Негативное отношение преподавателей к идее заменить "живые" занятия видеокурсами часто объясняют тем, что эти самые преподаватели попросту боятся остаться без работы.
И знаете что я по этому поводу скажу?
Таки да! Да, да и еще раз да! Вот удивительно-то, а? Человек без энтузиазма воспринимает предстоящую потерю рабочего места! Ведь нормальная реакция в такой ситуации - радоваться и ликовать: как хорошо, меня наконец-то уволят! Вы бы в этом случае так и реагировали, не правда ли?
И не надо демагогии на тему "уволят только неэффективных". Как у нас измеряется эффективность работников высшей школы (и не только), мы все прекрасно знаем. К преподаванию она ни малейшего отношения не имеет. От слова "вообще".
Но ведь проблема-то не в этом.
Развитие технологий время от времени упраздняет не только рабочие места, но и целые профессии, и это нормально. Ушли в прошлое барышни-телефонистки и наборщики в типографиях. Им, наверное, тоже было нелегко расставаться со своей профессией. Но действовал принцип "технологии позволяют выполнить ту же работу без участия человека и сократить расходы, давайте же заменим человека машиной".
Проблема в том, что в случае с видеокурсами действует совершенно иной принцип. "Нам надо сократить расходы, давайте уменьшим число работников, а взамен придумаем какой-нибудь эрзац". Ну, как желудёвый напиток вместо кофе, когда настоящий кофе слишком дорог или дефицитен. Только вот никому не приходит в голову при этом говорить: "Появились замечательные желуди, и теперь этот дорогой кофе нам не нужен!" Все сознают, что это эрзац. Наверное, потому, что его не подают под соусом "современных информационных технологий".
Как я уже писал, видеокурсы - это, по сути, новое поколение учебников. И в таком качестве их можно только приветствовать. Сделать новые, мультимедийные учебники с применением современных технологий - хорошая, правильная задача. Преимущества у учебника и видеокурса одни и те же: автором может быть уникальный специалист, работать с материалом можно где угодно и когда угодно, а также в каком угодно темпе. Учебник можно листать, лежа на диване, можно три раза медленно перечитывать одну и ту же страницу...
...однако никто и никогда не говорил, что учебник может полностью заменить учителя.
Хотя, казалось бы, какая блестящая идея, какая экономия - просто раздать людям учебники, а потом принять экзамены. Именно по такому принципу строилось заочное обучение. Только почему-то оно всегда и повсюду считалось эрзацем, вынужденной мерой, неизбежным злом в ситуации, когда очное обучение по какой-либо причине недоступно. Более того, его качество всегда вызывало сомнения. Еще не так давно топовые вузы гордо отчитывались о том, что они ликвидировали у себя заочников как класс и теперь их диплом - это настоящий знак качества!
А теперь происходит, по сути, возврат к той же самой заочной модели, слегка приправленный пресловутыми "новыми технологиями". Эффективность которых сравнительно с "живым" обучением не доказана - доказана только дешевизна, ради которой, собственно, все и затевается. Нам пытаются внушить, что видеокурсы, в отличие от учебника, способны заменить живого преподавателя; однако как именно достигается этот чудодейственный эффект, никто внятно и убедительно объяснить не в состоянии. Видимо, нужно просто верить в волшебство информационных технологий - сredo quia absurdum.
К каким последствием приведет замена образовательного процесса эрзацем, думаю, объяснять не надо. Так что речь идет не о том, чтобы пожалеть бедных безработных профессоров и доцентов. Нас жалеть не нужно, мы уж как-нибудь выплывем. Пожалейте своих детей - если, конечно, в отличие от многих идеологов "образовательных реформ", Вы собираетесь растить их в этой стране.