Про ускоренное школьное обучение (по мотивам известной истории)

Dec 26, 2021 09:43

Сперва я хотел назвать эту запись "Каминг-аут", но вовремя вспомнил, что большинство читателей не смотрит текст дальше заголовка. Обычно я не пишу о личном (особенно глубоко личном), но сегодня сделаю исключение. Я расскажу о некоторых фактах своей биографии, о которых в целом не очень люблю распространяться. И сейчас вы поймете, почему ( Read more... )

жизнь

Leave a comment

kot_kam December 26 2021, 07:04:15 UTC
Спасибо большое за этот пост. Для меня это тоже интересная и отчасти болезненная тема, но по противоположной причине: я как раз честно закончил все десять классов наравне со сверстниками. Несмотря на то, что, по правде говоря, на освоение школьной программы мне столько времени совсем не требовалось. А социализации, увы, не вышло. Интеллектуально я своих сверстников заметно опережал, а психологически отставал, и школьное обучение исправлению ситуации отнюдь не способствовало. С детьми года на три младше мне было намного комфортнее, но, разумеется, учиться вместе с ними мне никакого смысла не было, а сверстники держали меня за идиота (и, в целом, не без оснований). В смысле обучения школа мне дала очень мало, и один из самых счастливых эпизодов в моей жизни был - когда я притворился больным и месяц не ходил в школу, а уроки узнавал по телефону. Нет, я ничуть не отстал, наоборот, еще чуть-чуть вперед прошел. В наше время такого ребенка имело бы смысл перевести на экстернат, сорок лет назад это никому и в голову не пришло. Самостоятельно (или с помощью репетиторов, которые в итоге все равно понадобились, из-за разрыва между школьными знаниями и "вузовскими требованиями") я бы школьную программу освоил лет за шесть. Все, что можно было учить самостоятельно - ну, я учил (латынь. скажем), но тогда таких возможностей самообразования просто не было. Скажем, нормального самоучителя французского я раздобыть так и не сумел. Ну и да, мне это достаточно дорого обошлось: я привык, что я самый умный и учиться можно спустя рукава, в универе, где все были такие же или умнее, мне сперва пришлось нелегко.

Это я к тому, что зачастую не родители заставляют ребенка пройти "пятилетку в три года", а сам ребенок просто не может осваивать школьную программу в общем темпе: он уже все понял и ему скучно, а что там дальше-то, ну? Разумеется, Алиса Теплякова явно не тот случай, но не все случаи опережающего развития укладываются в ситуацию "лепили вундеркинда".

Reply

john_f_nash December 26 2021, 10:26:23 UTC
Ваша история очень напоминает то, что мы сейчас преодолеваем с дочерью.
И как раз львиная доля усилий направлена на налаживание социальных взаимодействий.
Саму школьную программу ребенок щелкает как семечки.

> я привык, что я самый умный и учиться можно спустя рукава, в универе, где все были такие же или умнее, мне сперва пришлось нелегко.

И, да, я точно знаю, что именно так и произойдет. Поэтому как раз больше занимаемся не учебой, а той самой социализацией. Чтоб ребенок мог справляться с любыми ситуациями в коллективе. А учебу при наличии способностей можно на раз вытянуть на любой уровень.

Reply

risky_manager December 26 2021, 20:59:18 UTC
в Москве живете? 57я, 2я школа - поступайте, учиться будет сложно, но интересно.

Reply

john_f_nash December 26 2021, 21:28:13 UTC
Про эти школы хорошо знаю.
Но мы живем не в Москве.

Reply

sa_va_la December 27 2021, 15:29:11 UTC
А в какой-нибудь СУНЦ поступить?

Reply

john_f_nash December 27 2021, 16:01:44 UTC
У меня ребенок маленький.

А так многие знакомые детей отправляют в 239, в Летово и в Иннополис.
Разумеется, все эти варианты будут рассматриваться в том случае, если ребенок в этом окажется заинтересован и будет показывать соответствующие этому результаты.

Reply

mme_n_b December 27 2021, 23:48:59 UTC
А Ваш ребенок читает по-английски? Моей наладить соц. взаимодействие очень помогает серия книг Американская Девочка, про все от "что делать, если двум подругам нравится один мальчик" до "как выразить соболезнование другу у которого умер дедушка" и "что делать если в школе внезапно начались месячные".

Reply

john_f_nash December 28 2021, 07:10:36 UTC
Нет, по-английски не читает.

Серию книг посмотрю, спасибо.
Если ориентироваться на описание, то есть аналог: "Что делать если".

Reply

mme_n_b December 28 2021, 07:41:14 UTC
Спасибо :)

Reply

nadine_n December 26 2021, 14:14:06 UTC
У нас такие дети на экстернат идут, да. Может быть в 10-11 классах в профильную углубленную школу.. А в США есть специальные программы для Twice-Exceptional Students

Reply

nadine_n December 26 2021, 15:03:18 UTC
>сам ребенок просто не может осваивать школьную программу в общем темпе: он уже все понял и ему скучно

Вот как раз перепрыгиванием через класс не решается такая проблема, получается после перескока тоже скучно способному ребенку. Потому что дело не в сложности, а в скорости изучения, способный ребенок в любом случае будет учиться с большей скоростью, чем класс из 30 разных детей. Вот разве что в профильной старшей школе будет подходящая скорость.

