Да-да, речь о Санта Клаусе, Святом Николае.
Это памятная монетка нацбанка Беларуси.
Вот реконструкция его образа.
Был он сыном небедных родителей и после их смерти все состояние использовал для благотворительных целей. Но святым был признан, естественно, совсем не за это. Но именно он стал прообразам Санта Клауса, рекламный образ которого создала фирма Кока-Кола.
Благодаря Кока-Коле он стал самым известным у детей святым христинаской церкви. Хотя Кока-Кола не была первой кампанией, где Санта "работал" в рекламе
Вот взял отсюда Прежде традиционным цветом костюма Санта-Клауса был зеленый. Он являлся людям в самых различных образах: от малорослого карлика до прокаженного или страшного гнома. Хотя Санту прежде уже пробовали один раз изобразить в красном костюмчике (в 1886 году владелец типографии Луиз Пранг выпустил рождественскую открытку с Санта-Клаусом, одетым в красное), но все же именно серия рисунков маслом, выполненная Хеддоном 78 лет назад, полностью изменила внешность Санты. Сам художник скончался в 1976 году, а Coca-Cola по-прежнему продолжает использовать его рисунки в своих рекламных компаниях.
Прототипом современного Санта-Клауса был Лу Пентисе (Lou Pentice) - ушедший на пенсию продавец, друг Сандблома. По мнению художника его внешность полностью соответствовала внешности святого: настоящий добряк с морщинами вокруг глаз, придававшими ему вид совершенно счастливого человека; занимательно, что сам художник, бывший шведом по происхождению, сделал из Пентисе Санта-Клауса, после того, как тот уже скончался, а его детей и внуков художник использовал в качестве натурщиков для изображения детишек, встречающих Санту.
Новый рождественский герой оказался наполовину легендой, наполовину - рекламой; преображенный Санта был выше Святого Николая, одевался в ярко-красные курточку и штанишки, отороченные белым мехом, и любил пошкодничать в домах, куда залезал через каминную трубу: опустошал холодильник, играл в собакой и изредка отпивал глоточек-другой своего любимого напитка.
Вот еще Работа над имиджем
Первоначально у Санта-Клауса не было четкого имиджа. В скандинавских странах он представлялся то странноватым карликом, то гномом. В 1809 г. в одной книге со сказками Санта описывается носящим одежду зеленого цвета, предпочитающим шляпу, украшенную кокардой из ветки остролиста, и к тому же курящим трубку! В 1822 г. в популярном тогда стихотворении Клеманта Мура "A Visit From St. Nicholas" Санта был пухленьким, толстощеким гномом. «Современный» же имидж Санте помог обрести карикатурист Томас Наст, эмигрировавший в США из Баварии. В расцвете карьеры он прославился на весь мир, политики уважали его и боялись попасть в число героев его шаржей. В частности, из-под его пера вышли изображения слона и осла, ставшие символами Республиканской и Демократической партий США. А в 20-летнем возрасте, будучи еще никому неизвестным, Наст сделал набросок Санта-Клауса для журнала Harper Weekly. Именно ему приписывают авторство всех популярных ныне деталей образа Санты: от красного кафтана до постоянных спутников - эльфов.
С чего начиналась карьера в Coca-Cola
Нет-нет, Coca-Cola не была первой компанией, где Санта-Клаус работал в подготовке рекламных акций прохладительных напитков. Начать ему пришлось в 1915 году с работы в «White Rock Beverages», рекламируя минеральную воду. А в 1923 Санта принял участие в рекламе имбирного пива, выпускаемого этой же компанией и с удовольствием принимал участие в рождественских рекламах слабоалкогольного напитка еще в течение трех лет.
И только когда в 1930 г. компания Coca-Cola озаботилась тем, как поднять продажи своих прохладительных напитков в зимнее время - период традиционного спада - у Санты появился шанс обрести новое место работы. Так, в уже 1931 г. Coca-Cola предложила шведско-американскому художнику Хэддону Сандблому нарисовать Санта Клауса для рекламной компании. Многие верят, что прототипом образа Санты послужил один из пожилых работников компании, а работники архива городка Ландау, где долгое время работал Томас Наст, о котором уже шла речь, обвиняют Хэддона Сандблома в плагиате.
Так или иначе, Санта Клаус обрел новое место работы, а его изображение было немедленно опубликовано в "Saturday Evening Post". В последующие 35 лет Хэддон Сандблом каждый год - до 1966 г. - создавал минимум одного дружелюбного Санта Клауса для рождественской рекламы Coca-Cola. Впрочем, Санта-Клаус с удовольствием снимается в рекламных роликах этого прохладительного напитка и сегодня.
Другие подработки
Хотя Coca-Cola, конечно, тратит немало средств для того, чтобы организовать монополию на образ Санта-Клауса, однако, существуют и другие фирмы, где хитрый толстяк нашел возможность подработать промоутером. В 1961 г. известный специалист по рекламе Дэвид Макколл придумал для производителя бритв Norelco (подразделение Phillips) сюжет рекламного ролика: Санта-Клаус, съезжающий с горки на электробритве. Ролик с Сантой показывали каждое Рождество в течение 35 лет. Когда компания в 1996 году решила прекратить демонстрацию ролика, это даже вызвало досаду многих потребителей! И в 2002 году Санта вновь вернулся на экраны для рекламы электобритв, что весьма иронично, учитывая пристрастие Санты носить пышную бороду.
Запрет на Санта-Клауса
Подтверждением необычайной успешности коммерческой деятельности Санта-Клауса послужил официальный запрет сего персонажа на рождественских ярмарках на территории Австрии и Германии в декабре 2006 года. Так жители этих стран выразили свое возмущение тем, насколько прочно Санта-Клаус ассоциируется у них с американским напитком! Были даже напечатаны тысячи наклеек со словами "Зона, свободная от Санта-Клауса". А многие церкви Словакии и Чешской Республики выступили с призывом присоединиться к "запрету" образа этого хитроумного эмигранта в красно-белом костюме. Потому что подарки, по их версии, символом Рождества должен являться младенец Иисус, а подарки детям имеет право приносить лишь Святой Николай…
Кроме Санты есть множество других добрых новогодних дедов. Тот же Дед Мороз, имеющий еще и внучку Снегурочку.
Этот символ скорее языческий. Вот часть текста, остальное по ссылке
Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.
рис.1. Откуда взялся Дед Мороз и его происхождение!
Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, "упразднены", и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но "старшой" есть и сейчас.