Много выборов и связанных с ними событий произошло с 4 декабря прошлого года. Несмотря на все потуги пропаганды, благодаря вам - независимым наблюдателям - очень многим людям стало ясно, что далеко не все, кто "побеждает" на выборах, этого заслуживают.
Однако многие наблюдатели оказались разочарованы. Казалось, еще немного - и люди выберут тех, кто действительно этого достоин, честно и демократически. Но взамен мы вроде бы получили тоже самое, и даже еще хуже. В общем, быстро победить ложь и обман не получилось.
Крупные выборы пока завершились. Что же дальше?
Можно всё бросить и заняться чем-нибудь другим. Но у "Гражданина Наблюдателя" есть идея получше! В связи с изменением избирательного законодательства члены участковых избирательных комиссий (УИК) будут работать на постоянной основе в течение пяти лет. У вас, как людей с опытом участия в выборах, есть все шансы стать членом комиссии с правом решающего голоса, что, помимо важного общественного статуса, также очень поможет на последующих выборах, многие из которых обещают быть жаркими. Наша задача-максимум - чтобы в каждом УИК работал хотя бы один честный человек. Этот человек может не только наблюдать за процессом голосования и подсчёта голосов, но и непосредственно войти в "кухню" избирательного процесса, а также своим примером перетягивать колеблющихся членов УИК на сторону честных людей. Многие из них становятся на путь фальсификаций, "потому что все так делают", но мы всё равно должны пытаться вернуть веру в справедливость и закон.
Выдвигайтесь в члены УИК - и пусть Ваш голос станет действительно решающим!
Мы просим Вас (хотя бы предварительно) сообщить проекту "Гражданин Наблюдатель" о том,желаете ли Вы стать членом УИК с правом решающего голоса.
Если Ваш ответ - ДА, заполните, пожалуйста, краткую опросную форму:
http://bit.ly/uik_s_prg ДЛЯ ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАВШИХСЯ ниже самым подробнейшим образом изложены основные сведения об УИК и ПРГ
(мы рады будем ответить и на любые дополнительные вопросы, если Вы нам напишите)
А. Что было и что станет.
Всегда прежде УИК (т.е. персональные составы членов участковых комиссий с правом решающего голоса) формировались в период избирательной кампании, а полномочия их истекали через считанные дни после выборов.
Постояннодействующими видами комиссий были (и остаются) ТИК, ИКМО, ИКСРФ и ЦИК РФ.
ФЗ №157 от 02.10.2012 г. вносит кардинальные поправки в 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..." и устанавливает сроки.
Полностью новая редакция 67-ФЗ вступает в силу 1 ноября 2012 г. Теперь и участки (территория) и УИКи (люди) будут на 5 лет, т.е. УИКи тоже станут комиссиями, "действующими на постоянной основе". Также, это закон устанавливает для "плановых" выборов новый Единый День Голосования - второе воскресенье сентября.
В 2013 году потенциальная дата (каких-либо выборов) - 8 сентября, в 2014 году - 14 сентября.
Отметим специально, что речь идёт об "обычных" участках, образованных в местах постоянного жительства обычных избирателей; участки же в местах временного пребывания (больницы, вокзалы, аэропорты) и при некоторых других специфических случаях будут образовываться в период избирательной кампании. Аналогично, и составы УИКов на участках, образованных в воинских частях, местах временного пребывания избирателей и т.п. будут формироваться в период избирательной кампании - из "резерва" непрошедших (см. ниже).
Общие правила формирования комиссий остаются прежними (кроме сроков приёма документов по кандидатурам в УИКи), но дополнительно вводится новое понятие - "резерв".
По-прежнему, председателя УИК назначает ТИК своим решением.
Полномочия УИК, права и ограничения членов УИК с ПРГ не меняются.
Б. Хронология грядущих событий.
Сначала нарежут участки, затем создадут комиссии.
