...
На днях Арестович выложил в телеграме мейл некоего "доброжелателя", который указывал Арестовичу на его ошибки. Включая зубочистки. Я представила себе на минуточку, что, если бы я отправила Арестовичу мейл со своими советами. Мда... :-)))))
Он конечно умный, талантливый, очень хочет сделать много полезного для своей страны, и делает много полезного. Он на самом деле делает очень много полезного. Но есть трещина в этом прекрасном ценном и дорогом китайском фарфоре... И её, к сожалению, никак не исправить. Эту вазу невозможно наполнить водой, есть риск, что много воды она не выдержит.
---
Мы недавно с дочерью вспоминали ту женщину, - я вам о ней рассказывала, - которая приехала из Италии повидать родных и зашла к врачу в поликлинику, и которая сказала, что она чувствует вину своего поколения, вину свою и всех её ровесников, которые в 90-е, когда Украина стала свободной, бросили страну, не стали ею заниматься, а уехали за границу. И что она верит, что теперь, в этот момент истории "этот мальчик" (это она про Зеленского) что-то наконец сделает.
В этих словах на самом деле не один образ. Зеленский - не один человек, а целое поколение, и тоже не одно. И то, что он "никуда не уехал" - на самом деле не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд.
Эта женщина в поликлинике как раз понимает, что значит, что сейчас есть люди, которые никуда не уехали, даже при том, что война. И что эти люди стараются для страны изо всех сил. Это и не только правительство, это не только одно поколение: и ровесники Зеленского, и люди старше, и люди моложе - это люди, которые не уехали. И никуда уезжать не собираются. И которым не всё равно, что будет со страной дальше.
Откуда-то вдруг появились мастера на все руки, откуда-то вдруг появилось талантливое кино, мультипликация, художники, писатели, дизайнеры, талантливые военначальники и кто только не хотите. А в 90-е казалось - я хорошо помню это чувство, - что в стране нет вообще никаких талантов, и что мы ни на что не способны вообще, кроме как убирать за итальянскими бабушками или строить в Португалии отели для футбольного чемпионата...
Арестович в одном из интервью, где-то за год или полгода до войны, сказал, что надо, пожалуй, валить из этой страны. Но потом что-то изменилось. Кто-то на него повлиял. Это случилось ещё задолго до начала войны. Был кто-то, кто на него сильно повлиял. Это та самая пресловутая роль-личности-в-истории, когда один-единственный человек делает одну-единственную вещь в решающий единственный момент - и история поворачивает в определённом направлении.
Которое было в тот момент совершенно не очевидно.
Не очевидно совершенно ни для кого.
Это сегодня мы все такие умные и уверенные.
Мы не были такими ни 23-го февраля, ни 24-го.
Никто не был уверен в тот момент, что Зеленский поступит именно так.
Роль-личности-в-истории...
Я раскрою вам секрет, который Арестович с начала войны грозился открыть после окончания. Возможно, он его уже открыл, я давно его не смотрю. Но почему-то я думаю, что он его пока не раскрывал. Я раскрою вам его для того, чтобы он не сделал этого потом. Так вот, большой секрет, или "как надо было действовать россиянам, чтобы победить нас".
Первый урок по истории. Когда на Киев шли колонны... Помните, ту колонну из 154 машин, которая вдруг потом куда-то делась? Я тогда написала в своём дневнике здесь в жж, "я бы сделала так, как когда-то мы учили по истории: чтобы уничтожить колонну, нужно ударить по первой машине, по последней и в центр". Это из какой-то древней войны. Про войну не помню, а про колонну помню. Именно это и было сделано. Колонна была уничтожена именно так.
Второй урок по истории: в 17 году в прошлом веке большевики захватили телефон, телеграф и почту.
Чтобы оставить страну без связи.
Оставить страну без связи сейчас было труднее, но вполне реально, пусть даже на короткое время, - но это не было сделано.
Если бы Украина осталась без связи на сутки или двое, никто не узнал бы, что Киев не сдан, никто не узнал бы, что страна сопротивляется. Никто бы не знал что Зеленский на месте, пустили бы слух, что он убежал, и что сопротивления нет.
И все те, кто сопротивлялся, перестали бы сопротивляться, думая, что они единственные остались.
Через некоторое время связь была бы восстановлена, но эти самые решающие два дня были бы потеряны. Если бы не эти первые два дня сопротивления, Киев был бы захвачен.
Теперь, под Бахмутом, за последние два месяца было уничтожено столько российских солдат, что их хватило бы, чтобы захватить Киев сейчас. Но кто-то дурной упёрся в Бахмут, а кто-то умный понял, как это использовать, и объявил, что там у нас будет наступление, чтобы туда подвозили всё новых и новых претендентов на чёрные пакеты. Именно туда, а не на Киев...
---
Поскольку жизнь и война у нас теперь одновременно, народ перестал ощущать вину за танцы на улице. Потанцевали, и пошли воевать. Ничего такого. Те, кто остался, работают. Если надо, готовят вкусное в ресторанах. Если надо - поют, если надо, - танцуют. Каждый делает своё дело. Кто-то собирает деньги на дроны и при этом ходит на курсы кройки и шитья - это мои знакомые из Киева, кому я периодически посылаю деньги на эти самые дроны, и при этом слежу с интересом, как Юля учится шить.
А я учусь писать акварелью.
Я делаю разные упражнения, учусь по мастерклассам из ютюба и прочего интернета. Сегодня мне бог послал одну новую учительницу. Она бывшая израильтянка, сейчас живёт в Австрии. Я посмотрела с большим интересом несколько её видео, в которых она замечательно рассказывает о красках. Но потом мне захотелось всё-таки увидеть работы, всё-таки человек художник уже много лет, - и четыре книги написала, и уроки даёт, и целый канал на ютюбе, и целый сайт...
Сказать, что я была в шоке, когда я увидела рисунки, - это ничего не сказать.
У меня сердце покрылось кровавыми пятнами, когда в видео про "самые дорогие материалы" я увидела в альбоме из бумаги чуть ли не ручной работы мазню четырёхлетнего ребёнка. Художница показывала рисунки один за другим, и на её лице я не увидела ни малейшей тени, она с совершенно счастливыми глазами листала дорогущий альбом, заполненным настоящими каракулями, перебирала тюбики краски по 20 долларов за тюбик, и не испытывала при этом ни малейшего чувства вины или комплекса недостойности или неполноценности.
И я поняла, что это был самый ценный мой урок из всех, и самая ценная моя учительница, потому что я, гладя до сегодняшнего дня в магазинах на все те товары, которые продаются для художников, постоянно думала: кто все эти люди, которые это покупают. Наверное крутые супр-пупер мастера. Краски по полтыщи долларов за мелюсенькую коробочку. Или кисти по несколько тысяч долларов. И я-то точно не такой достойный мастер, мне не положено.
Но теперь я знаю, кто эти мастера. И теперь я знаю, что я достойна не меньше. Я же рисую не как четырёхлетняя, а как десятилетняя, наверное. Но это пока!!! :-))))