Я, честно говоря, хотел уже закрыть эту тему в своем блоге.
И я не стал бы ничего больше писать, если бы не наблюдал одну очень нехорошую тенденцию.
У Соколова было много поклонников. Особенно из числа тех, кто не знал его лично, а судил по книжкам и видеолекциям. Действительно, он хороший знаток Наполеоновской эпохи, прекрасный и увлеченный рассказчик... Да еще и враг Понасенкова, а поскольку у нас царит черно-белое восприятие реальности, то враг моего врага воспринимается не просто как друг, а как ангел во плоти. "Ты против Соколова?! Значит, ты за Понасенкова?!!!"
И вот уже который день я слышу со всех сторон одни и те же фразы.
"Давайте не будем делать поспешные суждения и вообще обсуждать эту тему! Дождемся конца следствия, а лучше суда!" Сама по себе, абстрактно, мысль в высшей степени правильная и разумная. Но в данной конкретной ситуации, господа, каких драматических поворотов вы ждете? В ходе следствия выяснится, что во всем виноват Понасенков, который на самом деле совершил убийство, подкинул улики и загипнотизировал Соколова, заставив его во всем признаться? Или что? Тут, наоборот, чем дальше, тем страшнее оказывается ситуация - хотя, казалось бы, куда уж страшнее.
"Последние два года его ужасно травили!" Я даже не буду говорить о том, что эта "травля" была очень хорошей рекламой. Скажу только, что Соколов не был несчастным затравленным одиночкой. Он получал мощную поддержку от множества поклонников и сторонников. И да, если само убийство еще как-то можно было бы списать на нервный срыв, то последующую попытку избавиться от тела - уже нет.
"Мы не знаем всех обстоятельств". Соколов и его адвокат уже съезжают на то, что девушка сама-де довела старого больного человека и чуть ли не с ножом на него кидалась. Не удивлюсь, если в определенных кругах это "сама виновата" вскоре будет считаться основной версией происходящего. Убитая девушка ведь уже ничего не скажет в свою защиту... И в этой связи очень хорошо, что в Интернете звучат, пусть не очень громко, голоса тех, кто лично знал ее.
"Давайте разделять человека и ученого". Опять же, абстрактно говоря, мысль разумная. Вот только, господа, ну где же вы были раньше? Когда в ответ на любую фразу по поводу личных, скажем так, недостатков Соколова звучало: "ЗАТО он выдающийся историк! У него прекрасные книжки! Это все компенсирует!" Тогда, значит, вы эти понятия не разделяли, а сейчас вдруг предлагаете разделить? Нет уж, давайте будем последовательны. Тем более что вот это вот "давайте разделять" сильно смахивает на попытку обелить Соколова - дескать, и на солнце есть пятна.
"Такая неожиданность, шок, ничто не предвещало" - в основном со стороны бывших коллег. Господа, будьте честны хотя бы сами с собой: вспыльчивость, болезненная самовлюбленность и немотивированная агрессия со стороны Соколова ни для кого не были тайной. Размах трагедии был неожиданным, сама трагедия - нет. Не надо представлять дело так, словно убийца до недавнего события был ангелом во плоти, а сейчас просто "оступился". Это не так, и вы это знаете не хуже меня.
Почему я все это пишу? Я всерьез опасаюсь того, что Соколов отсидит небольшой относительно масштабов преступления срок - и снова будет на коне в прямом и переносном смысле. С репутацией этакого трагического героя, романтического злодея, совершившего убийство в порыве чувств, жертвы собственной страсти. А этого быть не должно.
Потому что жертва здесь - это убитая девушка.
А Соколов - преступник.
Комментарии, извините, отключил. Устал чистить неадекватов в прошлых записях.