Крымчане уже начинают анализировать последствия для туризма.

Apr 16, 2014 11:35

Оригинал взят у respublika_krim в Есть граница? Нет туристов!


Выйдя из состава Украины, Крым может лишиться двух третей отдыхающих
Анна Трушь
Украина пророчит туризму Крыма крах и забвение, Россия обещает процветание и экономический рай. На фронтах информационной войны истекают кровью сотни крымских турфирм, отелей и ресторанов. Заложниками слухов о нестабильности в Крыму стали более ста тысяч крымчан - именно столько жителей полуострова, по информации Министерства курортов, так или иначе связаны с турбизнесом.
Мы постараемся отключить эмоции, проанализировать только факты, показать взгляд самих крымчан на происходящее.

Спад из-за политики и новые условия
Все началось с Майдана. Уже в декабре крымские здравницы почувствовали «цену» политической нестабильности. Заказы на новогодние каникулы от российских туристов почти не поступали, а те, кто позаботился о раннем бронировании праздников, бронь снимали. «Главная и единственная причина, по которой наши постоянные клиенты отменяли свой заказ - страх, - говорит Сергей Щеголев, директор алуштинского курортного комплекса „Голден“ („Золотой колос“). - „У вас военные действия“, - вот что они говорили. Большинство наших гостей приезжает с детьми, и, конечно, безопасность для них важнее всего».
Не приехали и киевские корпоративные заказчики, которые стабильно отмечали в Крыму Новый год всем офисом. Заместитель руководителя республиканского предприятия «Крымское курортно-туристическое агентство» Инна Ганцева отметила: «Многие наши клиенты даже слышать о корпоративах не хотели. Говорили, что в стране революция, а это не время для праздников».
Специалисты туроператора «Ласпи» (Севастополь) рассказывают, что в сравнении с прошлым годом объем продаж в новогодние праздники снизился на 17% по деньгам и на 25% - по количеству выкупаемых мест.
По информации начальника управления финансов и экономического анализа Министерства курортов и туризма Крыма Юлии Мартыненко, за время зимних праздников, с 28 января по 16 января, на полуострове насчитали 96 тысяч туристов. «Это всего на четыре тысячи меньше, чем в прошлом году и на уровне зимы 2008-2009 годов», - отметила чиновница. Впрочем, такую статистику большинство участников рынка встретили с иронией и недоверием.
Каждый год активная работа по подготовке крымского турсезона начиналась с ярмарки «Крым. Курорты. Туризм». В этом году она прошла практически незамеченной. 26 февраля, в день, когда перед Верховным советом Крыма собрались два митинга и задавили насмерть двоих человек, посетителей на ярмарке практически не было. На следующий день, когда на сцене гостиничного комплекса «Ялта-интурист» выбирали «Приму крымского туризма» (некий аналог королевы красоты среди профессионалов турбизнеса), над Советом министров и Верховным советом Крыма развевались российские триколоры. По всему Крыму стали замечать «вежливых людей» в камуфляже и с автоматами, по дорогам поехали бронетранспортеры. В те дни мало кто вообще был способен думать о турбизнесе…
Сегодня Крым де-факто - часть России. Этого не признают Украина, Европа и Америка. Но крымчане приспосабливаются к новой реальности: выстраиваются в очереди за российскими паспортами, открывают рублевые счета в «Сбербанке», изучают российское законодательство и налогообложение, ищут партнеров и клиентов в России.

