>Суть моего соображения состоит в следующем. Приведённое выше высказывания обычно трактуется в терминах "опыта". "Это был важный опыт", говорят люди, потерпевшие неудачу. "Теперь я могу сделать полезные выводы". "Извлечь урок". Это - один из наиболее распространённых приёмов переживания травмы.
Хочу немного уточнить про "наиболее распространённый приём переживания травмы". "Важный опыт, из которого я сделал полезные выводы" не является конечной точкой в процессе рационализации травмы. Потому что, когда человек задерживается своим рациональным мышлением на вопросе о том, что полезного травматический опыт дал лично ему, то как Вы правильно показали, очень быстро он приходит к выводу, что лично для него этот опыт не имел вообще никакого позитивного смысла. Что всё то ценное, что он осознал в связи со своим травматическим опытом, он мог осознать, и не испытывая столько боли и страданий. И если такой человек еще и посмотрит по сторонам, то увидит, что вокруг живет много других людей, которые тоже самое осознали и без всякой травмы. Что безусловно приведет его в уныние и депрессию. Поэтому на этой стадии переживания травмы долго задерживаться не стоит, а следует идти дальше.
А дальше у человека может наступить осознание, что благодаря своему травматическому опыту он обрел силу доносить до других людей свои практические рекомендации по поводу того, как другим можно избегать получения такого травматического опыта, а если получение этого опыта невозможно избежать, то как минимизировать боль от его получения? Именно на этом этапе человек начинает чувствовать смысл в том травматическом опыте, что он получил. Травма не дает ничего хорошего индивиду, её пережившему, но безусловно становится полезна для всего социума, в котором проживает этот индивид, когда он проделает работу по её рационализации и поделится результатами с остальными. Всё потому, что как Вы правильно сказали лебеди бывают не только белыми, но и черными. И если на индивидуальном уровне встреча с черным лебедем выглядит маловероятным событием, то на уровне всего человечества вероятность встретиться с черным лебедем равна 99,999...%. Отчего прежний опыт встречи с черным лебедем кого-то из людей может стать весьма полезен остальным.
Ну, а в плане поднятого в Вашей статье вопроса относительно текущей военной повестки, я с Вами полностью согласен. Встреча кого-то одного с черным лебедем полезна для всех остальных, встречавшихся только с белыми лебедями в ситуации, когда с черным лебедем встретиться теоретически тоже можно. А вот полезна ли остальным, когда кто-то встретился с вымершим черным птеродактилем и травмировался об него? Я также как и Вы считаю, что пользы для остальных в такой встрече нет никакой, как бы человек, встретившийся с вымершим черным птеродактилем, не старался рационализировать свою травму. Тут скорее полезней для всех будет, если речь пойдет про проживание вины за то, что воскресил птеродактиля. Так как сам он воскреснуть никак не мог.
>А дальше у человека может наступить осознание, что благодаря своему травматическому опыту он обрел силу доносить до других людей свои практические рекомендации по поводу того, как другим можно избегать получения такого травматического опыта, а если получение этого опыта невозможно избежать, то как минимизировать боль от его получения? Именно на этом этапе человек начинает чувствовать смысл в том травматическом опыте, что он получил.
Очень интересное дополнение, спасибо! Про такой вариант я не знал и в этом направлении не думал.
>Суть моего соображения состоит в следующем. Приведённое выше высказывания обычно трактуется в терминах "опыта". "Это был важный опыт", говорят люди, потерпевшие неудачу. "Теперь я могу сделать полезные выводы". "Извлечь урок". Это - один из наиболее распространённых приёмов переживания травмы.
Хочу немного уточнить про "наиболее распространённый приём переживания травмы". "Важный опыт, из которого я сделал полезные выводы" не является конечной точкой в процессе рационализации травмы. Потому что, когда человек задерживается своим рациональным мышлением на вопросе о том, что полезного травматический опыт дал лично ему, то как Вы правильно показали, очень быстро он приходит к выводу, что лично для него этот опыт не имел вообще никакого позитивного смысла. Что всё то ценное, что он осознал в связи со своим травматическим опытом, он мог осознать, и не испытывая столько боли и страданий. И если такой человек еще и посмотрит по сторонам, то увидит, что вокруг живет много других людей, которые тоже самое осознали и без всякой травмы. Что безусловно приведет его в уныние и депрессию. Поэтому на этой стадии переживания травмы долго задерживаться не стоит, а следует идти дальше.
А дальше у человека может наступить осознание, что благодаря своему травматическому опыту он обрел силу доносить до других людей свои практические рекомендации по поводу того, как другим можно избегать получения такого травматического опыта, а если получение этого опыта невозможно избежать, то как минимизировать боль от его получения? Именно на этом этапе человек начинает чувствовать смысл в том травматическом опыте, что он получил. Травма не дает ничего хорошего индивиду, её пережившему, но безусловно становится полезна для всего социума, в котором проживает этот индивид, когда он проделает работу по её рационализации и поделится результатами с остальными. Всё потому, что как Вы правильно сказали лебеди бывают не только белыми, но и черными. И если на индивидуальном уровне встреча с черным лебедем выглядит маловероятным событием, то на уровне всего человечества вероятность встретиться с черным лебедем равна 99,999...%. Отчего прежний опыт встречи с черным лебедем кого-то из людей может стать весьма полезен остальным.
Ну, а в плане поднятого в Вашей статье вопроса относительно текущей военной повестки, я с Вами полностью согласен. Встреча кого-то одного с черным лебедем полезна для всех остальных, встречавшихся только с белыми лебедями в ситуации, когда с черным лебедем встретиться теоретически тоже можно. А вот полезна ли остальным, когда кто-то встретился с вымершим черным птеродактилем и травмировался об него? Я также как и Вы считаю, что пользы для остальных в такой встрече нет никакой, как бы человек, встретившийся с вымершим черным птеродактилем, не старался рационализировать свою травму. Тут скорее полезней для всех будет, если речь пойдет про проживание вины за то, что воскресил птеродактиля. Так как сам он воскреснуть никак не мог.
Reply
>А дальше у человека может наступить осознание, что благодаря своему травматическому опыту он обрел силу доносить до других людей свои практические рекомендации по поводу того, как другим можно избегать получения такого травматического опыта, а если получение этого опыта невозможно избежать, то как минимизировать боль от его получения? Именно на этом этапе человек начинает чувствовать смысл в том травматическом опыте, что он получил.
Очень интересное дополнение, спасибо! Про такой вариант я не знал и в этом направлении не думал.
Reply
Leave a comment