Reply

ext_5439688 December 26 2021, 19:03:19 UTC
Мой случай. Я научился читать в 2 года. В 4 уже знал наизусть тома стихов Лермонтова, Пушкина, Есенина, Фета. Читал в старой орфографии. скорость чтения была как у взрослого. Читал и писал на двух языках, весьма разных и на втором языке тоже знал много чего, ещё на двух читал... К первому классу уже много чего знал из физики, биологии - было интересно. А потом началась школа, где мне пришлось зачем-то учиться писать палочки (с грамотами за выигранные художественные конкурсы) и при всём и самом благожелательном отношении учителей мне было просто скучно на уроках (кроме литературы и истории) все 10 лет. Математичку, прекраснейшего человека, я просто изводил - я всё быстро схватывал и к половине урока уже сидел с готовым домашним заданием, весь класс отвлекался на меня. Память была супер - я никогда не учил материал, достаточно было когда вызывали к доске бросить взгляд на учебник и всё запоминалось и пока я шёл к доске как-то усваивалось. К 8-му классу мне моё всезнайство так опротивело, что я специально стал тормозить себя (а были бы классы и программы для таких как я - не опротивело бы). И к окончанию школы преуспел в этом, стал почти таким же как и остальные наши ученики и даже не отличником - впрочем отличником я в школе никогда не был, я учил только то, что мне было интересно - физику, которую к окончанию школы уже мог сдать за 4-й курс университета, ибо учил по ВУЗовским учебникам. Математику не мог подтянуть к физике - про многое просто негде и не у кого было узнать - интернета-то не было, а на глаза кому-либо знающему я не попался. Родителям в голову не пришло, что можно было бы со школой разобраться быстрее... я не жалею. Детство у меня было суперское! Много доброты было вокруг. Жили мы до получения квартиры (получили, когда мне уже было 14) скромно - на семью 18 метров с прихожей, туалет на улице, но из этих метров я выходил и шёл в музыкальную школу, где меня учили играть на скрипке, в школу вольной борьбы, на ипподром учиться верховой езде - фактически это был аристократический образ жизни, как я теперь понимаю:))) Класс у нас был дружный, дружим до сих пор (мне 55 лет). Учителя - обалденные, просто прекрасные и как люди, и как специалисты, вкладывались в нас во всех, бились за нас, как львы и львицы.
Что касается Алисы... знаете, меня неприятно поразил МГУ. Как они так деградировали, что с ребёнком воюют? Может, я. конечно, ничего не понимаю, но нормальный ВУЗ должен биться за таких детей, искать таких, собирать их вместе, давать общаться, учить их и учится у них самим. МГУ представился замечательный случай продвинуть образование из того тупика куда его загнали и чем они ответили на это? Хамством, судя по тому что я читаю. И хамство своё оправдывают заботой о детстве. Макаренко нет на них! Что, не могли стипендию ребёнку организовать? Их настиг бы финансовый крах без денег её родителей? Как вообще у них язык повернулся требовать деньги с ребёнка? Они вообще там ещё люди? Интеллигенты русские или уже того, барыги конченые? Особенно удивили философы - им такая возможность в руки приплыла обкатать свои познания на ребёнке, наблюдая как справляется детский мозг, глядишь и сами что поняли бы. И ещё они говорят, что, мол, ребёнку трудно будет во взрослыми, ребёнок не в состоянии понять. Это они не в состоянии уже что-либо понять. Да, это лишний напряг и ответственность. Но и честь ведь велика!

Reply

ext_5439688 December 26 2021, 19:03:50 UTC
Ну и про нынешнее образование. Попалась мне книжка как-то генерала графа Игнатьева "50 лет в строю". Биографическая, естественно там много написано о детских годах и об учёбе в гимназии, кадетской школе, Пажеском корпусе, академии Генштаба. Перед поступлением в гимназию с домашним учителем они сочинения писали по басням Крылова, описывая характеры персонажей. Понимаете? Вот - он, правильный уровень - к 7 годам ребёнок должен уметь писать сочинения! И не только по-русски! Всё русское дворянство, которое имело средства нанять учителя, умело! Деградация требований произошла, сегодня мы находимся ниже плинтуса. Нам вынужденно, после гражданской войны, навязали стандарты хуже церковно-приходской школы. Но те стандарты были ведь от бедности - они учили нищих. Не пора ли вернуться к норме? В Англии в школу идут в 4 года (вместо детсада) - они уже зовутся студентами. В той же императорской России аналитическую геометрию изучали в кадетских классах! Это как наш 8-й. Вот он, обычный, нормальный уровень возможностей детского мозга.

Reply

nadine_n December 26 2021, 20:48:09 UTC
Тут согласна. И я надеюсь, что Тепляковы продемонстрировали наглядно большому количеству людей, что уровень школьного образования уже ниже плинтуса.
А вот с тем, что выше - не совсем так . " возможность в руки приплыла обкатать свои познания на ребёнке, наблюдая как справляется детский мозг, глядишь и сами что поняли бы" -
нет, не приплыла к ним такая возможность. Папа Тепляков не соглашался ни на какие собеседования Алисы с психологом без его присутствия, а в его присутствии разрешал задавать Алисе только те вопросы, какие он сам одобрит, и давать только такие задания, какие он одобрит. На основании того, что он сам психолог.

Reply

santerypakkanen December 26 2021, 21:14:52 UTC
Игнатьев в гимназии не учился. Его начали учить домашние учителя в Иркутске, где его отец был генерал-губернатором 5 лет. К 7 годам увы сочинения он не писал.
Житецкий о котором Вы говорите, появился в его жизни уже в Киеве, когда Игнатьеву было уже 13. В принципе, в 13 лет ребенки уже пишут сочинения сейчас, писали и 50 и более лет назад.

Reply

ontakoineodin December 27 2021, 19:36:32 UTC
Судя по нестыковкам, которые вы привели, читать опус из изначального сообщения не стоит?

Reply


Leave a comment

Up