Случай с "Иватэ".
В книге В.Е. Егорьева
есть пара интересных абзацев и одна любопытная схема, составляющие важную часть "
классической версии" ответа на великий снарядный вопрос. Вот абзацы:
Совещание японского и русского адмиралов о разграничительной линии на море и других деталях перехода от военного положения к мирному происходило на крейсере «Россия». После подписания протокола о перемирии русский командующий на катере отправился с ответным визитом к японскому адмиралу на «Ивате». Визит продолжался около 20 минут. Стоявший в это время на катере у трапа японского крейсера русский офицер имел возможность рассмотреть борт корабля. Он обнаружил (рис. 36), что между казематами кормовых 152-мм орудий и трапом оказалось 7 заделанных пробоин и одна вмятина. Четыре пробоины, повидимому, были от 152-мм снарядов, одна от 75-мм и две от 254 или 305-мм. Позади трапа - еще одна четырехугольная заплата от 203-мм или более крупного снаряда. Так как она была заделана тщательно «впритык», ее сначала было трудно различить.
«Японцы, - заключил свои наблюдения русский наблюдатель, - убедившись, что наши снаряды делают в борту круглые отверстия, имели готовый запас таких заплат для быстрой заделки русских пробоин»
Вот - схема:
Рисунок 1 - Схема "заплаток" в кормовой части правого борта "Иватэ"
Абзацы породили известную и по сей день историю про "чопики", которыми японцы забивали круглые отверстия от попадавших в их корабли русских болванок, а схемка была воспроизведена как-то в "Технике-молодёжи", с соответствюущими комментариями. Сегодня эти сведения можно проверить с иероглифами на руках.
При Ульсане - как мы теперь знаем - попаданий по правому борту в кормовую часть "Иватэ" не было. Как было при Цусиме - показано на рис.2, фрагменте схемы попаданий в корабль, приложенной к рапорту командира "Иватэ".
Рисунок 2 - Схема попаданий в кормовую часть "Иватэ" по рапорту командира корабля
Общего со схемой "русского наблюдателя" немного, хотя и не так уж мало - если сделать скидку на условность схем и рисование по памяти, в случае с русским наблюдателем. Так или иначе, по рапорту командира корабля, в кормовую часть "Иватэ" при Цусиме попало 4 снаряда: 1 305-мм, 1 203-мм, 1 152-мм и 1 120-мм. Похожую картину даёт и схема, составленная при ремонте корабля в Сасэбо, с той лишь разницей, что «203-мм» снаряд в Сасэбо повысили до «254-мм», а «120-мм» - до ещё одного «152-мм».
Из этого числа два снаряда не разорвались. Попавший между верхней и средней палубами 152-мм снаряд пробил корпус навылет, в полном соответствии с каноном, оставив в правом борту почти правильное отверстие поперечником ~7" (рис. 3), поперечник выходного отверстия - более 12".
Рисунок 3 - Схема движения 152-мм снаряда и осколочные повреждения от 305-мм снаряда, сечение по шпангоуту 187 (кликабельно)
Не разорвался и попавший чуть выше нижней палубы 203-мм снаряд: пробив борт, он срикошетил от нижней палубы, пробил несколько переборок и перегородок, пока не остановился в помещении, название которого я толком перевести не смог (рис. 4). Размеры пробоины в обшивке составили 1'4"x9" (рис.5), она находилась практически у ватерлинии - в итоге в корабль поступило много воды, которая "ходила на 2 фута над палубой".
Рисунок 4 - Схема попадания 203-мм и 120-мм (152-мм) снарядов на уровнке нижней палубы (кликабельно)
Рисунок 5 - Повреждения от попадания 203-мм снаряда (кликабельно)
Два других снаряда взорвались. Попавший между средней и нижней палубами 120-мм (152-мм) снаряд ударил рядом со стыком каютной перегородки и борта, пробил обшивку (почти круглая пробоина 6,5" в поперечнике, на высоте 6'1" от ватерлинии), и разорвался при ударе по касательной в перегородку (пробоина 1'8"x1'10") (рис. 6). Осколки причинили повреждения внутренним перегородкам и переборкам.
Рисунок 6 - Повреждения от попадания 120-мм (152-мм) снаряда (кликабельно)
Наконец, 305-мм снаряд так же разорвался при попадании, ударив в стык верхней палубы и борта. Это попадание интересно тем, что в результате в борту образовалась пробоина размерами 4'x3'2" - самая большая, насколько мне известно, пробоина в небронированной вертикальной преграде от русского снаряда в Цусимском бою (рис. 7, фотография публиковалась в "Морской кампании"). Взрывом и осколками были причинены обширные повреждения различным помещениям, крупные осколки долетели до противоположного борта (рис. 8).
Рисунок 7 - Повреждения обшивки борта между верхней и средней палубами (кликабельно)
Рисунок 8 - Повреждения между верхней и средней палубами (кликабельно)
Подводя итоги: вышеприведённое лишний раз показывает, насколько скудными и искажёнными сведениями приходилось пользоваться первопроходцам русско-японской истории. Результаты попадания 305-мм, 152-мм и 120-мм снарядов в целом подтверждают сделанный ранее вывод: взрывателям наших снарядов чаще всего "не хватало" вертикальной тонкой прерграды, однако при касательном попадании или попадании в стык двух преград обычно происходил взрыв в месте попадания, даже если преграда была тонкая. Пробоины в небронированном борту от снаряда, прошедшего без взрыва, не всегда были "аккуратными отверстиями чуть больше калибра", многое зависело от угла попадания и скорости снаряда (впрочем, этот эффект лучше изучать
по Ульсану). И, наконец, стоит отметить: если с точки зрения объёма разрушений самое сильное действие произвёл 305-мм снаряд, в конечном итоге самым опасным и неприятным оказалось попадание 203-мм снаряда - хотя тот и не взорвался. Это, конечно, не аргумент в пользу "болванок" - но демонстрация существенно случайного характера воздействия отдельных попаданий на цель.
P.S. Сим в научный оборот вводится тег "снарядный вопрос". Съесть этого слоника за один присест не удалось - так что нужны средства быстрого поиска ценнейшего материала, размешённого в блоге давным-давно.