Что нам стоит бомбу бросить

Jun 25, 2019 11:15


Ядерная мелочёвка.

В беседах о судьбах линкора неоднократно всплывала тема тактического ядерного оружия (и только один из пяти топовых комментаторов вспомнил оружие стретагическое). Тема эта, вообще говоря, довольно популярна в наших любительских разговорах. В связи с этим полезным, думаю, будет небольшой инсайд. В своё время  мне попалось интересное описание "ядерной процедуры" в книге А.Лубянова "Противолодочный крейсер "Ленинград" (см. с. 38):

Пуск ядерного "Вихря" должен был санкционировать лично командующий Черноморским флотом или начальник штаба ЧФ. Когда расшифровывался приказ на применение ядерной противолодочной ракеты - из сейфов командира корабля и замполита одновременно доставались пакеты. Каждый пакет содержал ключ. Командир крейсера, замполит, командир БЧ-3 и дежурный офицер корабля следовали в ракетный погреб. Вскрывался погреб и пакеты, каждая ракета в хранилище фиксировалась двумя шифр-замками. Первый шифр-замок отдавал (так в оригинале - n_m) командир крейсера, второй - замполит. Только после раскрытия шифр-замков механизмы могли подать ракету на пусковую установку.

Анаогичная процедура предусматривалась в БЧ-6 для вертолётных ядерных бомб "Рю-2-2"

Не поручусть, что описание точное (и не могу похвастаться большим объёмом прочитанного по теме). Не исключаю, что процедура могла меняться со временем). Но из этого конкретного описания следуют два вывода. Первый: применение тактического ядерного оружия "по ситуации" было исключено как минимум в советском ВМФ, процедура очевидно очень длинная. И, поскольку применение было невозможно без санкции командования флотом, подавление соответствующих каналов радиосвязи (а они должн были быть "дальнобойными", и, насколько я понимаю, уязвимыми) исключало применение в принципе. Второй: применение тактического ядерного оружия рассматривалось как мера чрезвычайная, требующая санкции высшего флотского руководства и участия замполита в процессе (всего же, обратите внимание, в процедуре должны были быть задействованы аж четыре офицера корабля). Применение ядерного оружия не стало "нормой жизни". И к соответствующим аргументам следует относиться с осторожностью.

нынешнее, "холодная война", светлое будущее

Previous post Next post
Up