Ув. igor_ktbсообщил, что немцы оцифровали и выложили в сеть журнал боевых действий (Kriegstagebuch, KTB) крейсера "Бреслау". Пренебречь таким подарком было решительно невозможно. Я этот журнал нашёл, скачал, и даже немного почитал.
Разумеется, нашлось много ценной информации. И я основательно обновил текст о бое у Босфора ночью 11 июня 1915 г. Обновил, в общем, из любви к искусству - понятно, что перечитывать будут только совсем уж благодарные подписчики. Для которых уточню - практически полностью переписал раздел "Развёртывание", существенно переделал описание боя и добавил сведения о действиях "Бреслау" после боя. Но - что характерно - не трогал ни введение, ни обсуждение, ни заключение. Это, вообще, повод для скандального методического замечания, однако я его пока оставлю при себе.
В любом случае, сообщение "я переписал текст, цените" было бы и глупым, и неэтичным. Поэтому все ключевые вставки я вынесу в отдельный пост - тем более, что многое интересно само по себе. Собственно по тексту будут переводы тех или иных фрагментов. В конце, в приложении - набранный немецкий текст (умляуты стоят не везде, так уж вышло) и собственно копии страниц, относяшихся к делу.
Приказ Сушона
Первым делом - приказ командующего турецким флотом на операции, который на "Бреслау" получили в 17.40 9 июня 1915 г., т.е. вечером накануне выхода в море:
Совершенно секретно!
Задание для «Бреслау» и флотилии
I. Сведения о противнике: русские силы 7 июня обстреляли Угольный район. У Босфора 8 и 9 июня видели одну русскую подводную лодку.
II. Задача: защитить гружёные угольные пароходы от лёгких сил противника на пути из Зунгулдака в Босфор. Пользуясь присутствием «Бреслау», ценный угольный пароход должен 10 июня перейти из Босфора в Зунгулдак для погрузки.
III. Выполнение: «Бреслау» выходит в море ранним [утром] 10 июня. Начальник [района] Босфора уведомлён и при прохождении сообщит «Бреслау» наиболее безопасный курс. Флотилия в 06.30 выделит «Бреслау» миноносец в Буюкерде для защиты от подводных лодок. Как только «Бреслау» выйдет в открытое море, миноносец остаётся у Босфора, и держится там до возвращения «Бреслау».
Следует ожидать встречи с упомянутым в п. II пустым угольным пароходом.
Если «Бреслау» атакуют превосходящие силы, «Гебен» выйдет, чтобы его поддержать.
В контексте отметим следующее. Во-первых, подводная угроза стала часть оперативных расчётов немцев, они вынуждены принимать её во внимание и выделять силы и время для её парирования. Во-вторых, "Гебен" был готов выйти в море. В-третьих, в приказе нет никаких ремарок относительно возможной атаки на слабые силы противника. При том, что только такой вариант - уничтожение одного-двух "новиков" - и мог, в точном соответствии с главной максимой Мэхэна, решить "германо-турецкую" проблему. Но - нет. Операция задумана как чисто оборонительная.
Действия "Ярхисара"
Непосредственное участие в операции принимал так же миноносец "Ярхисар" - французский 265-тонный кораблик, введён в строй в 1907 г., применый аналог наших "соколов". Приказ Сушона предполагал, что миноносец будет прикрывать "Бреслау" у Босфора, а потом останется сторожить. Командир "Бреслау", тем не менее, после выхода из Босфора приказал "Ярхисару" идти в Зунгулдак, чтобы "осветить обстановку и сообщить, сколько угольных транспортов готовы к выходу". Эта нехитрая затея, как ни странно, не удалась - миноносец прибыл на место чуть позже "Бреслау". На обратном пути ему было поручено сопровождать угольщик - при этом, в случае встречи с противником, угольщик должен был спешить к берегу, а "Ярхисар" - действовать по обстоятельствам. Наконец, интересно, что сразу после боя, в 03.30, фон Клитцинг послал "Ярхисару" радио с приказанием идти самостоятельно, т.е. не связывать себя угольщиком. А в 04.25 в радио на имя Сушона просил и его повторить это распоряжение.
