Цусимский план адмирала Кунца

Jun 22, 2020 12:32


Бегом в ловушку.

Великую тихоокеанскую войну, наверное, можно назвать одной из самых (если не самой) запланированной войной двадцатого века. И дело не в том, что Япония и США стали смотреть друг на друга как на врагов задолго до Пёрл-Харбора - в этом ничего необычного. А вот тот факт, что приблизительный сценарий войны был известен за 35 лет до её начала, заставляет воспринимать эту войну по-особенному.

Фабула будущего конфликта формулировалась так: японцы атакуют Филиппины, американцы пытаются их отбить. Далее следовало уточнение деталей. Японцы, как известно, надеялись воспроизвести войну с Россией, быстро захватив географический объект и нанеся поражения американскому флоту. Американцы же, в свою очередь, рассматривали два различных сценария.

Один, реализованный на практике, предполагал три ключевых решения: отказ от упорной борьбы за Филиппины, относительно медленное контрнаступление в центральной части Тихого океана с последовательным захватом промежуточных баз ("от пальмы к пальме") к Филиппинам, и, наконец, удушение Японии морской блокадой и воздушным наступлением. Первый полноценный оперативный план, построенный вокруг этих трёх идей, был составлен поздней осенью 1922 г. - к этому времени захват японцами немецких островов в центральной части Тихого океана стал свешившимся фактом, что, как ни странно, облегчило американцам решение проблемы промежуточных баз на пути к Филиппинам (рис. 1). Таким образом, основные идеи американского решения были впервые сформулированы за 20 лет (!) до войны.




Рисунок 1. Схема американского наступления по предложению 1922 г.: предварительный захват баз на атолле Эниветок и Труке.

Альтернативный подход к проблеме, которую можно назвать и "японской", и "филиппинской", предполагал "молниеносный" бросок американского флота в западную часть Тихого океана. История борьбы сторонников двух концепций изложена Эдвардом Миллером. Сторонников первой концепции он называет "осторожными", сторонников второй - поклонниками идеи "билета до конечной" (Through Ticket). Сам Миллер считает альтернативную идею безусловно неправильной, и роман его в целом скроен по классическому лекалу, в котором хорошие в какой-то момент попадают в беду, но, в конце концов, добиваются правды.

Беда случилась в середине двадцатых, хотя семена были посеяны раньше. В 1920 г. генерал-губернатором Филиппин стал Леонард Вуд - заметный американский политический деятель 20-х. В конце 1922 г. он с удивлением узнал, что флотские планирую сдать его губернаторство, и немедленно организовал политическую кампанию по изменению оперативных планов. Вуд считал, что потеря Филиппин станет слишком тяжёлым политическим ударом для США, и флот должен спасти острова до того, как они будут полностью захвачены японцами.

Усилия Вуда принесли результат - прямые возражения со стороны флота были непримелемы по политическим причинам. Новый план был разработан под руководством адмирала Кунца, который в августе 1923 г. оставил пост CNO и стал командующим американским флотом (CinCUS) - Миллер подчёркивает, что в тот момент это не было понижением в должности. Разработка оперативного плана "билета до конечной" была закончена в январе 1925 г. (рис. 2)




Рисунок 2. Схема американского наступления по предложению 1925 г.: главные силы флота и экспедиционный корпус совершают прямой переход от Пёрл-Харбора до Манилы

Поскольку главной причиной изменения плана было желание спасти Филиппины, ключевыми были временные изменения. По плану 1922 г. первая наступательная операция - атака на Маршалловы острова - должна была начаться на 61-й день войны. План 1925 г. предполагал, что силы, необходимые для спасения Филиппин (превосходящие японский флот на 25%) будут сосредоточены в Пёрл-Харборе через десять дней после начала войны, и смогут отправиться на восток ещё через четыре дня. Это заставляло, помимо прочего, пожертвовать частью кораблей. Число линкоров в экспедиции по сравнению с планом 1922 г. уменьшалось с 18 до 14, в экспедиции не должны были участвовать большие броненосные крейсера число эсминцев - с 309 до 190, общее число боевых кораблей - с 509 до 303. Уменьшался и размер плавучего тыла, но при этом число войсковых транспортов увеличивалось с 12 до 39 - новый план требовал доставки на Филиппины 50-тысячного экспедиционного корпуса, способного "спасти острова от захвата" (предполагалось, что тяжёлое вооружение корпуса будет заранее размещено на Лусоне).

План Кунца интересен тем, что он, во-первых, хорошо рифмуется с историей похода эскадры Рожественского - включая финальный прорыв через относительно узкий пролив между Лусоном и Формозой к своей базе. Впрочем, американцы, с одной стороны, должны были, в отличие от Рожественского, иметь превосходство в силах над противником. Со стороны другой, они должны были быть куда как сильнее скованы чудовищных размеров плавучим тылом - 248 (!) транспортов, танкеров, угольщиков и пр. (Кунц переживал по поводу того, что японцы могут атаковать его тыл линейными крейсерами).  Во-вторых, план Кунца лучше соответствовал идеям японцев, которые ожидали сравнительно быстрого появления американского флота в западной части Тихого океана, и собирались нанести решительный удар противнику "между островами Бонин и Рюкю". Цусимский исход этой экспедиции едва ли был предопределён (как, впрочем, не был предопределён и результат похода 2-й Тихоокеанской эскадры российского флота), однако этот план давал японцам шанс на победу в генеральном сражени. Серьёзный шанс, поскольку такое сражение проходило бы в выгодных для японцев условиях.

Миллер не жалеет красок, описывая "сюрреализм" разработки 1925 г. Это понятно, он считает идею "билета до конечной" одновременно и неправильной, и нереальной. Со многими его соображениями можно согласиться, и - да, техническая возможность "беспосадочного перелёта" армады в 551 единицу от Пёрл-Харбора до Манилы вызывает серьёзные сомнения (при этом сам Миллер пишет, что Кунц организовал поход 56 кораблей Тихоокеанского флота от Пёрл-Харбора до Австралии как раз для проверки этой возможности). Кроме того - странно, что этого Миллер не пишет - план был плох потому, что соответствовал ожиданиям противника американцев. Можно утверждать, что в целом "план Кунца" был, скорее, актом политической борьбы флота за уважением, а не продуктом чисто военной игры флотского ума.

Тем не менее, появление "плана Кунца" представляется интересным и с военно-стратегической точки зрения. Сам Миллер в заключении главы с разбором "плана Кунца" формлирует противоречие: американцы могли прийти к Филиппинам либо быстро, либо в превосходных силах. На мой взгляд, история появления плана Кунца, и сам план прекрасно иллюстрирует ключевые сложности, с которыми американцы должны были столкнуться во время конфликта с Японией. Отказ от упорной борьбы за Филиппины был, вне всякого сомнения, решением вынужденным и неприятным, а географическая фора Японии была весьма велика. Именно это делало американское планирование задачей сложной, и именно это давало японцам основания всерьёз предполагать, что ограниченный конфликт с США может завершиться успехом.

P.S. Ув. Алексей Кручинин сделал прекрасную интерактивную иллюстрацию к предыдущей записи, всем, кому небезразлична история боя при Ульсане, рекомендую посмотреть секцию UPD.

Вторая мировая, почитать

Previous post Next post
Up