Ещё раз про эволюцию 2

Jan 25, 2015 10:55

В предыдущем посте был задан вопрос:
Что лежит у ног Главного героя и каково назначение этих предметов?





В первом посте, размышляя о картинах, я забыла написать о катушках с нитками.
Я хотела добавить свои мысли в пост позже, но потом решила кое-что проверить: а так ли очевидно назначение этих катушек?

Собственно говоря, у меня есть уверенность, что те вещи, которые кажутся очевидными одному человеку, могут не показаться очевидными другому.

Глядя на одно и то же, люди часто видят совершенно разное, как те мудрецы, которым дали потрогать слона с закрытыми глазами. То есть задача моего эксперимента была даже не столько в том, чтобы подтвердить, что разные люди воспримут вопрос о катушке по-разному, сколько в том, чтобы услышать, что расскажет каждый из мудрецов о слоне.

***************************
Развитие личности проходит по стадиям. И одна из стадий та, когда Умному Человеку очень хочется доказывать миру, что он умнее всех других умных. Но потом наступает момент, когда хочется с кем-то поговорить, но поскольку этот человек уже занёс всех остальных в более глупые, он обнаруживает, что поговорить ему не с кем. И тут у него появляется очень сильный мотив развернуться в другую сторону.

Если всё пройдёт хорошо, наступает стадия, когда человек начинает смотреть на окружение другими глазами. Мир вокруг - это данность, которую нельзя изменить. Можно изменить только своё отношение к этому миру. Для этого нужно перестроить восприятие.

И следующая стадия развития умного человека такова: он начинает «прозревать» и видит, что вокруг, оказывается, (о чудо!) много умных людей. И эти люди, - если их спросить о том, что они видят, глядя на некую вещь, - выдают миллион разных мнений.
Эти мнения - это отдельные детали картины, один опишет ногу слона, другой хобот, и Умный Человек начинает понимать, что полную картину не видит никто, и сам он, оказывается, упустил много важного (хотя ему казалось, что он-то точно видит всё), и что только ВСЕ ВМЕСТЕ могут рассказать о картине по-настоящему полно.

Теперь о комментариях

Я намеренно поставила вопрос так (не определила Героя, назвала катушки «предметами»), чтобы он воспринимался как "непростой". Я тем самым направила читателей к мысли, что нужно подумать, прежде чем отвечать.

Казалось бы, всё просто, марионетки, нитки, катушки... Однако, как я и предположила, даже немногие ответы подтверждают моё убеждение: люди обращают внимание на разное и видят разное, глядя на одно и то же.

***
Альбина видит глобально. Она обратила внимание на лестницу, ведущую вниз, на деградацию, и я делаю вывод, что Альбина видит в картине некую символичную картина устройства мира. Это характерно для людей, которые привыкли отвечать одновременно за много разных вещей, и им очень много нужно держать под контролем.

***
Гриша решил, что в вопросе есть подвох, и простой ответ, что это нитки для шитья марионеток и изготовления верёвок для них, очевидно не правильный. Для этого есть причины, конечно: я не раз давала повод видеть подвох в моих вопросах. :-)

Кто-то может сказать, что мы не можем знать, какой ответ «правильный», поскольку мы не знаем, что думал автор. А нам и не нужно этого знать. У нас другая задача. Мы хотим определить, что видят разные люди, глядя на одно и то же. Вполне возможно (и наверняка так и есть), что автор имел в виду нечто такое, о чём мы и не подумали.

***
Поскольку пожелавших ответить на вопрос было не так много, я ещё спросила своего 12-летнего сына, что он видит, и зачем, по его мнению, эти катушки.

Он сказал, что Герой - это портной, он хозяин кукол, он их сшил и вынес поиграть, но после игры он отрежет их от «системы управления» ножницами, которые у него за поясом, и свяжет их теми нитками, которые лежат возле его ног, «чтобы они не убежали».

Ну вот - ещё одно вИдение. Вы наверняка помните, как в сказке про Буратино, некоторые куклы убежали от Карабаса-Барабаса. Вот мне мысль о возможном побеге в голову не пришла.

***
Интересный ответ Лео о том, что кукловод - это некий могучий субъект, у которого есть власть над куклами. Причём стадии развития не сменяют одна другую, а продолжают существовать параллельно. То есть Лео, как и Альбина, видит нечто глобальное.

***
Мне виделся такой ответ: Кукловод - это символ, он в маске, потому что за маской может скрываться кто угодно. Это может быть мужчина, это может быть и женщина (посмотрите на фигуру, на контур лица, оно довольно нежное), парик не позволяет увидеть волосы, то есть в роли кукловода может оказаться тот, о ком мы даже не подозреваем. То есть возможна такая ситуация, что кукловод снимет маску, и зрители будут очень удивлены.

Марионетки - это не ЕГО куклы, и вообще это не куклы, это символы, и под ними подразумеваются живые люди. Ещё недавно они были свободными и выглядели по-другому. Самый первый в ряду ещё похож на человека, но чем дальше по иерархии, тем меньше он человек и больше - кукла. У последнего нет уже ни рук, ни ног, двигаться он уже вообще не может, даже иллюзии возможности ходить собственными ногами у него нет. Осталась только иллюзия того, что он может что-то видеть своими глазами-пуговицами, но эта возможность очень сомнительная.

Катушки лежат у ног кукловода, это значит, что ими недавно пользовались. Люди-куклы были привязаны перед тем, как началась игра, которую запечатлел художник. Картина - это отражение одного момента во времени, но художники - они такие хитрецы и даже немножко волшебники, - некоторыми вещами они умеют рассказать о прошлом и о будущем. Катушки - это как раз рассказ о недавнем прошлом, а ножницы, заложенные за пояс, - рассказ о будущем.

Ножницы могли бы лежать тут же, у ног, но они за поясом, это значит, что пока что они не пригодятся, у Кукловода нет пока необходимости держать их под рукой, а вот нитки не убраны. Это может значить одно из двух: либо ему не терпелось поскорее начать свою игру куклами, и он не успел спрятать нитки в карман, либо ещё не все куклы задействованы в игре, и новые нитки для изготовления новых верёвок понадобятся очень скоро.

(дописано позже)
В обсуждении появился ещё один комментарий.
И Саша тоже увидела в лежащих катушках возможное продолжение процесса.

художники, психология

Previous post Next post
Up