Исторический детерминизм как помеха миру

Dec 12, 2022 13:04

О самоисполняющихся пророчествах.

Read more... )

вопросы методологии

Leave a comment

bantaputu December 12 2022, 13:56:41 UTC
Полагаю, что сентенции в духе: "Перемирие неизбежно приведëт к новой войне" имеют не столько предсказательное, сколько побудительное назначение, и что аргументация в этом случае подразумевается не положительная ("А приведëт к Б"), а отрицательная ("Отсутствие А в природе точно не приведëт к Б с участием А"). После уничтожения Карфагена это государство более не воевало с Римом.

К тому же выводу подталкивают некоторые глубинные психологические механизмы. Один из них это дискомфорт, который испытывают многие в случае незавершëнности некоего дела. Второй это опыт усталости, временно прерывающей работу - перемирие может трактоваться как проявление временной усталости, априори предполагающей продолжение. Третий и четвëртый механизмы это опыт обучения и опыт недетерминированных действий. Завершëнная фаза мероприятия может разсматриваться как попытка, коих может быть много. Мысль: "Мы сейчас остановимся, а потом снова попробуем" довольно естественна для людей.

Reply

naval_manual December 12 2022, 15:06:10 UTC
>Полагаю, что сентенции в духе: "Перемирие неизбежно приведëт к новой войне" имеют не столько предсказательное, сколько побудительное назначение

Здесь нет смысла в противопоставлении: побудительная часть опирается на предсказательную "надо закончить сейчас, потому как всё равно придётся заканчивать". Предсказательная строится на детерминизме. И далее по тексту.

>После уничтожения Карфагена это государство более не воевало с Римом

Ну а Франция, Нидерланды и Испания с какого-то момента "более не воевали с Великобританией" при том, что избежали уничтожения (тут можно начать играться с термином "уничтожение", конечно, но у меня такого желания нет). Т.е. если кого-то убить, он более не будет портить Вам настроение, вопрос только в том, стоит ли оно того, и является ли единственным средством решения проблемы.

Reply

bantaputu December 13 2022, 01:57:58 UTC

Да, но нет. Побудительная часть многих высказываний формально строится на предсказательной, а та на детерминизме. Но на самом деле нет.

"Не ложись на бочок - придёт волчок и укусит за бочок," Утверждение побуждающее, построенное на предсказательном, а то, в свою очередь, на детерминизме - но нет.

Высказывания подобного значения, что о войне, что о бочке, решают определённые задачи, и не должны восприниматься и анализироваться формально, как я полагаю.

"Что нам заканчивать? Потом опять всё сначала." Формально перед нами воплощённый детерминизм вплоть дот фатализма, реально, вполне возможно, решается какая-то проблема взаимоотношений между собеседниками. Без знания предыстории это нельзя понять.

__________

Пример Карфагена классический, мышление людей с европейским образованием построено скорее на таких примерах, чем на других. Примеры Франции, Нидерландов и Испании ещё нужно ввести в классическое образование, чтобы они могли оказывать достаточное влияние, а этого не удастся сделать, поскольку эти случаи, точнее отношения, с которыми ( ... )

Reply

naval_manual December 13 2022, 07:35:16 UTC

>И вопрос, скорее, не в том, чтобы всем вместе включить свет и убедиться, что призраков нет, сколько в том, чтобы не оказаться в положении "окончательно решаемой" проблемы самим

Я вот как раз считаю, что следует стремиться к первому варианту.

Reply

ext_804839 December 13 2022, 12:15:51 UTC

Да, первый вариант автоматически разрешает и вторую возможность(оказаться в положении "окончательно решаемой" проблемы самим можно только при наличии призрака).

Reply

bantaputu December 13 2022, 20:38:36 UTC

Проблема доверия. Для воюющих сторон она весьма актуальна.

Reply


Leave a comment

Up