Украинцы не поедут. А россияне?
По статистике Минкурортов Крыма, в последние годы Крым принимал до 6 миллионов туристов в год. Около 67% из них - это украинцы. Еще 30% турпотока составляют отдыхающие из стран СНГ и меньше 3% - туристы из дальнего зарубежья. Из-за такого процентного состава Крым в нынешнем году может не досчитаться двух третей своих традиционных отдыхающих.
Выход из такой ситуации Крым видит в переориентации рынка на российских туристов. И, похоже, небезосновательно. В течение последних трех недель ежедневно в Крым прилетают и улетают все новые и новые делегации из Москвы и всей России. Последние чаще всего летят через Москву. По словам корреспондента Уральского регионального центра ИТАР-ТАСС (Екатеринбург) Юлии Темеревой, она с большим трудом достала билет из Москвы в Крым на трехсотместный «Аэробус».
В этой ситуации неплохо себя чувствуют симферопольские гостиницы. Столица Крыма традиционно была транзитным городом, в котором туристы практически не задерживались. Как отметил министр информации Крыма Дмитрий Полонский, на фоне повышенного интереса к событиям в Крыму, на референдум и освещение крымских перемен только журналистов приехало около 2,5 тысяч. Большинство иностранных сотрудников СМИ жили в гостинице «Москва». Сейчас заполнены даже небольшие отели Симферополя, которые раньше бронировали в лучшем случае на пару ночевок коммивояжеры. Сегодня они не испытывают недостатка в клиентах. Юлия Темерева сняла номер в гостинице «Звездная» возле симферопольского автовокзала за 240 гривен в сутки: «По нашим ценам - это дешево».
По словам министра курортов и туризма Крыма Елены Юрченко, уже сегодня туристический поток из России в Крым увеличился на 20-25%, но для Крыма это мало. Россиян на полуостров планируют заманивать рекламной акцией «Поддержи свой Крым», для этого запланированы «Дни Крыма» в регионах РФ, поездки на региональные выставки в северные округа. Также Минкурортов хочет провести в Крыму еще одну туристическую ярмарку в конце апреля. Пока она носит рабочее название «Крым. Курорты. Туризм - 2014. Перезагрузка». Планируется, что основными гостями этой ярмарки станут покупатели из России.
Турбизнес Крыма тоже налаживает связи с регионами России.
«Делегация от Ассоциации малых отелей Крыма едет в Тамбов, - рассказывает Валентина Марнопольская, председатель Ассоциации малых отелей Крыма. - Еще в рамках поездки мы планируем поработать в Воронеже и Нижнем Новгороде. Кроме того, мы намерены с „Днями Крыма“ побывать в Екатеринбурге и Казани».
Елена Юрченко говорит, что Крымский полуостров не намерен терять украинского туриста и выражает надежду, что правительство Украины не будет мешать рядовым гражданам своей страны отдыхать в Крыму. Однако практических действий по привлечению именно украинского туриста за крымскими властями не замечено. А вот частный бизнес намерен бороться за своих постоянных украинских клиентов.
«Мы хотим, чтобы украинцы знали: у нас в Крыму все спокойно, гражданам Украины здесь ничего не угрожает, - говорит Валентина Марнопольская.  - На майские праздники мы планируем провести пресс-тур для украинских журналистов и показать им реальную ситуацию в Крыму».

