Негромкое заявление. Первая операция немецких подводных лодок против Гранд-Флита

Sep 09, 2021 09:05


Что значит запах керосина.

В продолжение подводного сериала я решил сделать материал о самой первой операции немецких подводных лодок в Первой мировой войне: походе 1-й флотилии 6-11 августа 1914 г. для нападения на Гранд-Флит. Собственно история будет короткой, но она заслуживает отдельного обсуждения. Как минимум, любому, кто задумывался о взаимоотношениях линкоров и подводных лодок во время Великой войны, об этой истории стоит знать.

Оговорки прежние: материала у автора не так много, поскольку даже в специальных "подводных" работах эта история описывается скупа. В основу рассказа положено описание Голдрика из Before Jutland, как самое новое (из имеющихся у меня) и написанное отличным автором. Кроме того, удалось добыть ценные немецкие материалы: оперативный приказ и схему операции из официальной немецкой истории, и то, и другое - в переводе Е.А. Беренса. Иногда я обращался за поддержкой к Грею, Гибсону с Прендергастом, Корбетту и Джеллико.

Идея операции

К 1 августа 1914 г. в составе Флота открытого моря числилось 19 подводных лодок, сведённых в две флотилии. В состав 1-й флотилии входили лодки с керосиновыми двигателями: U5, U7, U8, U9, U10, U13, U14, U16, U17 и U18, - а так же миноносцы D5 и S99 и флагманский крейсер "Гамбург". Во 2-й флотилии числились более новые, дизельные U19, U20, U21, U22, U24, U23, U25, U27 и U28, миноносцы S100 и S101, и флагманский крейсер "Штеттин".

Начиная с 30 июля подводные лодки были включены в систему охранения Гельголандской бухты. Утром они выходили на дозорные позиции на расстоянии в несколько десятков миль от острова, днём они стояли на якоре в надводном положении, а вечером возвращались к Гельголанду. Это соответствовало общему представлению о роли лодок как, в первую очередь, средстве береговой обороны, и немецким ожиданиям первых дней войны - Гранд-Флит должен был появиться у немецких берегов в первые часы войны.

Последнего, как мы знаем, не случилось. Не было ни внезапного копенгагирования без объявления войны, ни атаки в первый день после объявления оной, 4 августа. Нервное напряжение было достаточно велико для того, чтобы желание "сделать хоть что-то" созрело у немцев уже к 5 августа. Реализовать это желание было решено с помощью подводных лодок. Они должны были выйти в море и попытаться найти и атаковать британские корабли.

Для операции выбрали 1-ю флотилию. Входившие в её состав лодки славились тем, что их двигатели давали густой жёлтый выхлоп, демаскировавший лодки днём, и вспышки пламени, хорошо видные ночью. Кроме того, как отмечает Голдрик, эти лодки плохо держали глубину, что сыграло роковую роль. Однако, именно в 1-й флотилии служили наиболее опытные подводники - именно этим объяснялся выбор.

Общий замысел операции был изложен в приказе командира 1-й флотилии Бауэра, с которым мы познакомились при Ютланде. Цитирую:

Начальник I флотилии подводных лодок, Северное море, 5 августа 1914 г.

Оперативный приказ №1 от 5 августа 1914 г.

1. Сведения о неприятеле: будут сообщены устно.

2. Задача: атака предполагаемых в Северном море главных сил, атака всех встречных броненосных и лёгких крейсеров, последние атакуются только при благоприятной для стрельбы минами обстановке. На обратном пути атаковывать все суда, стараясь всеми средствами нанести неприятелю урон.

3. Выполнение:

а) Подводные лодки: выходн назначается 6 августа 1914 г. в 3 ч. 30 м. утра. При неблагоприятной погоде операция отменяется по радио. Места и курсы миноносцев-конвоиров см. на эскизе. Расстояние между подводными лодками 7 миль. Порядок лодок начиная от Ost: U13, U14, U15, U16, U17, U18, U9, U8, U7, U5. Выходить в обратном порядке. Первой, следовательно, выходит U5.

Курсы лодок до позиции I:

I U7 = 330° магнитн.

II U14 = 326°   »

III U15 = 322°   »

IV U16 = 318°   »

V U17 = 315°   »

VI U18 = 311,5°   »

VII U9 = 308°   »

VIII U8 = 305,5°   »

IX U13 = 303°   »

X U5 = 301°   »

Генеральный курс после прихода на позицию I - 343,5°   ».

b) Крейсера "Гамбург" и "Штеттин" прикрывают выход подводных лодок из южной гавани. "Гамбург" на пути туда производит разведку на курсах, показанных на чертеже, и передаёт подводным лодкам квадраты, в которых будут замечены непр. суда. Район поиска крейсеров по их усмотрению. Крейсерам никоим образом не оттеснять неприятеля. Наоборот, надо попробовать завлечь неприятеля на направление к Гельголанду, дабы как можно скорее произошла бы его встреча с подводными лодками.

c) Конвоиры-миноносцы идут для репетования радиотелеграмм за линией подводных лодок на флангах: S99 с восточной стороны, D5 - с западной, они возвращаются по собственному усмотрению, не позднее репетования первого сигнала о неприятеле.