Итак, в ближайшее время должно произойти следующее:
1) Вероятно, что Избирательная комиссия каждого субъекта РФ сначала примет решение "Об установлении единой нумерации избирательных участков..." для данного региона.
2) В период с 1 ноября и не позднее 20 января каждый ТИК в РФ формально согласует проект решения главы местной администрации (управы района) о "географической нарезке" избирательных участков. Избирательные участки (имеющие №, описание границ (включённых домовладений) и пр.) будут образованы на пять лет.
Информация об образованных избирательных участках должна быть опубликована официально.
3) После "нарезки" участков и не позднее 31 марта каждый ТИК своим решением откроет 30-дневку по приёму документов по кандидатурам в УИКи, а именно - опубликует свой официальный анонс в официальной районной газете. С момента публикации и начнётся срок приёма; его длительность, согласно закону, составит 30 дней (не меньше), в анонсе обычно указана последняя дата приёма.
4) После завершения срока приёма документов и не позднее 30 апреля каждый ТИК соберётся на заседание и примет серию решений по формированию персональных составов всех УИКов.
Прямо в этих решениях обычно отдельным пунктом идёт назначение председателя УИК.
Как быстро будут протекать события никто пока не знает.
Самый короткий сценарий, в теории:
1 ноября ИКСРФ делает решение о единой нумерации,
2 ноября главы администраций(управ) подают проекты решения в ТИКи,
3 ноября ТИКи согласовывают главе его проект решения о "нарезке" участков и тут же подают анонс в газету о приёме в УИКи,
4 ноября выходит номер газеты, начинается 30-дневное "окно",
5 декабря ТИКи на своих заседаний формируют составы УИКов и назначают их председателей.
Самый медленный вариант ограничен сроками, указанными в законе: 20 января (образование участков), 30 апреля (финал формирования УИКов).
В. Как формируется комиссия.
1) В большинстве случаев предложения (документы) по персональным кандидатурам поступают в ТИК (в период анонсированного приёма предложений), причём от:
- любых зарегистрированных политических партий;
- общественных объединений;
- собраний избирателей по месту жительства, работы, службы или учёбы;
- местного муниципального собрания (совета депутатов).
Партия или общественное объединение (организация) вправе предложить (а ТИК - взять) лишь 1 человека в 1 УИК; а вот собрание избирателей или местное муниципальное собрание (совет депутатов) может выдвинуть в УИК несколько кандидатур, и ТИКу не запрещено взять их всех.
2) Комплект документов по каждой кандидатуре:
- решение о выдвижении (например, выписка из решения регионального политсовета партии, решение руководства общественной организации, решение собрания и т.д.);
- ксерокопия двух разворотов паспорта;
- личное "заявление о согласии";
- иногда также бытует практика прикладывать фото 3x4 и справку с места работы/учёбы.
3) Формировать составы УИКов ТИК может очень вольготно, есть лишь два главных правила:
- половина членов УИК должна быть от каких-либо партий (если есть достаточное число поданных кандидатур);
- нельзя не принять человека, выдвинутого от партии, представленной в ГосДуме (СР, ЛДПР, КПРФ, ЕР) либо в областном ЗакСобрании/Думе либо в местном муниципальном собрании (совете депутатов).
Всё остальное - на усмотрение ТИК, объяснять причину своего выбора ТИК формально не обязан, просто в решении сказано "сформировать УИК в таком-то составе, председателем назначить такого-то из них". И "лишние" фамилии просто не включены.
"Гражданин Наблюдатель" учитывает эти особенности и в первую очередь будет стараться задействовать возможности "парламентских" партий по формальному выдвижению кандидатур в УИК.
Г. Кто же такой член УИК с ПРГ. Плюсы, минусы, подводные камни.
Это самый "авторитетный" статус, но Вас могут нагрузить работой (например посадить погашать бюллетени или попытаться отправить на выездное голосование).
