..
Четыре года назад я нашла случайно человека, который, как и я, однажды обнаружил, что умеет рисовать.
Я писала о нём
здесь.
Сегодня я что-то искала и вспомнила о нём. Интересно, не бросил ли он рисование?
Оказывается, нет, и он тоже стал рисовать цветы, и у него много ирисов!
В самом начале он делал копии. Ну, копии многие рисуют, чтобы влезть так сказать в шкуру, - а вернее, в руку - к старому художнику, порисовать его глазами, его штрихами, понять, как он смотрел и видел, почему линия сюда, а не туда.. Порисовал так, понял, теперь рисует то, что вдохновляет его самого. Участвует в ботанических выставках.
Фото из каталога к ботанической выставке
"Розовый танец". Пастель, бумага
А это фото, сделанное в начале процесса.
Когда я видела Александра в последний раз, он писал пастелью копии больших картин, но картины поменьше рисовались акварельными карандашами Альбрехт Дюрер.
Сейчас карандаши сменились на пастель в виде мелков и пастельных карандашей. Думаю, что так ему проще. Карандаш (который не пастельный) слишком много времени требует, чтобы покрыть большую поверхность, это бесит.
Вот в этом портрете, например, ему пришлось долго повозиться, чтобы закрасить карандашами фон. В работе выше это сделано мелком, что конечно в разы быстрее.
Что касается мелких деталей, то тут пастель не упрощает жизнь, она лишь ускоряет процесс тем, что служит подложкой, нижним слоем для более мелкого выписывания уже пастельными карандашами, а это уже не менее трудоёмкий процесс, чем рисование цветными карандашами.
Александр и один из его ирисов
На фото цветок кажется одноцветным, хотя на самом деле там много оттенков. Я сталкивалась с этой проблемой тоже. Камера практически не различает оттенки синего.
А вот с жёлтым и красным - совсем другое дело:
Глядя на эту работу я поняла одну важную вещь, вернее, я поняла это раньше, сейчас ещё раз увидела и ещё раз убедилась: чтобы работа выглядела так реалистично на репродукции, рисунок должен быть довольно сильно уменьшен.
Рисунок выше кажется размером примерно 20 х 20 см, хотя на самом деле он больше в несколько раз.
Фрагмент (я думаю, этот размер ближе к оригинальному):
На фрагменте уже видно, что и как сделано. Видны места, выполненные отдельными цветами. Видно, что это работа человеческих рук. Конечно, работа мастерская, отличная! но человеческая. Эффект волшебства пропадает.
А на уменьшенном рисунке работа не видна, виден только слитный сглаженный волшебный эффект.
Однако, в таком уменьшении есть и своя трудность. Уменьшенное изображение легче воспринимается всё целиком, и на нём хорошо видны ошибки в балансе света, поскольку это изображение реалистичное, даже гиперреалистичное, практически как фото, а значит, эффект реальности цветка очень сильно зависит от реальности освещения.
У этого ириса свет сбалансирован почти идеально. Нам прекрасно видно, что источник света находится в правом верхнем углу чуть впереди, свет распределяется очень равномерно, и каждое место на цветке освещено именно в той степени, в какой оно освещено в реальности.
(за исключением буквально одного-двух мест, они не бросаются в глаза, но если вам интересно, то я покажу одно, а второе вы и сами найдёте - (выделите строку, чтобы увидеть): белые жилки внизу левого лепестка в реальности должны были бы быть темнее, ведь снизу источника света нет, но они сделаны более ярко-белыми для большей художественной выразительности, хотя мне немного режет глаз.
Чтобы было понятно, что я имею в виду, говоря о балансе света, покажу вам работу, где такого баланса нет.
Но его нет лишь потому, что эта работа не относится к гиперреализму, этим цветам гиперреалистичное освещение и не нужно.
И снова я грущу о рисовании.
Ничего, вот закончу шить ещё одни брюки, два костюма и платье и достану свои сокровища.
Мне немного странно думать, что котик подарил мне уже практически все самые лучшие карандаши в мире.
В этом есть минус, но и есть плюс - я смогу сосредоточиться не на жадности, а на творчестве.
А это привет ирисам Александра от моих ирисов
Как видите, у меня не гиперреализм, и реалистичного света на моих ирисах нет
А то, что камера не видит оттенков синего - это видно на синих лепестках - в реальности оттенков больше, чем это передаёт фото.
Картон Prismacolor Premier
А на этом рисунке уже хороший баланс света:
Derwent на пастельной бумаге