"Дерзкий" и "Гневный" у Зунгулдака
Судя по ЖБД "Бреслау", никаких пароходов в этот день наши эсминцы не утопили и не захватили. Дело ограничилось обстрелом Зунгулдака. Драматично: с "Бреслау" разминулись менее чем на полтора часа. Немецкий крейсер ушёл от Зунгулдака в 16.13, а "Дерзкий" и "Гневный" обстреляли порт в 17.30.
Время обнаружения наших эсминцев "Бреслау"
Лорей время боя даёт как "около 02.00". По нашим документам, "Дерзкий" обнаружил "Бреслау" в 01.52, и почти сразу началась стрельба. Я сделал предположение, что противники обнаружили друг друга одновременно, и оно подтвердилось. На "Бреслау" наши корабли заметили в 01.52, а в 01.53 - опознали, и, видимо, начали стрелять.
Расход снарядов и повреждения "Бреслау"
Любое описание артиллерийского боя без сведений о расходе снарядов оказывается мучительно неполным. По "Дерзкому" и "Гневному" я эти сведения нашёл сразу, теперь есть и по "Бреслау" - 40 выстрелов. Отмечено отдельно, что по "Гневному" стреляли с тремя установками прицела (2200 м, 1400 м, 1800 м), по "Дерзкому" - с одной (1800 м). В таких случаях очень хочется посчитать процент попаданий, но это, в данном случае, пустое. Общий вывод - качество стрельбы оказалось сравнимым - остаётся прежним.
По числу и местам попаданий в "Бреслау" информация без изменений. Появилась важная деталь - все три наших снаряда взорвались. Первый, попавший в корму, вызвал пожар. Осколки второго снаряда, попавшего в третью дымовую трубу, повредили трубки в четвёртом котле. Третий снаряд, разорвавшийся между орудиями №3 и №4, выбил всю прислугу первого и часть - второго. Общее число потерь то же, добавились детали: среди 7 убитых было два турка (фенрих и матрос), а из 15 раненх тяжёлые раны получили 6 человек.
Соображения фон Клитцинга
Самое вкусное - это, конечно, занесённые в журнал соображения фон Китцлинга и информация, на основе которой он соображал. Первая заметка - в 10.00 10 июня, сразу после выхода в открытое море:
Намерение (в случае, если я доберусь до Зунгулдака незамеченным противником): отправить «Ярхисар» с пароходами в Босфор в виду берега, и вести разведку с «Бреслау» к западу и северо-западу. В случае встречи с противником пароход должен стремиться достичь берега.
Не уверен точно в смысле этого "достичь" (erreichen). Скорее всего, предполагается, что пароход должен выброситься на берег. Далее, в 10.50, 11.20 и 11.36 на "Бреслау" перехватывали радиограммы наших кораблей. При этом установили (верно), что переговариваются два эсминца, оценили - неверно - расстояние в 30...50 миль. После третьего перехвата фон Клитцинг сообразил так:
Я намерен, держась дальше в море, отрезать и перехватить предполагаемые лёгкие силы противника.
При этом ни курс, ни скорость "Бреслау" не изменил. В 20.00, на обратном пути. фон Клитцинг, не имевший свежей информации о противнике, набросал такой план:
С 8 ч. я намереваюсь уменьшить скорость до 12 узлов, и с 11 ч. до 2 ч. снова повернуть на NW и N, а потом идти южным курсом к расчётной точке [встречи] с угольным транспортом в 4 ч. При этом я могу встретиться с подводной лодкой, замеченной вчера вечером.
Таково объяснения загадочных зигзагов к северу от Босфора, из-за которых, собственно, всё и случилось. При этом в 22.22 на "Бреслау" приняли такую радиограмму от Сушона:
«Бреслау» и «Ярхиссару»: в 3.30 пополудни 2 эскадренных миноносца обстреляли Самсун, затем в 5.30 ушли курсом W. Зунгулдак: 7 ч. пополудни два других вражеских миноносца обстреляли Зунгулдак, затем ушли в направлении Эрегли. [Командующий] флотом.
