Внутренний туризм: три заблуждения

Jul 18, 2018 19:13

Внутренний туризм в России: миф или реальность? Вокруг этой темы уже немало копий сломано. Признаюсь сразу: я в данном случае выступаю в качестве не эксперта, а дилетанта. Я не изучаю внутренний туризм и не работаю в этой сфере. Я просто занимаюсь им время от времени.

Итак, в комментариях к моей предыдущей записи прозвучало несколько тезисов, которые все время на слуху - до такой степени, что многие повторяют их совершенно автоматически и бездумно. Однако при ближайшем рассмотрении они оказываются как минимум сомнительными. Разберем их по порядку.

Тезис первый. "Внутренний туризм в России неспособен конкурировать с выездным. В Турции можно отдохнуть гораздо лучше и дешевле, чем в Сочи".

Возможно, оно и так. Я не был ни там, ни там, поэтому ничего на этот счет говорить не буду. Но отпуск на пляже - это только один из видов туризма. Миллионы людей не стремятся поехать летом к теплому морю - кто-то просто не любит купаться, кто-то не переносит жару, кому-то запретили врачи. Миллионы людей не имеют возможности или желания ехать за границу. Кроме того, внутренний туризм - это часто вообще не о том, как провести отпуск. Это, в том числе, однодневные поездки или туры на выходные. Это альтернатива не отдыху в Турции, а сидению в Интернете.

Таким образом, внутренний туризм далеко не всегда конкурирует с выездным. В той же Германии, например, они одинаково хорошо развиты и прекрасно дополняют друг друга.

Тезис второй. "У людей нет денег на внутренний туризм".

Да нету никаких абстрактных "людей". Есть разные слои населения с разными доходами. И да, у нас очень много малообеспеченных семей. Но даже небольшой процент "среднего класса" - как бы мы его ни определяли - это миллионы и миллионы людей в абсолютных цифрах. Для примера: в 2017 году продано 1,6 млн. новых легковых автомобилей. Да, в эту цифру включены легкие грузовички, служебные машины и такси, но они погоды не делают. И это - только вершина айсберга. Я, например, за всю свою жизнь не купил ни одной новой машины, но съездить в выходной день за двести километров посмотреть на что-нибудь интересное вполне могу себе позволить.

Кроме того, внутренний туризм - это как раз о том, как более обеспеченные люди привозят свои деньги менее обеспеченным. Опять же, приведу в пример ту же Рускеалу: за десять лет вокруг горного парка возникла целая инфраструктура с гостевыми домами, кафе, сувенирными лавками и даже зоопарком.

И, наконец, третий тезис: "Да у нас просто нечего смотреть! Все в развалинах!"

Вот это - как раз следствие недостатка информации, о котором я писал в прошлый раз. Люди просто не знают о том, сколько всего интересного есть у них под носом. Взять ту же крепость Тронгзунд. Ее достаточно просто немного очистить от растительности, отсыпать дорожки, сделать указатели и парковку, поставить информационные стенды - и грамотный пиар, куда же без него. В идеале отремонтировать несколько внутренних помещений и открыть там какой-нибудь "Музей балтийской фортификации". Все, туристическое место готово! Для этого не нужно больших денег. Нужна грамотная, продуманная, целенаправленная работа.

Во многих случаях нужно просто помочь энтузиастам, которые создают "народные музеи" по собственной инициативе. Хороший пример - ребята, сделавшие в районе Рощино мемориально-исторический район "Куутерселькя 1944".

Что же до развалин - собственно, вся античная Греция в развалинах и ничего, со всего мира люди едут смотреть. Я, конечно, утрирую. Но из одних и тех же ингредиентов можно сделать и "макароны с тушеными овощами", и "пасту по-флорентийски". Вопрос в том, как приготовить и как подать. Вот и многие наши малоизвестные достопримечательности надо просто грамотно "приготовить и подать". И, опять же, донести информацию до всех потенциально заинтересованных.

У нас есть и кому смотреть, и что смотреть. Надо просто всерьез заниматься этим вопросом, а не ограничиваться громкими декларациями. И тогда внутренний туризм будет развиваться.

жизнь

Previous post Next post
Up