Вернулся из Дубаёв и попал с корабля на бал: на следующее утро встреча руководства Роснефти с акционерами.
Пришлось идти неприлично загорелым.
Роснефтевцы, которые на подобных собранитях стоят до начала кружками по 4-5 человек, при моём появлении выдали двойную порцию злобных взглядов и лёгкого шипения.
Их можно было понять: согнали в выходной день "работать с миноритариями", а самый скандальный миноритарий припёрся явно из южных краёв, да ещё и ухмыляется.
Ну, да ничего, потерпят.
Тема собрания была обозначена как "Информационная прозрачность и раскрытие информации перед акционерами".
Надо полагать, что это был их пеар-ответ на мои иски и последующую шумиху в СМИ. Типа, сейчас мы покажем, какие серьёзные усилия мы тратим на наведение транспарентности.
Для этих целей:
1. был приглашён дядечка-профессор-юрист, который прочёл огроменную лекцию на тему "Права акционеров", зачитав чуть ли не полностью закон об АО.
2. показали презентацию "Какой у Роснефти прекрасный сайт". Это был полный трэш. "А вот на этом слайде видно, что у нас на сайте есть раздел "акционерам", в котором есть следующие подразделы.....".
Кульминационным моментом презентации стало объявление о том, что сайт Роснефти победил в каком-то там конкурсе каких-то там корпоративных сайтов.
3. Выступил чувак из ФСФР, который объявил, что ФСФР стоит на страже интересов акционеров и инвесторов.
Народ терпел, скучал и томился и, конечно же, когда наступило время вопросов нахлобучил президиум по полной программе.
Во-первых, всех возмутило отсутствие руководства. Руководство обещало встречи посещать, но Сечина и Богданчикова не было и в помине. Не было ни одного члена Совета Директоров, ни одного зама.
Нетрудно догадаться почему: ребятам просто нечего сказать. В начале июня они дружно заливали из президиума: "не обращайте внимания на низкую дивидендную доходность, посмотрите как растёт акция! Роснефть - реальная компания и ей не страшны никакие кризисы".
Сейчас за те графики, которые они рисовали на Общем собрании, можно было бы получить и помидором в физиономию из зала. Никакая ФСО бы не помогла.
Во-вторых, инициативная группа акционеров встречалась с кем-то из Роснефти накануне (меня не было) и им было твёрдо обещано, что на собрании будет заявлена чёткая позиция компании по действиям в период кризиса, возможному бай-бэку и т.д. Об этом не прозвучало ни слова за исключением "это не наш уровень, мы ничего сказать не можем".
Ну и в-третьих, собственно никакой требуемой информации предоставлено не было. Я снова озвучил вопросы про Gunvor, про китайские контракты, на которых теряется немерянное балбло и т.д. Собравшиеся интересовались расходами на всяких спортсменов-олимпиады, расходами на оплату топ-менеджмента и прочими любопытными штучками.
Ответы разнообразием не отличались: а) у вас нет права знать эту информацию б)это не находится в нашей компетенции.
Ну а главное шоу произошло вот с какой штукой:
5 июня на общем собрании акционеры распределяли прибыль.
Распределили таким образом:
17 млрд рублей на выплату дивидендов.
145 млрд на "инвестиции и социально-экономическое развитие компании Роснефть".
Уже тогда, 5-го июня, акционеры вставали и спашивали: а как бы посмотреть на что конкретно идут эти 145 миллиардов.
На что Сечин отвечал: нет проблем, посмотрите, там большие планы по Восточной Сибири, разведка, дОбыча и всякое такое.
В итоге информацию так и не раскрыли.
Полтора месяца назад я пишу письмо: чуваки, как акционер, я требую предоставить информацию в любом виде (смета, бюджет) куда вы планируете забубенить 145 миллиардов, взятых из чистой прибыли компании.
Так вот, аккурат накануне этой встречи я получаю из Роснефти письмо: уважаемый Алексей Анатольевич, такой информации Вам знать неположено. Потому что у Вас нет 25% акций.
Объясняю ситуацию на пальцах:
1. Вы вложилди денег в компанию. 1 рубль.
2. Компания заработала 100 рублей чистой прибыли.
3. Акционеры собрались и решили: на дивиденды отправим 30 копеек, а оставшиеся 99-70 вложим в производство. Вы повозмущались, но делать нечего.
4. Вы решили проконтролировать как там расходуются эти 99-70. На всякий случай. Вдруг, вместо того, чтобы вложить в производство, кто-то купил на 99-50 сладких конфет?
5. Вам отвечают: нет, знать этого вам не положено. Сладкие это конфеты или разведка месторождений Восточной Сибири, вас это не касается. Руководству виднее.
Охренеть, правда?
О каких ещё правах акционеров можно говорить?
Правда, когда я зачитал это письмо, даже чувак из ФСФР, сидящий в президиуме, возмутился и сказал, что по его мнению такую информацию нельзя скрывать от акционеров.
Такие дела. Ну а из хороших новостей сообщаю, что на том же совещании несколько миноритарных акционеров, в том числе и я, официально создали инициативную группу.
Вся как положено: подпись, прОтокол, сдал, принял, отпечатки пальцеу.
Будем бороцца.
СМИ по теме:
Пример Алекперова На встрече с менеджерами «Роснефти» ее миноритарных акционеров больше интересовал кризис, чем информационная открытость компании. Первые полтора часа миноритарии слушали разъяснения о своих правах, шепотом обсуждая обвал на рынках.
Далее Антинародные акции (Время новостей)
Акционеры хотят знать больше (РБК-дэйли)