4. Радиопереговоры:

Подводным лодкам не пользоваться радиотелеграфом, дабы не выдать себя. Только с приходом на позицию III после 1 часа ночи четвёртого дня операции по словесному приказанию радиопереговоры будут возобновлены.

5. На самодвижущиеся мины надеть ножи для разрезания сетей.

6. В случае тумана операция продолжается.

7. Рандеву: Гельголанд.

Подписал: начальник I флотилии подводных лодок Бауэр.

На рис.1 представлена общая схема операции, позволяющая лучше оценить немецкий замысел:




Рисунок 1 - Схема операции (кликабельно)

Перед нами - интересный пример немецких умонастроений в начале войны. Сам по себе замысел - визионерский. Масштабная многодневная операция группы подводных лодок была шагом вперёд по сравнению с идеей "подвижной обороны". Будучи первой боевой операцией такого рода, затея Бауэра заслуживает отдельного упоминания в учебниках военно-морского дела, а сам Бауэр - пионерского лавра.

Смелость Бауэра соседствует с настроениями иного толка. Немцы предполагают, что британские дозоры находятся на расстоянии не более 100 миль от Гельголанда. Тем не менее, провести предварительную разведку лёгкими крейсерами и/или эсминцами не решаются - а это намного упростило бы задачу подводных лодок. Помощь последним оказывают два "приписанных" крейсера - относительно старых и тихоходных, которые, вообще говоря, имели хорошие шансы не заманить британцев, а остаться там, где эти британцы будут встречены.

Впрочем, вернёмся собственно к плану. Стоит отметить, что это был в первую очередь план нападения на британские корабли, причём - крупные. Атаковать разрешалось только дредноуты и броненосные (т.е. и линейные, в немецкой терминологии) крейсера, в особых случаях - лёгкие. Радио можно было использовать только на обратном пути. Иными словами, разведка и сбор информации были задачами второстепенными.

Наконец, интересная оценка немцами положения линии британской блокады. Это была "хорошая оценка", по мнению Голдрика: немцы полагали, что противник выбрал для линии дозора самую узкую часть, при этом берега Норвегии на восточном фланге линии не были изрезаны шхерами и прикрыты островами, т.е. контрабандисты не могли найти там убежища. Тем не менее, как отмечает тот же Голдрик, восточный фланг такой линии был уязвим для нападений со стороны Каттегата - поэтому британцы в действительно развернули свои дозоры севернее. И - позже, к началу операции мобилизация кораблей 10-й крейсерской эскадры ещё не закончилась.

События 6-8 августа

Подводные лодки вышли в море, как и планировалось, ранним утром 6 августа, в полном составе. Гранд-Флит в это время был на севере. Утром 4 августа, в первый день войны, Джеллико вывел флот в первое крейсерство, и держался между Оркнейскими островами и Норвегией.

Занимавшая самую западную позицию U5 вынуждена была вернуться к Гельголанду вскоре после начала похода из-за поломки двигателей (Грей утверждает, что в базу вернулась U9, что, однако, не соответствует вышеприведённым приказу и схеме). Утром 7 августа дредноуты Гранд-Флита веренулись в Скапа-Флоу и немедленно приступили к погрузке угля. На 9 августа было запланировано начало перевозки Британского экспедиционного корпуса во Францию. Кроме того, Джеллико считал, что находиться на якорной стоянке до завершения организации противолодочной обороны опаснее, чем в море. Поэтому сразу по завершении погрузки угля, утром 8 августа, Гранд-Флит вышел в свой второй поход.

Впрочем, настроение у британцев было рабочее: дредноуты "Монарх" и "Аякс" отделились от флота для учебных стрельб по мишени, буксировать которую должен был "Орион". В 11.45 8 августа с "Монарха" заметили торпеду - или "торпеду". Голдрик справедливо замечает, что дредноуты находились к западу от плановых позиций немецких лодок (см. рис. 1), и, скорее всего, это была ложная тревога - а не атака U15, как пишут в некоторых источниках. Тем не менее, "Орион" и Ко щедро посыпали море снарядами противоминных пушек - что как минимум было полезно для артиллеристов.

Остаток дня прошёл в непрерывных подводных тревогах. Участвовавший в походе Дадли Паунд позже писал: "половина офицеров и матросов никогда не видела прископ [в море]. Если бы в мирное время им дали возможность его увидеть, я полагаю, ложных тревог было бы меньше". В 18.30 "Дредноут" и "Айрон Дюк" пытались таранить очередной замеченный "перископ". Это было последним значительным событием первых трёх дней немецкой операции.