Транспортные проблемы
Вопрос транспорта среди представителей турбизнеса обсуждается с такой же долей тревоги, как и вопрос количества отдыхающих.
Раньше 67% туристов приезжали в Крым на поездах. То есть, если даже российские туристы массово решат ехать в Крым, потерь отдыхающих не избежать. Многие люди, привыкшие путешествовать по железной дороге (и те, кому авиабилеты не по карману), не рискнут путешествовать поездом по нестабильной Украине да еще и дважды пересекать государственную граиницу.
Альтернативами железной дороге называют воздушный транспорт и паромную переправу через Керченский пролив. По словам Геннадия Нараева, председателя правления аэропорта «Симферополь», главные воздушные ворота Крыма принимают самолеты только из трех стран: России, Азербайджана и Узбекистана. Руководитель аэропорта обещал журналистам, что с апреля Крым возобновит авиасообщение с Турцией - но не случилось. Турецкие авиакомпании взяли тайм-аут до лета. С Киевом авиасообщения тоже нет. «Есть прямой запрет официального Киева на выполнение этих рейсов», - говорит Нараев.
По словам Елены Юрченко, между Крымом и столицей России уже есть договоренность об увеличении количества авиарейсов - с начала июня их будет до шести в день. Также идут переговоры о расширении перечня городов России, с которыми будет установлено авиасообщение. Количество, озвученное в Минкурортов Крыма, варьируется от 31 до 40 городов.
Важный вопрос - цена билетов. Для среднестатистического туриста, лежащего летом на крымском пляже, обычная стоимость перелета из Москвы в Симферополь и обратно неприемлема: 12-15 тысяч рублей, то есть от трех до четырех тысяч гривен. Премьер-министр России Дмитрий Медведев потребовал снизить стоимость почти вдвое - до семи-восьми тысяч рублей (1800-2100 гривен).
На следующий день «Аэрофлот» уже начал продавать билеты в Симферополь и обратно меньше, чем за две тысячи гривен. Кроме того, в компании обещали снизить стоимость билетов для перевозок между Симферополем и Санкт-Петербургом, Ростовом-на-Дону и другими. Цену снизили за счет государственных субсидий. Пресс-служба российского авиаперевозчика обещает, что к концу апреля общая частота полетов «Аэрофлота» в Симферополь составит до 77 рейсов в неделю.
В прошлом году через паромную переправу в Крым попали лишь 380 тысяч туристов. Стоит учесть, что теперь пересекать Керченский пролив можно будет быстрее - не придется проходить таможню и пограничников. Но пока и с крымской, и с кубанской стороны выстраиваются длинные очереди из краснодарских коммерсантов, которые готовы по 18 часов стоять в очереди, чтобы заработать на разнице в цене спиртного и продуктов (в Крыму все это стоит намного дешевле, чем в Краснодарском крае).
Еще одной альтернативой железнодорожному транспорту в Крыму видят транспорт морской. Местные чиновники с ностальгией вспоминают так называемые «Кометы» - скоростные катера, которые в советское время ходили между Крымом и Краснодарским краем. Нечто подобное - катамараны «Сочи‑1» и «Сочи‑2» - каждый на 300 мест - будут ходить ежедневно из Керчи в Анапу и обратно. «Скорость катамаранов - 50 километров в час, и расстояние от Анапы до Керчи они проходят за два с половиной часа, - рассказывает Иван Коваленко, генеральный директор туроператора „СНП-Крым“. - Катамараны очень комфортабельные и абсолютно новые. Стоимость проезда в одну сторону - от 105 до 158 гривен».
А вот круизные суда в этом году, похоже, обойдут крымские порты стороной. По информации заслуженного экономиста Крыма, главного редактора сайта «Черноморские новости» Андрея Клименко, запланированные заходы в Ялту отменили 6 компаний: Costa Cruises, MSC Cruises, Regent Seven Seas, Oceani, Windstar и, конечно, украинский оператор речных круизов - «Червона Рута».

Все ради туристов!
До майских праздников - а они всегда были лакмусовой бумажкой, которая определяла ход всего сезона, остается меньше месяца. С ноября по март туристический рынок Крыма стоял, и даже более того - шли активные разрывы прежних договоренностей и отмена бронирования с требованиями вернуть деньги. После референдума ситуация несколько изменилась.
«С конца марта пошли бронировки. По две-три в день. Заказы идут чаще всего из Москвы и Центрально-Черноземного района России. До этого были только аннуляции, - говорит Андрей Великжанин, директор санаторно-оздоровительного комплекса „Империя“ в Евпатории. - На майские праздники у нас уже забронировано 10% мест, но надеемся, что будет больше, ведь нам как раз первого мая исполняется пять лет. Как раз под первый юбилей мы запустили акцию с хорошими условиями. Цены у нас осталась на уровне прошлого года».
Похожая ситуация и у туристических баз: «Бронировки отдыха на сезон в нашей семейной турбазе „Биюк-Янкой“ в Симферопольском районе на февраль-март упали до нуля, - говорит Иван Коваленко. - Но с первых чисел апреля мы почувствовали интерес со стороны российского туриста к активному отдыху в Крыму. Начались звонки, письма, вопросы. Некоторые обещают: „Приедем к вам этим летом, чтобы поддержать Крым своими деньгами“».
А вот заявки от туристов из Украины к Ивану пока не поступают. «В ответ на нашу рекламу из регионов Украины даже поступали такие комментарии: „Нет уж, лучше мы теперь вместо Крыма поедем в Египет“», - вспоминает владелец турбазы.
Директор еще не открытой судакской гостиницы «Солдайя гранд отель» Михаил Степин говорит, что в этом году отель, несмотря ни на что, обязательно начнет работу: «Мы долго строились и вложили много денег, планируем открыться в конце мая - начале июня. После того, как мы по­участвовали в ярмарке „Крым. Курорты. Туризм“, к нам стали проявлять определенный интерес. Получаем много разных писем с запросами из России, Украины и даже Турции».
На сегодня вопросов о будущем туристического Крыма больше, чем ответов. Банковская система еще не налажена. У многих юрлиц заблокированы счета. Разблокируют или предприниматели навсегда потеряли свои сбережения? Вопрос с ценами на продукты, воду, электроэнергию и газ тоже пока завис в воздухе. Сохранятся ли нынешнее каналы поставок всего этого из Украины или все пойдет из России - но уже по более высокой цене?
Переход на новое российское законодательство обещали сделать плавным и растянуть до конца года, но что же делать с такими важными для каждого бизнеса специалистами, как бухгалтеры и юристы? «Вербовать» в России или переучивать своих, и когда все это делать? Кто будет работать поварами, официантами и горничными - учитывая, что традиционно большая часть этого персонала приезжала в Крым на сезонную работу с «материковой» Украи­ны. По каким правилам будут работать квартиросдатчики, которые в прошлые годы принимали около двух третей крымского турпотока?
Крымские бизнесмены всерьез обес­покоены этими вопросами, но обсуждают их в своем кругу и не выносят тревогу на публику. Слишком много громких политических заявлений было за последнее время, слишком много шума. А деньги, как известно, любят тишину.

