Альтернативка адмирала Алексеева

Jun 22, 2018 09:15


В сборнике «Русско-японская война 1904-1905 гг. Действия флота» имеется примечательная телеграмма, отправленная адмиралом Е.И. Алексеевым контр-адмиралу В.К. Витгефту 30 апреля 1904 г. (ст. стиля). Разговор об этой телеграмме лучше всего приурочить ко дню рождения ослика Иа, т.е. к пятнице. Приводим текст:

Подтверждаю изложенныя въ телеграммахъ номера 1474 и 1485 мои указанія касательно своевременности, важности атаковать теперь японскій транспортный флотъ въ предѣлахъ его операцій и на Квантунгѣ соединенными силами обоихъ минныхъ отрядовъ. Вмѣстѣ съ симъ сообщаю мнѣніе объ особоыъ значеніи присоединенія теперь къ Владивостокскому отряду «Баяна», «Аскольда» и даже, можетъ, «Пересвѣта». ПІрорывъ этимисудами блокады и переходъ вокругъ Японіи подлежитъ весьма секретному всестороннему обсужденію собранія флагмановъ и капитановъ въ отношеніи подробностей выполненія, каковыя предоставляю вашему полному усмотрѣнію.

Итак, перед нами альтернатива. Альтернатива, предложенная непосредственными участниками событий, а потому заслуживающая "всестороннего обсуждения" с серьёзным историческим лицом. Для начала снимем первый - тактический - слой. Алексеев предлагает два варианта действий: в одном случае "Баян" и "Аскольд" прорываются во Владивосток с "Пересветом", в другом - без. Первый вариант, очевидно, вёл к катастрофе: "Пересвет" не мог уйти от крейсеров Камимуры, с которыми прорывающемуся отряду  пришлось бы иметь дело.

Второй вариант выглядит более перспективным. Японские броненосные крейсера едва ли могли догнать "Баян" - при этом в наших документах содержится достаточно указаний на то, что русское командование в то время считало так же. Однако предложенная Алексеевым схема с походом вокруг Японии представляется неудачной. В этом случае всё тот же Камимура получит возможность "зажать" русских в Лаперузовом проливе. В то же время ночной прорыв через Корейский пролив почти не оставлял японцам шансов на перехват.

Рассмотрение вариантов развития дальнейших событий представляется делом малоперспективным - слишком много веток растёт на этом дереве. Отметим только, что простая экстраполяция "дальше - как в реале, но "Аскольд" и "Баян" во Владивостоке к зиме 1904/1905 гг." радикально усложняет положение Того в период предварительной подготовки  Цусимской операции, и непосредственно перед ней. Что, в свою очередь, лишний раз подчёркивает важное: на протяжении всей войны Того шёл по очень тонкому льду. Обилие "развилок" на его пути просто поражает, а тот факт, что на всех развилках, за исключением одной, Того поворачивал в правильном направлении, указывает на наличие "путеводной звезды". Каковой, в случае Того, была простая мэхэнианская максима, удивительным образом совмещённая с принципом удержания в ежовых руковицах пойманной синички.

Теперь самое время обратится к незаслуженно забытому - ненадолго - автору телеграммы. Итак, мы видим, что 30 апреля (ст. стиля) Е.И. Алексеев совершенно не расчитывал на то, что 1 ТОЭ будет в состоянии дать бой своему противнику. В этом смысле телеграмма резко контрастирует с более поздними образцами эпистолярного наследия Наместника Е.И.В. - так, спустя три с небольшим недели, Алексеев разъяснял Витгефту: в случае разгрома японского флота в бою 1 ТОЭ должна оставаться в Порт-Артуре, дабы способствовать снятию сухопутной блокады.

Такое изменение умонастроений русского главнокомандующего понятно: 2 мая (ст. стиля) японцы потеряли "Хацусэ" и (в чём не было полной уверенности) "Ясиму". Кроме того, до Алексеева дошла информация о гибели "Ёсино" - и о том, что "Касуга" повреждён. Соотношение сил изменилось - изменилась и оперативная идеология. Следствием этого изменения стали две неудачаи: выход в море 10 июня, закончившийся тяжёлым моральным поражением Витгефта, и неудачная попытка прорыва русской эскадры во Владивосток 28 июля, обернувшаяся стратегической катастрофой.Очевидно, ошибкой Алексеева стала неправильная оценка изменения соотношения сил в результате событий начала мая. Тот факт, что самые важные ошибки совершаются именно на этапе "оценки ситуации", мы отмечали ранее - сегодня закрепляем.

Телеграмма 30 апреля - первое  документальное свидетельство возникшей у русского командования идеи переброски части сил во Владивосток (любопытно, что Того боялся такого поворота событий с первых дней войны). Идея эта была совершенно правильной, поскольку она в целом способствовала идее достижения превосходства в силах над противником - после прибытия подкреплений с Балтики. А эта, правильная идея была предложена вице-адмиралом Н.И. Скрыдловым (из-за плеча которого выглядывал капитан 2 ранга Н.Л. Кладо) в начале апреля. Если предложение кажется вам банальным - напомним, что вице-адмирал С.О. Макаров таких соображений не высказывал.

К идее прорыва во Владивосток Алексеев вернётся позже, в июле 1904 г. C новым подходом к тактической реализации. Если безусловная слабость русского флота в конце апреля исключала возможность прорыва открытой силой, и Алексеев предложил вариант просачивания, то к июлю эта ситуация, казалось бы, изменилась (да, опять неверная оценка ситуации). К теме просачивания русская сторона вернулсь только после боя у Шантунга, в сентябре 1904 г. - когда и Алексеев, и Вирен рассматривали вариант с бегством "Баяна".

Между тем, именно просачивание представляется оптимальным вариантом действий русской стороны в той ситуации - если русская сторона принимает как данность невозможность прибытия балтийской эскадры на театр военных действий до падения Порт-Артура. Почему просачивание? Правильно спланированное и организованное, просачивание создало бы невыносимое для японцев - при их схеме базирования и числе кораблей - напряжение сил. И если бы и привело к некоторым потерям - то почти наверняка позволило бы части кораблей пробиться во Владивосток. Чего, на самом деле, было бы достаточно для торжественной встречи 2 ТОЭ. А из этого мы можем заключить, что своевременное осознание собственной слабости бывает так же важно, как и полное понимание собственной силы.

Прим. Если у вас возник вопрос о том, что же подумал и ответил Алексееву Витгефт, то в книге есть сноска: "во входящем журнале секретных телеграмм К.-А. Витгефта телеграммы этой не имеется".

русско-японская

Previous post Next post
Up