Если Вы станете членом УИК с ПРГ, то:
1) На первом заседании (его созывает председатель) Вы участвуете в тайном голосовании, избирая заместителя председателя и секретаря УИК. В дальнейшем заседания обычно созывает секретарь.
2) Вас обязаны информировать о заседаниях, а Вы обязаны их посещать (за "прогулы" по суду Вас могут исключить из УИК).
3) На заседаниях комиссии Вы вправе предлагать вопросы в повестку дня, требовать проведения голосования по каким-либо вопросам, и, разумеется, участвовать в голосовании.
4) Вы вправе в любое время знакомиться со всеми документами своей комиссии, получать их копии (кроме бюллетеней, списка избирателей и т.п.) и требовать их заверения.
5) В период избирательной кампании Вы, по мере энтузиазма, записываетесь и участвуете в дежурствах (сидите на телефоне, выдаёте открепительные если они предусмотрены).
6) В день голосования:
- Вы вправе принимать жалобы от наблюдателей и расписываться в их получении;
- Вы выдаёте бюллетени избирателям и вносите при этом записи в выделенную Вам книгу списка избирателей;
- Вы участвуете в проведении выездного голосования (голосования вне помещения для голосования);
- Вы непосредственно участвуете в подсчёте голосов (погашение бюллетеней, подсчёты по книге списка избирателей, сортировка и подсчёт бюллетеней, упаковка документов);
- Вы подписываете протокол(ы) УИК об итогах голосования, при этом вправе ставить на своей строчке отметку "С протоколом не согласен" и/или написать на отдельном листе своё особое мнение (поставив в протоколе пометку "Особое мнение"), которое должно быть приложено к протоколу УИК;
- Вам обязаны по Вашему требованию выдать заверенную копию протокола УИК немедленно после его подписания;
- Вы вправе сопровождать представителей УИК на сдачу протокола и упаковок документации в ТИК;
- Вы присутствуете и при составлении повторного протокола либо повторном подсчёте голосов (Вас должны известить!).
7) Закон не позволяет удалить Вас с участка, а только лишь отстранить от участия в работе УИК при нарушении законодательства о выборах.
8) Вы не можете (на весь период своих полномочий) где-либо становиться наблюдателем или членом УИК с ПСГ (только представителем СМИ).
9) За работу на выборах (дежурства+день голосования) государство выплачивает членам комиссий с ПРГ небольшую денежную сумму.
10) Если Ваша УИК задействована в каких-либо выборах, Вы не вправе заниматься никакой предвыборной агитацией в связи с ними (с момента назначения выборов - т.е. публикации в газете); за это можно вылететь из комиссии.
11) До окончания срока полномочий Вас не вправе без Вашего согласия увольнять с работы или переводить на другую работу.
12) Члену комиссии с ПРГ при судебном разбирательстве по любому административному делу судья не может назначить какое-либо административное наказание без наличия согласия прокурора данного субъекта федерации.
13) Полномочия члена комиссии с ПРГ немедленно прекращаются если вступила в законную силу "административка" за нарушение избирательного законодательства, либо "уголовка" по любой статье, либо решение суда о систематическом невыполнении данным членом комиссии с ПРГ своих обязанностей.
Д. "Резерв составов УИК".
В новой редакции 67-ФЗ вводится понятие "резерв составов участковых избирательных комиссий".
Сделано всё, чтобы затруднить просачивание в УИКи новых людей.
1) Кандидатуры, предложенные в состав УИК, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта РФ в порядке, который установит ЦИК РФ.
2) "Особые" УИКи - в местах временного пребывания избирателей и при некоторых других случаях - формируются в период избирательной кампании - из "резерва".
3) При выбытии члена УИК с ПРГ, новый человек тоже берётся из "резерва".
4) При совмещении различных выборов число членов УИК может быть увеличено; дополнительных людей также возьмут из "резерва".
Это ещё один аргумент за то, чтобы записываться в ПРГ, т.к. даже при непопадании в УИК сразу, Вы в любом случае окажетесь зачислены в такой резерв.