Оригинал взят у
aksik в
postпро развитие речи
что нужно сказать сначала: все "нормы" для развития речи очень примерные. Есть вполне здоровые дети, которые не говорят или почти не говорят до 2-3 лет - если во всех остальных сферах развитие в норме, нужно просто подождеть. Бывают медлительные дети, которых "прорывает", когда все остальные уже говорят связной речью.
ПОэтому отложите в сторону "таблицы развития речи", где в год ребенок должен сказать столько-то, в два столько-то. Первое - ребенок в принципе должен издавать какие-то звуки (гулить, лепетать, и т.п., позже - может говорить на "марсианском" или использовать звукоподражательные слова. Вот если он совсем молчит, абсолютно - нужно обращаться к специалистам, проверять общее развитие и слух.
Развитие речи, как и развитие во всех остальных сферах, не подразумевает занятий по расписанию, "потому что надо". Для начала проверьте сами себя - правильно ли вы ставите ударения, все ли в порядке с разговорным языком, наличествуют ли слова-паразиты (типа-это самое-как бы)? ПОстарайтесь поучиться что-либо рассказывать ребенку вслух: это не обязательно должны быть высокохудожественные произведения. Для начала можно описывать свои простейшие действия: "сейчас мы возьмем кастрюльку, поставим бульон...". Пальчиковые игры, конечно, полезны, но это не означает, что в них теперь нужно играть с утра до вечера. Они могут стать хорошей палочкой-выручалочкой в транспорте.
Приведенные примеры (в комментариях к моему вопросу и здесь) не должны быть принудительными занятиями, а могут стать дорожным развлечением и дополнением естественного общения (вопросы, например, вы и без всякого задания ребенку задаете?).
вопрос о развитии речи лексика - словарный состав языка
упражнения на расширение словарного запаса. Самое простое, как уже сказали в комментариях - как назвать иначе? (поиск синонимов). Например: машина (едет, движется, проносится мимо, и т.п.). Или просто поиск максимального количества вариантов, как можно описать предмет или действие (это могут быть и не синонимы). Например: машина может быть какая? - красная, новая, блестящая, большая, и т.д.
Наоборот - что может быть мягким? Что может быть тяжелым? И т.п.
Очень хорошая игра на связную речь - загадки. Например: "это такой предмет..." говорит ведущий. Игроки по очереди задают вопросы и пытаются отгадать: "Это растет?", "это двигается?", и так далее. Водящий по одному раскрывает характеристики, и победитель, отгадавший слово, загадывает сам.
фонетика - звуковой строй языка
учимся слушать звуки в словах и отличать их. Самые простые начинаются, когда ребенок еще совсем мал - поиск звукоподражательных слов. Как жужжит пчелка? Как шумит ветер? Как шуршит листва? Далее играем на узнавание звуков - какой первый звук в словах: ..., какой последний звук в словах: ...
Игры на различие звуков (палка - балка), изменение слова путем замены одного звука.
замечательная старая игра "испорченный телефон" тоже учит внимательно вслушиваться в слова.
"спрятанные слова" - мышкамышкамышка, банкабанкабанка;
Можно поиграть образами - какое это слово? Какие ассоциации связаны со словом?
Скороговорки
стилистика - нормы употребления и стили языка
Самое простое упражнение - "скажи, как..." дальше подставляете кого угодно из любимых книжных персонажей или реальной жизни (ну, здесь аккуратнее выбирайте образы :)). Когда читаем ребенку книги, важно знакомить его с разными стилями - и авторскими, и фольклорными. При пересказе сказки или рассказа обращать его внимание, какие необычные слова здесь можно услышать (стиль, которым рассказываются сказки, далек от разговорного бытового языка). Ребенок любит играть в перевоплощения - попросите его говорить, как означенный литературный персонаж.
семантика - смысловые значения слов
Для ребенка очень интересен анализ слов, обсуждения их значений и происхождений. ПОчему белка - белка, она же не белая? Сейчас, благодаря интернету, все материалы у вас под рукой - и самим интересно будет узнать, почему ж белка :)
синтаксис - построение предложений
Замечательные упражнения были в комментариях - как развить простое предложение. "Машина едет" - какая она? Откуда и куда едет? Кто за рулем? Можно поиграть в такую игру - задавать друг другу вопросы, и кто больше вопросов сможет набрать.
совершенно забытые сейчас рассказы по картинкам - можно использовать даже обычную иллюстрированную книгу, или знакомую сказку.
Задание - составить предложение из слов (можно уже читающему ребенку).
Хорошая игра: "вы поедете на бал?".
Самое простое - попросить ребенка рассказать о чем-либо (папе, бабушке, братику). если трудно пересказывать без опоры - дайте пальчиковые куклы. Так можно и сказку рассказать.
грамматика - взаимосвязи между словами (падежи, времена и т.п.)
Вспомните "глокую куздру" и играйте в словотворчество. Вспомните Чебурашку, который чебурахнулся, и не бойтесь того, что ребенок "балуется" со словами! Это один из важных этапов освоения языка, когда ребенок выстраивает правильные грамматические конструкции с придуманными словами: "зайчик-поскакайчик", а не общепринятый "побегайчик" и т.п.
Хорошие игры - перевертыши и нелепицы, где ребенок узнает "неправильное" значение слова или его употребление: "ехала деревня мимо мужика...".
Слова с лишним слогом; слова, сказанные наоборот; "выдуманный язык" (привет Тофсле и Вифсле).
Как можно изменить одно и то же слово - различные формы: кот-котик-коток-котофей-котишко-котяра-котище-...
поучиться самим - сайты с правилами русского языка:
http://www.therules.ru/http://www.rusyaz.ru/pr/http://www.gramota.ru/ сайт с упражнениями:
http://www.licey.net/russian/ сайт с логопедическими играми и заданиями на развитие речи:
http://logopedia.by/?p=1054 популярные книги о развитии речи:
Кольцова М.М. (много изданий - введите поиск)
игры со словами:
Волина В.В. (много книг - наберите в поисковике автора)
Шибаев А. (стихотворные игры)
http://www.i-gnom.ru/interesnoe/play/slova/slova.htmlhttp://www.logoburg.com/rod/publik/deti/7-10.phphttp://www.logoped-sfera.ru/2007/05/285http://www.r-rech.ru/2009-03-23-14-52-33/2010-07-21-15-04-13.htmlhttp://zanimatika.narod.ru/Book3.htmhttp://www.openclass.ru/wiki-pages/93147 риторика для детей и взрослых:
http://www.yazkova.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16&Itemid=16симпатичная книга - "Занятная риторика" - скачать:
http://obuk.ru/science/22075-zanjatnaja-ritorika.html