Многие атеисты и антиклерикалы недооценивают значение веры, наивно полагая, что если они не верят в бога, не ходят в церковь и не бьются в истерике от счастья при виде богородицы, то значит, странное психологическое заболевание под названием "вера" минуло их стороной, и они хорошо от него защищены.
С другой стороны церковь, беспощадно взявшая в заложник и бога, и библию, и веру затуманивает все три понятия. Я связываю это с архаичностью института церкви. В то время, как весь мир бурно развивается, церковь упорно топчется на месте. Именно поэтому она потеряла львиную долю некогда былой мощи. И я поражена стойкости концепции, по которой сохранение старых устоев и традиций - повод не для стыда, а для гордости.
И пока так будет продолжаться, церковь будет по прежнему терять и терять мощь, за исключением, пожалуй, небольших реваншей, которые на мой взгляд, все равно не спасут положения. Одной из самых зловредных архаичностей я считаю - непринятие даже частичной правоты оппозиции.
К примеру, ни один священник ни разу в жизни не признает, что в библия может в чем ошибаться. Эта концепция превращает священников в настоящих слизняков, мастеров трактовок, уловок, изворотов, уходов от ответа и других способов защитить неприкосновенную репутацию безнадежно устаревшего, сотни раз переписанного, и некогда священного текста. И мне кажется, что если взять какого-нибудь из этих изворотливых слизней, схватить руками и прижать к стене железными доводами, не давая ни одной возможности извернуться, то он скорее лопнет от натуги, нежели признается, что в библии написана глупость. А после смерти, его, конечно, канонизируют.
Так вот, от вере. Современные ученые уже давно бьются над тем, что же такое вера. Религиозные деятели тянут одеяло на себя и радуются как дети, когда очередной ученый заявляет, что вера - это природный механизм, как любовь или ненависть. Однако вера, по сути, это просто уверенность в чем-то. Если человек уверен, что знает нечто наверняка - он верит.
Однако, это не все. Чаще всего, верить приятно. Так же приятно, как заниматься сексом. Именно поэтому отстаивать свою веру тоже приятно. И защищать. И страдать, если защитить не удалось. И обижаться на успешного оппонента. И ждать реванша, собирая знания. И махать кулаками после драки. И, если уж защитить не удалось вовсе, начать оберегать веру, как беззащитного ребенка, скрывать её, страшиться всего, что может её пошатнуть, организовывать тайные кружки по интересам, в эпических случаях - уходить в леса, чтобы жить в норе или запираться в пещере. В результате этих удивительных механизмов история человечества наполнена великими, прекрасными, захватывающими и ужасными вещами.
В фильме "Догма" было дано прекрасное определение веры, и, не смотря на всю его абстрактность, на мой взгляд оно достаточно точное. Вера подобно стакану (сосуду) который наполняется некими идеями, которые влияют на всю нашу жизнь, практически на каждый относительно серьезный поступок, на все наши решения. Поэтому все более ли менее серьезные политические силы и религии ведут ожесточенную борьбу за этот стакан, ведь наполнив его по своему усмотрению, они получат власть над социумом и смогут управлять им, а что если не власть и возможность управлять - конечная цель любого общественного деятеля?
Недостатки веры - это лишение разума, способности критично мыслить, рассудительности, адекватности, и в то же время без веры нереально выжить, ведь без уверенности хотя бы в чем-то можно невозможно функционировать вообще. Да и к тому же - безыдейный человек скучен, как импотент, а за отсутствием такой мощной движимой силы как вера, можно не найти ничего лучшего как предаться быстрым и дешевым физическим удовольствиям. Таким людям легче всего спиться или сколоться, ибо вера их слаба. И кстати, именно поэтому уход в веру нередко является одним из лучших альтернативных способов лечения наркоманов и пьяниц.
Итак, вера - хорошо это или плохо? И главное - может ли человек жить с пустым стаканом в руках, а может он неосознанно наполняется сам? Возможно, когда-нибудь ученые дадут ответ и на этот вопрос, однако до тех пор лично я отношусь к вере как маленькому ядерному реактору, ну или как к диссоциативному наркотику - то есть, как к вещи невероятно опасной, но в некоторых случаях совершенно необходимой. У веры, как и у любых других человеческих качеств, есть свои недостатки и преимущества, поэтому с ней нужно обращаться строго и дисциплинированно, а вместо курсов управления гневом, таких модных на западе, следует прописать курс управления верой.
Оче6видно, что хорошим способом управления верой является непрерывное знакомство с оппозиционными концепциями, и ни в коем случае не нужно бояться веру пошатнуть, ведь вера, которую можно пошатнуть не вера вовсе, а жалкий понт. Так же, веру можно перенаправлять в безобидное русло, как это относительно успешно делают футбольные болельщики, фанаты группы "Битлз" и поклонники произведений Джоан Роулинг.
В особо запущенных случаях можно подменять веру любовью, например, воспринимать чтение библии как чтение фантастической литературы и получать соответствующее наслаждение. Не гордиться своей страной, а любить её - потому что, говоря на чистоту, гордиться мало чем, и не считать, к примеру, фэн-шуй серьезной мистической дисциплиной проповедуя всем неправо и налево, а просто питать к ней вполне осознанную слабость. Правда, я с трудом могу представить себе нормального человека, который всерьез будет увлечен чтением священного текста. Они же все, мать их, нудные как учебники по высшей математике.
Ну, а управлять верой очень желательно без особого фанатизма.