Плюсы и минусы
+
 В конце марта Государственный совет Крыма национализировал объекты, которые ранее были в госсобственности Украины, в том числе 136, имеющих отношение к туризму. К ним относятся 119 государственных санаториев и пансионатов, а также 17 объектов «Укрпрофздравницы». Предполагается, что доходы от этих предприятий будут оставаться в республике и пойдут на развитие региона.
 Россия обещает Крыму преференции в виде налоговых каникул и особой экономической зоны.

-
 Экс-министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев у новой власти полуострова в немилости. Госсовет Крыма 2 марта внес его в список лиц, чье пребывание в Республике нежелательно. «… Те высказывания, которые он делает, не соответствуют реальному положению дел», - сообщает пресс-служба Госсовета. Можем предположить, что депутаты имели в виду неоднозначные заявления бывшего министра в социальных сетях. Сам Лиев так это прокомментировал: «Вот как ведь бывает… Я справлюсь, не пропаду. Очень жаль туристический бизнес, он теперь надолго в стагнации… ».
 Граждане Украины стали в Крыму, по сути, иностранцами, но при этом имеют право въезжать в страну без визы и в первые три месяца не становиться на миграционный учет. Граждане тех стран, с которыми у России визовый режим, теперь, чтобы попасть в Крым, должны оформлять визу, раньше это было не обязательно.
Добавлю свой коммент.от navimann

Итак, озвучено что около 70% туристов - украинцы и около 70% приезжали по Ж/Д. Цифирь известная
Забыли про авто, только косвенно упомянули что паром забит коммерсанами и очередь 18 часов и это в несезон.
Самолетов стало намного больше уже... но билетов на них не найти... то естть авиатранспорт - бутылочное горлышко, пропускная способнось которого недостаточна.
Очень невняно про морской ранспорт, то есть ничего не готово.

В выигрыше пока только отели самого Симферополя. За счет административных и журналистских наездов.

Ну а бывший министр курортов и туризма Лиев все это как профи понял давно и об этом говорил в открыую. За что его и не люблять власти Крыма. Ибо глаза отткрывает на жизненные реалии и перспективы фактически чисто курорного края.

Да, и цифра 100 000 жителей зарабаывающих на туристах сильно занижена. Ибо в сезон львиная доля торговли, транспорта, сельского хозяйства, да и медицины - рабоают и зарабатывают на отдыхающих. Вся торговля стройматериалами, строительная орасль - в основном строят для отдыхающих и за деньги зарабоанные на них.

Россия, Крым, бюджет путешественика, Украина

Previous post Next post
Up