Подчеркну: переводил аккуратно, и в тексте указано именно так, как я перевёл: Самсун обстреляли эсминцы ( Zerstörern ), а Зунгулдак - миноносцы (Torpedoboote). Почему, не знаю. Впрочем, на фон Клитцинга это не произвело особого впечатления, он отреагировал довольно флегматично:
Я держусь своего плана. Радиограмма пришла слишком поздно [для того], чтобы развернуться и атаковать миноносцы с перспективами на успех, так как ночь слишком темная - (миноносцы видят «Бреслау» раньше, чем «Бреслау» - миноносцы). - Подождем с атакой до рассвета. - Это еще раз показывает, как чрезвычайно важна радиостанция в Зунгулдаке.
В целом комментарии фон Клитцинга показались мне комментариями человека умного, хорошо подготовленного тактически - но не Джека Воробья, да. Который не хочет связывать себя конвоированием транспорта, предпочитая метод "дальнего прикрытия", и считает ночной бой безусловно невыгодным (по этому поводу есть ещё один его комментарий, в котором он отмечает, что наличие миноносца позволяет ему не заботиться о пароходе ночью - и не ставить себя под удар). Спешить с обобщениями тут, пожалуй, не стоит. Эти соображения характеризуют фон Клитцинга, в какой степени они характеризуют офицерский корпус немецкого флота или настроения в германо-турецком флоте - нужно разбираться отдельно.
I. Nachrichten vom Feinde: Russische Streitkrafte haben am 7.6 die Kohlenplatze beschossen. Ein russisches Uboot ist am 8. u. 9. Juni vor dem Bosporus gesehen worden.
II. Aufgabe: Beladene Kohlendampfer auf dem Wege von Zunguldak nach Bosporus schutzen gegen feindl. leichte Streitkrafte. Unter Ausnutzung der Anwesenheit von “Breslau” sollen einzelne wertvolle Kohlendampfer am 10.6. zum Beladen von Bosporus nach Zunguldak gehen.
III. Ausfuhrung: “Breslau” geht am 10.6 fruh in das Schw. Meer. Bosporusbefehlshaber ist benachrichtigt und wird and “Breslau” beim Passieren den sichersten Auslaufkurs metteilen. Flottille stellt “Breslau” 6.30 h vorm. ein Torp.Boot in Bujukerede als Ubootschutz. Sobald “Breslau” auf hoher See ist, sichert das T.Boot vor dem Bosporus bis zur Ruckkehr von “Breslau”.
Mit der Begegnung der zu II. erwähnten leeren Kohledampfer ist zu rechnen.
Wird “Breslau” von Ubermacht angegriffen, so wird “Goeben” zu ihrer Unterstutzung auslaufen.
Соображения фон Клитцинга в 10.00:
Beabsichtige, - falls ich Songuldak unbemerkt vom Feinde erreiche, - Jarhissar mit den Dampfern aus sicht der Küste nach dem Bosporus zu laufen zu lassen und mit “Breslau” nach NW u. W zu aufzuklären. Beim Zusammentreffen mit Gegner sollen Dampfer anstreben Kuste zu erreichen.
Соображения фон Клитцинга в 11.36:
Ich beabsichtige durch Weitausholen nach See zu etwaigen leichten feindl. Streitkraften den Weg zu verlegen und sie abzufangen.
Соображения фон Клитцинга в 20.00
Von 8 h an beabsichtige ich nur noch 12 sm zu laufen, und von 11 h bis 2 h nochmals nach NW u. N vorstossen, darauf mit S-Kurs den gegissten 4 h Punkt des Kohlendampfers ansteuern. Dabei treffe ich vielleicht das gestern abend gemeldete Uboot.
Радио Сушона в 22.22:
An “Breslau” und “Jarhissar”: 3,30 h Nm. 2 Torp.Boots-Zerst. beschossen Samsun, dann 5.30 h Nm. Kurs West abgefahren. Ort Songuldak 7 h. Nm. 2 anderee feindl. T.Boote beschossen Songuldak, dann abgefahren Kurs Eregli. Flotte.
Реакция фон Клитцинга:
Ich bleibe bei meiner Absicht - (vgl. 8 h Nm.) - F.T. Spruch ist zu spat angekommen um jetzt Kehrt zu machen und Boote mit Aussichn auf Erfolg anzugreifen, da Nacht zu dunkel, - (Boote sehen “Breslau” eher den “Breslau” Boote). - Werde bis Hellwerden mit Angriff warten. - Es zeigt sich erneut wie ungemein wichtig eine F.T. Station in Songuldak ware.