Столкновение

Паунд шутил, что Гранд-Флит подвергся "атаке субмаринитов". Ранним утром 9 августа шутки кончились - британский флот въехал в завесу немецких подводных лодок. В 02.40 на крейсере "Ахиллес" почувствовали резкий запах керосина. В 05.35 "Орион" прошёл через "нефтяное пятно" и заметил пузыри воздуха, поднимающиеся на поверхность. Вполне вероятно, что один из британских кораблей протаранил U13. Так полагает и Голдрик, и немецкие авторитеты - Отто Гроос (см. места гибели подлодок на рис. 1) и Эрик Гренер. С другой стороны, Гибсон и Прендергаст утверждают - правда, без ссылки на источник - что U13 выходила на связь 11 августа и, вероятно, погибла на немецкой мине у Гельголанда. Так или иначе, лодка пропала - со всем экипажем.

Относительно судьбы другой лодки - U15 - сомнений нет. Она стала жертвой лёгкого крейсера "Бирмингем". 1-я эскадра лёгких крейсеров шла впереди флота, примерно в 30 милях. В 03.40 с "Бирмингема" заметили перископ. Крейсер попытался таранить обнаруженную лодку. В результате удара она выскочила на поверхность - что позволило британцам, помимо прочего, установить номер лодки. Познакомившись с жертвой, "Бирмингем" развернулся и нанёс второй удар, разубив подводную лодку пополам. Как и U13, U15 погибла со всем экипажем.

Теперь наличие подводных лодок было установлено достоверно. Риск стал очевиден. Тем не менее, встревоженный Джеллико оставался на позиции в течение дня 9 августа - на случай нападения немцев на транспорты в канале. Вечером того же дня Гранд-Флит, с разрешения Адмиралтейства, пошёл на новую позицию, к северо-западу от Оркнейских островов. Ну а семь не упомянутых немецких подводных лодок без приключений вернулись к Гельголанду.

Обсуждение

Общий итог операции для немцев выглядел так: из десяти вышедших в море лодок две погибли со всем экипажем; одна вернулась в базу из-за поломки, а остальные семь не смогли обнаружить целей. Второстепенная задача - определение положения линии британской дальней блокады - так же не была решена. Некоторым утешением могла быть только информация о том, что британских дозоров вокруг Гельголандской бухты нет.

Таким образом, немецкие подводные лодки заявили о себе в самом начале войны - но негромко, вполголоса. Впрочем, в лице Джеллико они нашли внимательного и благодарного слушателя: практическая демонстрация способности немецких подводных лодок действовать далеко от баз добавила ему поводов для того, чтобы быть осторожным. Стоит так же заметить, что в этой операции немецкие лодки, несмотря на отсутствие точных данных, нашли Гранд-Флит, причём нашли далеко от немецких берегов. Само же столкновение показало, что даже в августе 1914 г. надводные корабли не были бессильными, а подводные лодки - неуязвимыми. Атака на линейный флот была делом не только сложным, но и опасным.

Здесь стоит обратиться и к вопросу о несовершенстве матчасти. Исход операции едва ли объяснялся только этим: вспомним Ютланд, вспомним, что самый знаменитый участник похода, Отто Веддиген, погиб на более соврешенной U29, но в схожей ситуации. В конце концов, дизельные двигатели не решали главную, принципиальную проблему: в надводном положении лодка лишалась единственного своего достоинства, в подводном - почти ничего не видела.

Тем не менее, Голдрик справедливо отмечает, что лодки 1-й флотилии были "самим старыми" лодками Флота открытого моря. Заметим, впрочем, что это - сравнительная характеристка. "Старушка" U5 была построена в 1908-1910 гг., а U18 вступила в строй в ноябре 1912 г. По любым меркам в августе 1914 г. это были новые корабли - ровесники дредноутов Гранд-Флита, на которые им поручили охотиться. При этом с тезисом о ненадёжности и уязвимости можно согласиться: из восьми уцелевших в первой операции лодок три погибли до конца 1914 г. (U18, U11, U5), и три (U7, U8, U14) - в первой половине 1915 г. Это позволяет иначе взглянуть на "недальновидность" ретроградов вроде Альфреда Тирпица. Нежелание последнего создавать "музей подводных экспериментов"  было во многом оправдано: по-настоящему надёжные лодки появились только в 1913 г., и более щедрое финансирование строительства лодок на ранних этапах едва ли принесло бы ожидаемый результат.

Заключение

История первой операции немецких подводных лодок против Гранд-Флита - интересная иллюстрация общего вопроса об использовании новой техники и об отношении к этой технике. Скромный результат и тяжёлые потери вполне соответствовали ожиданиям ретроградов. Что соответствует общему правилу: сомнения професиональных скептиков редко бывают беспочвенными. Самой по себе новой техники недостаточно для достижения результаты, нужны и новая тактика, и оперативные и стратегические ниши, в которых достоинства новой техники могут раскрыться в полной мере. Решение этих вопросов оказывается сложным делом, требует существенных усилий и временных затрат. В случае с немецкими подводными лодками в Первой мировой их решение затянулось на два с половиной военных года.

подводные лодки, Первая мировая

Previous post Next post
Up