Всем привет. Что-то давно здесь ничего не было, а зря. Исправляюсь. Чтобы привлечь побольше трафика, сегодняшний пост будет посвящен котятам - как известно, их все любят и тратят на просмотр фотографий с котиками больше времени, чем на работу.
Но мало кто знает, что во многом благодаря котятам появились все эти дико популярные методики раннего развития. Ну, вы знаете, о чем я: линейные дифуры для грудничков, Генрих Манн для трехлеток, основы сопромата для младшего дошкольного возраста. После трех уже поздно (с), поэтому родители начинают впихивать в детей знания еще в роддоме.
В основе этого массового безумия, как ни странно, лежат два вполне себе научных утверждения. Первое: мозг человека формируется в утробе матери лишь частично и активно допиливается уже после рождения. Более того, мозг зреет не целиком, а частями: разные зоны «подходят» в разное время. Второе: периоды, когда формируется та или иная область мозга, называются критическими, и именно в эти моменты растущая зона мозга особенно чувствительна к внешним воздействиям. Смысл методик раннего развития - поймать критический период и нагрузить в мозг как можно больше информации. Потому что, мол, потом окно возможностей закроется и учи-не учи - все будет бесполезно.
Расстрою родителей: этот кажущийся логичным вывод наука пока не подтвердила. То есть критические периоды есть, но действительно ли полезно нагружать развивающийся мозг избыточной информацией? Спору нет, он ее впитает - но кто знает, может быть, китайский язык и МХК займут место каких-то более важных сведений, которые должны направлять нормальное развитие мозга. Время покажет, причем невольными подопытными окажутся дети фанатов раннего развития. В точности как котята полвека назад.
В далеком 1959 году американец канадского происхождения Дэвид Хьюбел и швед Торстен Визель заклеивали новорожденным котятам один глаз, чтобы в него не попадал свет. Через несколько месяцев ученые разлепили животным веки и оказалось, что заклеенный глаз ничего не видит. Но когда Хьюбел и Визель изучили мозг котят, оказалось, что в участке зрительной коры, который соответствовал заклеенному глазу, было аномально мало связей и нейронов - так называемых колонками глазодоминантности. Зато в глазодоминантных колонках, отвечающих за второй глаз, связей оказалось необычайно много. Котята, подвергшиеся монокулярной депривации (так ученые называют заклеивание одного глаза), навсегда остались слепыми на один глаз, хотя физически он не был поврежден. Тот же опыт, но со взрослой кошкой, не привел ни к каким ужасным последствиям - разве что кошка была крайне недовольна тем, что с ней делают.
За эти эксперименты Хьюбел и Визель в 1981 году получили Нобелевскую премию, ученый мир осознал, как важны для развития мозга критические периоды, а родители получили отличный набор приемов, которые позволяют им считать себя хорошими родителями.