"Асама" на пределе.
Крейсерская запись ожидаемо собрала довольно много комментариев, и там всё ещё
интересно. По такому случаю подробшу в топку немного фактологических дров. В вопросе о "числе разведчиков" японский опыт интересен, в том числе, и с точки зрения интенсивности использования кораблей в операциях различного типа.
Теоретически мы сегодня можем, не выходя из дома, оценить напряжение японских сил точно, используя корабельные журналы. На практике это требует больших усилий, сегодня я ограничусь грубой прикидкой, которую можно сделать на основе имеющихся у нас данных об объёмах погруженного на японские корабли угля с разбивкой по месяцам. Будет четыре картинки и немного комментарией. Начинаем.
Рисунок 1 - Погрузка угля по месяцам 1904 г. на "Иватэ" (красная линия) и "Идзумо" (синяя линия)
На первом графике - сведения об угольной жизни лучших броненосных крейсеров японского флота. Для начала отметим августовскую Джомолунгму - результат, в первую очередь,
похода Камимуры к Токийскому заливу в погоне за дикими гусями ВОК (24.07-03.08 н.ст.). Так же стоит обратить внимание на майский локальный максимум - это результат второго похода Камимуры к Владивостоку.
Вплоть до середины сентября "Идзумо" и "Иватэ" были практически неразлучны, что, в общем, и видно на графике (расхождение в феврале-марте видимо, связано, с тем, что "Иватэ" чуть больше угля принял в январе). А вот дальше пути этих кораблей разошлись: если "Идзумо" после гибели Макарова у Порт-Артура не появлялся, то "Иватэ" в середине сентября прибыл для подкрепление блокадных сил, после чего был зачислен в 1-й боевой отряд, а точнее, если верить Корбетту - в состав отдельной, третьей "тактической пары" 1-го отряда, вместе с "Асама".
На графике разлука "Идзумо" и "Иватэ" хорошо видна. Впрочем, важно не то, что "Иватэ" грузил угля больше, чем "Идзумо". Важно, что "Иватэ" в октябре погрузил больше угля, чем в мае, а в ноябре - больше, чем в июне или июле. Иными словами, нагрузка в блокаде оказалась выше, чем при ведении разовых операций - вроде второго похода к Владивостоку (начавшегося, заметим, в Хэджу), или двух попыток перехвата ВОК после набегов последнего в Корейский пролив. Теперь перейдём к напарнику "Иватэ", "Асама" - и сравним угольную судьбу этого крейсера с судьбой однотипного "Токива".
Рисунок 2 - Погрузка угля по месяцам 1904 г. на "Токива" (красная линия) и "Асама" (синяя линия)
"Токива"в апреле 1904 г. ушёл действовать против ВОК, в то время как "Асама" остался в Жёлтом море, в составе 3-го боевого отряда. И в этой паре безусловно интересным представляется тот факт, что "Асама" в июне-июле грузил угля больше, чем "Токива", особенно любопытно июльское соотношение (1100 против 850 т). Таким образом, нагрузка у Порт-Артура была существенно выше, чем нагрузка в Корейском проливе. Что ещё любопытнее - "Асама" в сентябре-ноябре грузил уголь активней, чем в июне-июле (что, впрочем, может быть связано не только с интенсивностью операций, но и с желанием Того постоянно поддерживать запас угля на крупных кораблях на случай новой попытки прорыва нашей эскадры).
Любопытна и синяя линяя: "Токива" вернулся к Порт-Артуру в середине сентября, и был включён в 3-й боевой отряд. В сентябре-октябре уголь на корабль грузили активнее, чем в апреле-июне.
Теперь - "Якумо" и "Адзума". Здесь сравнивать не так удобно, корабли не совсе однотипные. Тем не менее, посмотрим рис. 3.
