Несколько лет назад нелегкая занесла меня на курсы повышения квалификации по направлению "Педагогика высшей школы". Я искренне рассчитывал, что узнаю там что-нибудь новое и полезное для себя. Надежды мои, однако, не оправдались - курсы оказались довольно невысокого качества. Но я сейчас не об этом, а о другом.
Мне хорошо запомнился один момент. Наша преподавательница начала дискуссию по поводу работы со студенческой аудиторией. Одна слушательница - кажется, с химфака - тут же захотела высказаться: "Вы знаете, я уже в первые десять минут первого занятия понимаю, чего ждать от каждого студента. Вот сидят отличники в первом ряду, вот середнячки посередине, а там, на задних партах - двоечники".
Я сижу и молчу. Может, мне не хватает профессионализма, но я не могу с первого взгляда определить, чего ждать от каждого конкретного студента. А может, дело в том, что в свои студенческие годы я периодически сидел то в средних рядах, то на первой парте, то на последней - в зависимости от того, с кем я общался в данный момент. При этом на моей активности и успеваемости это не сказывалось ровным счетом никак...
...Занятие продолжается. Преподавательница задает вопрос: "А у Вас бывает такое, что студенты вообще Вас не слушают, и Вам никак не навести порядок в аудитории?"
"Да! - радостно откликается та же коллега с химфака, - Это, действительно, очень большая проблема!"
А я снова сижу и молчу. У меня такого не было ни разу в жизни. Может, это потому, что я не спешу сразу же расставлять штампы на лоб студентам, сидящим передо мной?
Преподаватели - тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. В том числе и вполне человеческие ошибки. Об одной из них я уже писал - это так называемая "
гомогенизация групп", когда преподаватель подсознательно воспринимает сидящих перед ним студентов как одно многоголовое существо. При этом существо наделяется определенными характеристиками, которые затем так же подсознательно переносятся на каждую "голову" в отдельности. Пример - так называемые "слабые" или "сильные" группы, состоящие сплошь из "слабых" и "сильных" студентов. Сам по себе этот феномен вполне реален (и я о нем поговорю в одной из следующих записей), но сделанные преподавателем поспешные обобщения многократно усиливают его.
Вторая ошибка - это склонность к поспешным выводам, сделанным на основании первого впечатления, как у той преподавательницы с химфака. Психологический механизм здесь очевиден: чем быстрее ты наклеишь на людей ярлычки, тем проще и понятнее станет окружающий мир. Проблема в том, что первое (и даже второе - третье - четвертое) впечатление часто бывает обманчивым. Я мог бы привести кучу примеров того, как студент в процессе обучения (или даже на экзамене) вдруг раскрывался с совершенно неожиданной стороны. Поэтому я сам стараюсь воздерживаться от окончательных суждений в отношении своих студентов, особенно суждений негативных (под суждениями я в данном случае понимаю не высказывания, а те образы, которые формируются у меня в голове).
Почему "гомогенизация" и поспешные выводы - это очень плохо? Потому что, раз создав в своей голове законченный образ студента или целой группы, преподаватель начинает потом действовать в соответствии с этим образом, часто уже не обращая внимание на то, насколько он реален. Это касается и непосредственно преподавания, и выставления оценок. Студенты, в свою очередь, так же подсознательно "считывают" отношение к ним преподавателя и начинают соответствующим образом относиться как к нему самому, так и к его предмету. Круг замыкается, пророчество становится самосбывающимся. Естественно, что достичь основной цели обучения становится при этом попросту невозможно. Но об этом эффекте я поподробнее поговорю в следующий раз.