Рейтинг: кто и сколько линкоров утопил во Второй мировой

Jul 24, 2017 09:03

Составление рейтингов - дело модное, а уже потому смущающее и раздражающее философа. Смущение понятно, раздражение оправдано, да дело-то увлекательное. Увлёкся. Публикую рейтинг основных военно-морских игроков Второй мировой войны по числу линейных кораблей, уничтоженных на ходу в море. Комментарий прилагается.

США - 7
13.11.1942 «Хиэй» (Япония). Артиллерия тяжёлых крейсеров; бомбы и торпеды базовой и палубной авиации.
15.11.1942 «Кирисима» (Япония). Артиллерия линейного корабля.
24.10.1944 «Мусаси» (Япония). Бомбы и торпеды палубной авиации.
25.10.1944 «Фусо» (Япония). Торпеды эскадренных миноносцев.
25.10.1944 «Ямасиро» (Япония). Торпеды эскадренных миноносцев, при посильном вкладе артиллерии линкоров и крейсеров.
21.11.1944 «Конго» (Япония). Торпеды подводной лодки.
07.04.1945 «Ямато» (Япония). Бомбы и торпеды палубной авиации.

Германия - 3
24.05.1941 «Худ» (Великобритания). Артиллерия линейного корабля.
25.11.1941 «Бархэм» (Великобритания). Торпеды подводной лодки.
09.09.1943 «Рома» (Италия). Управляемые бомбы базовой авиации.

Великобритания - 2
27.05.1941 «Бисмарк» (Германия). Артиллерия линейных кораблей и крейсера, торпеды палубной авиации; торпеды крейсера.
26.12.1943 «Шарнхорст» (Германия). Артиллерия линейного корабля и крейсеров; торпеды эскадренных миноносцев и крейсеров.

Япония - 2
10.12.1941 «Принс оф Уэлс» (Великобритания). Бомбы и торпеды базовой авиации.
10.12.1941 «Рипалс» (Великобритания). Бомбы и торпеды базовой авиации.

Италия - 0

Американцы утопили 7 линкоров противника - столько же, сколько остальные, вместе взятые, да с учётом специфического случая «Ромы». Легче всего увидеть в этом лишнее (более чем лишнее) указание на величину экономического и промышленного потенциала США, благодаря которым к 1944 г. в мире был US Navy - и все остальные. Так оно и есть, спору нет. Победы над «Ямато» и «Мусаси» - гимн огневой мощи TF38/58, а TF38/58 - инструмент уникальный, во всех отношениях огромный. Общий результат американцев в 1944-1945 гг. - сразу пять линкоров противника, уничтоженных тремя разными способами - подчёркивает ещё и разнообразие инструментов, имевшихся в распоряжении Кинга и Нимитца, разнообразие, так же связанное с промышленным и экономическим.
Первый слой снят. Копнём глубже. В 1942 г. конвейер Форда ещё не раскрутился. Две первых звёздочки на американском борту - «Хиэй» да «Кирисима» - не есть результат подавляющего перевеса над противником. Успехи эти, во многом, связаны с тем, что два американских адмирала - Дэниел Каллаган и Уиллис Ли - проявили личную храбрость. Третий, Уильям Хэлси, проявил храбрость командирскую - как отметил один американский автор, для того, чтобы послать «Вашингтон» и «Саут Дакоту» в ночной дозор в узком проливе, Хэлси должен был забыть всё, чему его учили в военно-морском колледже. Чтобы преуспевать в морской войне, недостаточно иметь печатный станок и конвейер. Нужно ещё иметь доктрину применения морской силы, и людей - готовых, в том числе и морально, применять железо и доктрину в бою. С американским флотом и его успехами не всё так просто и скучно, как иногда кажется.
Теперь копнём вбок. Тот факт, что для систематического уничтожения линкоров требовался сложный и дорогой инструмент под названием «американский флот», указывает на другое обстоятельство - уничтожить линкор на ходу в море было трудно. Именно поэтому другие участники добивались успеха редко.
Показательно, что в перечне нет эпизодов, связанных с именем Эндрю Каннигхема - одного из лучших адмиралов Второй мировой, да к тому же воевавшего с покладистыми итальянцами. Невысокое качество имевшегося у Каннигхема «железа» оказалось достаточным препятствием на пути к успеху.
Открывает список Гюнтер Лютьенс, с «Худом» в наградном листе. Успех крупный, спору нет, да только Лютьенс мог прославиться раньше, а лист мог быть длиннее. Но 9 апреля 1940 г. немецкий адмирал предпочёл почётное бегство упорному бою. В какой мере это было решение персональное, в какой - «доктринальное» - можно спорить, однако это был тот самый случай, когда ключевым фактором был не материал, а выбранная конкретным командующим стратегия поведения.
С сентября 1939 г. до мая 1941 г. - на протяжении 20 месяцев - на ходу в море не был уничтожен ни один линкор. В этот период уместилось многое: Ла-Плата и Спада; Мерс-эль-Кебир и Матапан; Пунта-Стило и Спартивенто; «Везерюбунг», «Юно» и «Берлин». Немцы утопили пару авианосцев, британцы - загнали пяток крейсеров. С линкорами долгое время не получалось. По причинам техническим, тактическим, персональным. «Голевые моменты» были, реализация хромала. Потому что линкор на ходу в море утопить было трудно. Очень трудно.

фактологический оффтоп, Вторая мировая, линкоры

Previous post Next post
Up