Синдром преподавателя

Jul 24, 2018 16:01

Шли мы недавно с коллегой по улице. Вдруг какой-то прохожий обратился к нам с вопросом. По ответу коллеги я понял, что у него та же профессиональная деформация, что и у меня. Про себя я называю ее "синдромом преподавателя". Обсудили, посмеялись.

Что такое "синдром преподавателя"? Это когда в ответ на простейший вопрос ты не просто даешь ответ, а еще и объясняешь, как его в следующий раз найти самостоятельно. Используя распространенную метафору, у тебя просят рыбу, а ты вдобавок даешь еще и удочку.

Например, на станции метро к преподавателю подходят и спрашивают:
- Вы не подскажете, сколько времени?
- Вот посмотрите, в начале каждой станции висят большие электронные часы. Они очень точные. Сейчас десять минут первого.

Или, например, в гипермаркете:
- Вы не подскажете, где здесь продается уголь для шашлыков?
- Идете по центральному проходу почти до самого конца и увидите его по левой стороне. В принципе, сверху висят названия отделов, по ним удобно ориентироваться. Уголь - в "Товарах для отдыха".

Такое происходит, если преподаватель знает ответ на вопрос. А если нет? Тут тоже все не так просто. Жертва "синдрома преподавателя" никогда не ответит просто "не знаю", а объяснит, как лучше добыть желаемую информацию.

- Молодой человек, Вы не подскажете, как мне найти дом восемь по Луговой улице?
- Честно говоря, без понятия. Но если Вы снова зайдете в вестибюль станции метро, из которого только что вышли, то найдете там подробную карту ближайших окрестностей.

В крайнем случае преподаватель сформулирует некую гипотезу и предложит собеседнику самостоятельно оценить ее убедительность.

- Вы случайно не знаете, сорок второй автобус скоро будет?
- Не знаю, я жду сорок первого. Но на табличке указано, что интервал сорок второго - восемь минут. Я стою тут уже десять, и за это время сорок второй не проходил. Поэтому думаю, что скоро.

Вылечиться от "синдрома преподавателя", наверное, невозможно. Это, повторюсь, такая профессиональная деформация, с которой уже ничего не поделать. Вместо того, чтобы просто ответить на вопрос, начинаешь обучать людей чему-то. Просто на автомате. Зато - точно так же, на автомате - стараешься адаптировать информацию для собеседника, излагаешь все просто, четко и максимально понятно.

- Молодой человек, как мне дойти до железнодорожной станции? Я уже полчаса плутаю, мне одна дама сказала: сначала налево, потом направо, потом еще два раза налево... Я уже запуталась в этих налево-направо!
- Все просто: идите по этой асфальтовой дорожке. Она будет петлять, поворачивать, но главное правило - никуда не сходите с асфальта. Идете, пока слева не появится красный кирпичный двухэтажный дом. Он там один, не перепутаете. Проходите мимо дома и сразу после него поворачиваете на тропинку налево. Тропинка выводит прямо к платформе.

UPD. Хуже всего приходится членам семьи преподавателя. В ответ на их вопросы часто включается программа "обучение через постановку встречных наводящих вопросов и стимулирование самостоятельного мышления обучающегося".

преподавание

Previous post Next post
Up