может погрузиться в историю появления новой авиационной и танковой техники накануне и во время Второй мировой войны. Там этих примеров - хоть завались.

критическое мышление

Previous post Next post
Up