Оригинал взят у
lavagra в
Преображение Вильнюса-2 или о пользе велопрогулок Около месяца назад я написал
небольшой фотоочерк о преображении моего родного города в связи с началом председательства Литвы в Евросоюзе. Я был очень рад получить массу откликов на этот материал, поэтому решил продолжить эту тему. Тем более Вильнюс продолжает меняться. На этот раз мы прокатились по центру Вильнюса на велосипедах, которые теперь можно взять на прокат практически бесплатно, но с некоторыми условиями.
2.
Да-да, наверное, главной новостью последнего месяца стало введение в строй системы проката велосипедов по центру Вильнюса. Наш мэр Артурас Зуокас - очень упрямый человек. 12 лет назад будучи также мэром Вильнюса он запустил очень смелый и абсолютно провальный проект по обеспечению жителей города бесплатными велосипедами. В один прекрасный день в Вильнюсе всем желающим были розданы 800 велосипедов оранжевого цвета. По грандиозному замыслу организаторов эти велосипеды должны были служить горожанам бесплатной альтернативой автобусам и автомобилям. Стоит ли говорить, что к вечеру того же дня назад честно вернули лишь несколько двухколёсных средств передвижения.
3.
Провал был полным, а над мэром потешались всей страной. Оранжевый цвет стал нарицательным в моём родном городе. Но Артурас оказался человеком не таким уж глупым и в этом году повторил свой эксперимент. Конечно, он учёл свои прошлые ошибки и на этот раз проект, судя по всему, удался.
4.
Теперь в Вильнюсе создали 24 велоплощадки с терминалами. Здесь можно взять любому горожанину или гостю столицы как-бы в аренду один из 200 велосипедов. Естественно, все они вновь оказались окрашены в оранжевый цвет. Первые полчаса аренда бесплатна, затем следующие полчаса будут стоить полтора лита, ещё следующие полчас уже пять литов и так далее по наростающей. Но если велосипед вовремя вернуть на парковку и взять другой, то можно кататься всё время бесплатно. Ну, или почти бесплатно.
5.
Взятый велосипед через электронный терминал регистрируется посредством кредитной карточки клиента, на которой временно резервируется 550 литов (около 160 Евро). Автомат выдаёт чек с номером регистрации, действующей трое суток. Другой вариант приобрести за 20 литов карточку вильнюсца и уже ею пользоваться при регистрации аренды. Сами велосипеды надёжно крепятся к стойкам, что почти исключает варианты воровства. Эти нововедения оказались верными и вполне логичными.
6.
На мой взгляд, лишь сам интерфейс терминалов в первый раз может показаться немного мудрёным и непонятным. Но всё новое требует определённого терпения и желания. Мы вникали в систему минут 15, но в итоге у нас всё получилось. Остались и вопросы. Как поступают со сломанными велосипедами? Каков порядок возмещения ущерба? Будет ли система функционировать зимой? Что делать семьям с детьми до 16 лет? По нынешним правилам пользоваться городскими велосипедами разрешается лишь лицам старше 16 лет.
7.
Вильнюс же с помощью велосипедом осматривать очень интересно. Стоит лишь помнить о велоплощадках, не удаляясь от возможных вариантов слишком далеко. Можно, например, съездить к нашему сейму.
8.
Теперь здесь можно осмотреть странную пирамиду на цветочной клумбе. На каждой её грани изображены исторические границы Литвы и Литовского княжества Великого в разные моменты истории. Как видно на фото, было и такое время, когда эти границы простирались от Балтийского до Чёрного морей.
9.
Вместо этой пирамиды на площади перед сеймом когда-то был фонтан. Но починить и запустить его заново оказалось значительно дороже, чем посадить цветочки и соорудить эту странную пирамиду с явными имперскими комплексами.
10.
С другой стороны Сейма можно осмотреть остатки баррикад, сохранившихся со времён попытки вооружённого переворота 1991 года. Неоднозначный памятник того удивительного времени, когда казалось, что любому можно было изменить ход истории. Я хорошо помню это время, когда самым популярным граффити в городе была надпись: "Red army go home!".
11.
Совсем рядом с Сеймом находиться „Лукишкес калеймас“ - самая старая действующая тюрьма Вильнюса. Не правда ли очень симвилическое соседство!
12.
Она начала действовать ещё при царе Николае II в 1904 году и никогда не меняла своего профиля, ни при немецкой оккупации, ни в наши дни. Это Вам не какая то там имитация, подобная военному изолятору Каросте в Лиепае! Так что любой побывавший в стенах Лукишской тюрьмы, может считать себя соприкоснувшимся с историей Вильнюса на прямую.
13.
В это раз мы вновь проехались по набережным Вильнюса. Но увидели их несколько иными. Например, этот вид на вильнюский а ля даунтаун открывается как раз неподалёку от вышеописанной тюрьмы.
14.
Кстати, нашему мэру стоило бы позаботиться о её давно не ремонтируемом покрытии. А то поездка на велосипеде вдоль реки Нериса нас здорового растрясла.
15.
Но летом всё же лучшего места чем у воды не найти. Здесь мы в очередной раз убедились, что почти мифическое судоходство на нашей реке всё-таки существует.
16.
Шиком нынешнего сезона считается прокатиться на понтонном кораблике к подножию башни Гедиминаса (По немногу привыкаем к её новому облику). Не смотря на цену в 60 Евро за час, желающих испытать новый аттракцион полно.
17.
От себя замечу, что цены на подобные услуги в тех же Тракай наполовину ниже. К тому же там можно и искупаться, чего, почти наверняка, не стоит делать в городской черте Вильнюса. Тем не менее, на своих оранжевых помощниках мы доехали до местного песчаного пляжа, где увидели несколько смельчаков-купальщиков.
18.
В этот раз мы нашли ещё один странный памятник на берегу Нериса. Их вдоль побережья натыкано не мало. На целый пост наберётся о бессмысленности современного искусства подобного рода.
19.
Не все нововедения последнего времени радуют. Конечно, меня, как закоренелого автолюбителя очень раздражает, что почти на всех центральных дорогах города одну полосу ни с того, ни с сего отдали в пользование городского транспорта и машин такси. Наш мэр довольно цинично объясняет это решение пропагандой общественного транспорта для жителей города. Мол так дешевле и быстрее теперь будет добираться до нужного места в центре и назад . Какой транспортный коллапс ожидает мой город осенью трудно представить. С большим подозрением я смотрю и на новые литовские авиалинии, запущенные с первых дней председательства Литвы в Евросоюзе. Помня о преведущих многомиллионных афёрах и банкротсвах подобных проектов, в которых я пострадал лично, не сильно верится в перспективы подобных капиталовложений.
20.
Но факт остаётся фактом - этот год уже становиться рекордным в плане посещения Литвы туристами. А это не может не радовать, как и новые возможности хорошо и интересно провести время в столице Литвы и простым горожанам, и гостям города.
21.