Рисунок 3 - Погрузка угля по месяцам 1904 г. на "Адзума" (красная линия) и "Якумо" (синяя линия)
"Адзума", как и "Идзумо", с апреля 1904 г. к Порт-Артуру не возвращался. "Якумо" действовал в составе 3-го боевого отряда. В середине сентября, с прибытием "Токива" и "Иватэ", Того отослал этот корабля в Такэсики, где он, насколько я понимаю, прошёл ремонт (что можно считать косвенным свидетельством сильного износа машин корабля). К Порт-Артуру "Якумо" вернулся в середине ноября. Здесь в первую очередь любопытны данные за апрель-май: "Якумо", "работавший" в с 3-м боевым отрядом, грузил уголь так же интенсивно, как и ходивший в поход "Хэджу-Владивосток" "Адзума" (такая же картина и на графике для "Асама" и "Токива"). Относительно большой объём угля, принятого "Адзума" в декабре, видимо, связан с тем, что корабль после заводского ремонта готовился идти на "сторожевую службу в северных водах".
Наконец, четвёртый график. На нём данные о погрузке угля на "Касаги" и "Титосэ", "собачки", которым удалось - в отличие от "Ёсино" и "Такасаго" - чудом пережить осаду Порт-Артура под началом счастливого контр-адмирала Дэва.
Рисунок 4 - Погрузка угля по месяцам 1904 г. на "Титосэ" (красная линия) и "Касаги" (синяя линия)
На четвёртом графике интересны, думается, следующие соотношения. Во-первых, можно заметить, что для "собачек" объёмы погрузки угля в июле были сравнимы с мартовскими, т.е. период наиболее напряжённой блокадной службы был сравним с периодом активных операций против Порт-Артура при действиях с удалённой базы. Во-вторых, примечательно, что поход "Титосэ" к Корсаковскому посту, за "Новиком", не привёл к появлению значимых отличий от графика для "Касаги". "Титосэ" после погони за "Новиком" пришлось отправить на ремонт в Сасэбо (что, очевидно, так уже указывает на сильный износ машин), к Порт-Артуру он вернулся 12 сентября. Второй раз на ремонт "Титосэ" ушёл в середине ноября (на смену ему, за своей миной, прибыл только что отремонтированный "Такасаго"). Интенсинвость погрузки угля на "Титосэ" в октябре была сравнима с июльской. Подробных сведений об активности "Касаги" в сентябре-декабре под рукой нет.
Приведённые выше графики, безусловно, являются инструментом грубой оценки активности действий кораблей. Тем не менее, эти факты интересны как аргументу в пользу двух утверждений. Во-первых, нагрузка на японские корабли при интенсивной дозорной службе у Порт-Артура была высока - существенно выше, чем нагрузка при охране Корейского пролива, и в ряде случаев ("Асама", "Титосэ") сравнима с нагрузкой в феврале-марте, при ведении интенсивных наступательных операций против Порт-Артура. Эта высокая нагрузка была, в том числе, следствием общего дефицита крейсеров и относительной слабости крейсеров-разведчиков - Того считал необходимым прикрывать "собачки" 3-го отряда броненосными крейсерами.
Во-вторых, нагрузка на корабли в сентябре-ноябре существенно не снизилась. Снизить удельную нагрузку японцам помогло частичное решение проблемы ВОК, позволившее высвободить "Иватэ" и "Токива", и прибытие к Порт-Артуру в середине сентября "Отова". С другой стороны, полученные в середине сентября ложные агентурные сведения об активности ВОК привели к ненужным тревогам японского руководства. Соответственно, с одной стороны, можно отметить, что японцы, нанеся нашему флоту серьёзные потери в боях у Шантунга и Ульсана, существенно упростили себе подготовку к встрече 2-й Тихоокеанской эскадры, поскольку уже в сентябре появилась возможност начать ремонт части кораблей. Взглянув на это со стороны другой, можно заметить, что "нерешительность" побед потребовала от японцев существенного дополнительного расхода сил и средств для достижения необходимого результата.