Все, кроме "Бисмарка".
Тут вот на ВИФе
вспомнили - немного не дождавшись годовщины - знаменитый поход "Бисмарка". Я по такому случаю вспомнил статью Тимоти Муллигана
Ship-of-the-Line or Atlantic Raider? Battleship Bismarck Between Design Limitations and Naval Strategy. Статья очень хорошая, на мой взгляд - вполне достойная того, чтобы назвать её одним из образцов жанра "история проектирования". Помимо подробного описания предвоенных дебатов о роли линейных кораблей Кригсмарине, этот текст содержит много интересных междометий - вроде упоминания о том, что "карманные линкоры", помимо прочего, рассматривались как корабли для охранения конвоев в Северном море (об этом недавно в
комментариях говорил ув.
kostyuhin, я только сейчас обратил внимание на эту важную деталь у Муллигана).
Суть описанной в статье дискуссии о роли немецких линейных кораблей - не только "Бисмарка", но и "Шарнхоста" с "Гнейзенау" - сводилась к вопросу о том, стоит ли немцам создать полноценный линейный флот в Северном море, или же использовать линкоры на вражеских коммуникациях. Среди описанных вариантов особенно интересной, лично мне, показалась идея о создании линейного флота в Северном море и одновременном активном использовании "карманных линкоров" на коммуникациях. Интересной по двум причинам. Во-первых, эта идея соответствует
взгляду Мэхэна на правильную крейсерскую войну (о прямом влиянии Мэхэна в статье ничего не говорится - возможно, его и не было). Во-вторых - потому, что именно так немцы использовали "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в начале войны. Несмотря на то, что в предвоенных дискуссиях вроде как победила рейдерская идеология Редера.
Последнее наблюдение можно развить в более общее, относительно роли немецких линкоров в частности - и линкоров воообще. Хотя за "Бисмарком" и Ко закрепилась слава "сверхрейдеров", борьба на океанских коммуникациях в их активной карьере заняла совсем немного времени - с февраля по май 1941 г. В остальное время - и на большем протяжении своей службы - они использовались как "обычные" линкоры. Как средство обеспечения локального господства на море, или оспаривания оного.
В этот контекст попадают уже упомянутые действия "Шарнхорста" и "Гнейзенау" в начале войны, и использование этих кораблей во время Норвежской кампании (сначала - для обеспечения десанта, потом - для удара по отходящему противнику). В этот контекст попадает и первая боевая миссия "Тирпица" на Балтике в 1941 г. Более того - сюда же попадают и использование немецких линкоров в Норвегии в 1942-1943 гг. Во-первых, сам Гитлер считал, что главной миссией "Тирпица" является противодействие потенциальному десанту в Норвегии. Во-вторых, действия - и бездействия - немецких линкоров были не "рейдерскими" операциями, а полноценной борьбой за господство в Арктических водах, в которой соотношение линейных сил становилось одним из ключевых факторов.
В конечном итоге немцам удалось завоевать локальное господство на море в феврале 1943 г., когда "Шарнхорст" присоединился к "Тирпицу". Этот факт зачастую остаётся в тени - возможно, мысль о том, что немцы завоевали господство на море на столь поздней стадии конфликта, когда в деле были уже США, кажется слишком контринтуитивной. Тем не менее, это так - после прибытия в Норвегию "Шарнхорста" и появления в Арктике маленького "линейного флота" британцы отказались от проводки арктических конвоев. Это был один из самых серьёзных успехов немцев в морской войне - хотя о масштабе его можно спорить, поскольку летом и осенью 1943 г. проводке арктических конвоев в любом случае помешали бы десантные операции в Средиземном море.
Таким образом, немцы не протяжении большей части войны использовали свои линкоры практически "как все" - и точно как их партнёры по Оси. Действия в Арктике были очень похожи на использование итальянского линейного флота против Мальтийских конвоев. Операция "Джуно" отчасти была похожа на действия японскиз линкоров во время сражения в заливе Лейте (забавно, что в обоих эпизодах дело дошло до стрельбы линкоров по авианосцам). Немецкий линкор мало чем отличался от других линкоров, он так же обычно был инструментом - важным, и даже обязательным - чистой борьбы за господство на море. "Бисмарк" стал в этом ряду исключением - единственным немецким линкором, которому в такой борьбе поучаствовать не удалось.