Не встречал такого.
Прочитал статью Томаса (ещё раз - не путаем с Трентом) Хона
The Effectiveness of the "Washington Treaty" Navy. Автор пытается оценить "прибыльность" разных классов кораблей "договорного" американского флота по итогам боёв 1942 г. с японским флотом. Затея несколько... спорная, скажем так, и текст мне, прямо скажу, не сильно понравился. Статья ценна в первую очередь большим объёмом табличных данных (расходы на содержание по классам кораблей; расходы на постройку и модернизацию по классам кораблей и т.п.) - впрочем, схожий объём данных в сочетании с куда как более интересными интепретациями автор представил в другой
статье (
обсуждение на ВИФе).
Внимание привлекла Таблица 18 (да, в статье много таблица). Если поначалу автор оценивает эффективность тех или иных кораблей с использованием традиционной метрики - по числу потопленных/тяжело повреждённых японских кораблей - то в таблице 18 он приводит данные о наградах кораблей, т.н. "
боевых звёздах", полученных линкорами, авианосцами и прочими крейсерами. Вот табличка:
BB-2G - ликноры второго поколения, 12 стандартных "сундучков"; BB-3G - "Норт Кэролайн", "Вашинтон" и "Саут Дакота".
Далее по тексту автор вычисляет и относительные показатели - типа, старые линкоры получили по 2/3 звезды на брата, новые по 2, авианосцы - по 4 и т.д. - и даёт сводную табличку, в которой ранжирует классы кораблей по нескольким показателям:
Если к звёздам авианосцев добавит звёзды эскадрилий, картина получится ещё более выпуклой Вывод, к которому приходит Хон, более чем ожидаем - наиболее прибыльными оказались инвестиции в авианосцы. Впрочем, и сам автор указывает, что это не повод считать авианосцы классом недооценённым или "недоинвестированным". Хотя бы потому, что договор, собственно, не давал инвестировать в авианосцы активнее - и, с другой стороны, японцы так же активно инвестировали в линкоры.
В любом случае, метод оценки показался более чем оригинальным. И отдельное внимание хотелось бы уделить 8 "звёздочкам", полученным старыми линкорами в Пёрл-Харборе. С одной стороны, выглядят они "трагикомично". С другой же - так, или иначе, именно американская "линия" оказалась в центре японского планирования, как долгосрочного, на протяжении двух межвоенных десятилетий, так и краткосрочного - в процессе собственно подготовки к "Гавайской операции". Оценить этот вклад американских линкоров в Тихоокеанскую войну сложно - и, тем не менее, вклад этот, особенно в 1942 г., был, очевидно, более чем существенным. При этом Пёрл-Харбор стал едва ли не единственной операцией "Кидо Бутай", которую можно назвать успешной без серьзных оговорок... Хотя нет. Не стал, без оговорок и Пёрл-Харбор назвать победой нельзя.