Шерман против Шермана

Aug 24, 2021 11:21


О ходе национальной мысли.
Read more... )

авианосцы, Вторая мировая

Leave a comment

Comments 46

andrej_kraft August 24 2021, 09:12:51 UTC
>>> у Форреста две важные пропозиции: контроль воздуха (так точнее, поскольку господство это command)

<<< может тогда подойдет "превосходство в воздухе"?

Reply

naval_manual August 24 2021, 09:16:39 UTC
Да я вот давно думаю, как с этим разобраться, но пока не получилось - и не знаю, где посмотреть.

Скажем, сравнение определений command/control of the sea с нашей терминологией даёт что-то вроде "стратегическое/оперативное господство на море". Для воздуха ещё сложнее, скажем, современный словарь американского минобороны понятие control of the air вообще не определяет, только superioriy/supremacy. И что имели в виду писавшие в 40-х, не вполне ясно.

При этом слово control выглядит удачным, но калька на русский - нет.

Reply

fat_yankey August 24 2021, 12:57:23 UTC
А есть ведь ещё dominance. И в одном документе могут встретиться все пять...

Reply

naval_manual August 24 2021, 12:58:30 UTC
Ага, его подсыпали для пущей убедительности.

Reply


ext_1568701 August 24 2021, 09:29:33 UTC
По первой паре цитат.
Не вижу, где написано, что "боевой опыт опроверг идею о том, что линкор не является современным оружием". Там написано (вольно выражаясь), что роль линкоров на ТО оказалась равнодалекой как от линейных сражений в духе Ютланда, так и считания их устаревшими. И линкоры оказались очень полезными в роли плавучих батарей.

Reply

naval_manual August 24 2021, 09:32:02 UTC
Вот так будет виднее

The disappointment of ... theorists who had confidently dismissed the battleship as a modern weapon

Reply

ext_1568701 August 24 2021, 09:40:15 UTC
Тут важна вся фраза. Он написал, что оказались неправы как те, кто считал линкор главным кораблем флота (вести линейные сражения в духе Трафальгара и Ютланда), так и те, кто списал линкор в утиль. Уточнив, что линкор очень полезен в современном бою как плавучая батарея (profoundly useful and singularly invulnerable in support of amphibious landings)

Reply

naval_manual August 24 2021, 09:55:26 UTC
>Тут важна вся фраза.

Это зависит от цели, с которой мы исследуем фразу. Я обратил внимание на прямое противопоставление, поскольку хотел подчеркнуть тезис об уязвимости оборотов типа "американцы считали". Если бы речь шла о другом тезисе, важны оказались бы другие куски или - да, важна была бы фраза целиком. Например, если бы тезис был "война опровергла все довоенные представления о линкорах".

Reply


ext_1568701 August 24 2021, 09:35:24 UTC
По второй паре.
Вообще не вижу противопоставления, кроме как на уровне "синий-голубой". Форрест пишет, что не было некоего супероружия, позволившего победить Японию. Фредерик - что все были частью "команды". Оба подчеркивают роль авианосцев в первую очередь.

Reply

naval_manual August 24 2021, 09:57:13 UTC
>Оба подчеркивают роль авианосцев в первую очередь.

Один подчёркивает отсутствие супероружия (выделенная мной фраза - первая фраза абзаца, я просто слил с парой из предыдущего), другой на наличие оного явно указывает. В принципе, конечно, можно сказать, что это - едва уловимые оттенки.

Reply


ext_1568701 August 24 2021, 09:48:04 UTC
По третьей паре цитат спорить особо не буду, тут вообще смысловые оттенки, но не могу не прокомментировать:
А контроль моря, в свою очередь, позволяет палубной авиации сконцентрироваться на борьбе в воздухе - здесь речь, очевидно, о том, что сильный эскорт надводных кораблей не делает необходимым постоянную заботу о резерве сил для удара по кораблям противника в случае чего
С равной вероятностью можно написать, что авианосная авиация, уничтожив вражеский флот в зоне операции, может спокойно заниматься перехватом самолетов противника.

Reply

naval_manual August 24 2021, 10:04:18 UTC
>тут вообще смысловые оттенки

Это вообще принципиальный и самый важный вопрос в тексте.

>С равной вероятностью можно написать

Не могу оценить вероятность, но - написать, конечно, можно всё что угодно.

Reply

oogl August 24 2021, 12:06:54 UTC
Автором нынче владеет идея о первичности завоевания господства в среде, поэтому она главная ;)

Reply


anivalmol August 24 2021, 09:59:10 UTC

Все рассуждения адмиралов про господство авиации на море основаны исключительно на прогрессе авиационных ДВС.
С мощностями до 700-900 л/с ни о каком домирировании палубной авиации над флотом не могло быть и речи.
Исключительно разведка и ни шага в сторону ( палубная из-за непреодолимой сложности посадки гидросамолетов в открытом море)
Причем путь роста мощности от 400 до 900 л/с занял порядка 15 лет ( 1918 - 1933 гг) и в силу банальной логики следующее удвоение мощности приходилось ждать на время после 1948 года.
Кто мог предположить, что уже к 1939г выйдут 1500-2000 сильные звезды давшие палубной авиации второе дыхание.

Reply

naval_manual August 24 2021, 10:16:16 UTC
Это вообще был сложный процесс даже на чисто техническом уровне. Вот, например, есть такая ремарка:

In the delicate balance of interactions it is noteworthy that the greatest swing factor in the battleship versus carrier issue may have been the actual performance of the newly introduced technology of radar. If it had proven more effective in directing heavy AA guns [or if, as others have said, the proximity fuze had come along a few years sooner], the effectiveness of tactical strike aircraft might have been largely neutralized. If it had been markedly less effective for early warning and fighter direction, carrier vulnerability might have been too great to bear. In either case, the fleet would have been dramatically different in 1945.

А так - да, конечно, в 1939-1941 гг. произошёл скачок в возможностях самолётов. А новые линкоры опоздали - буквально на два-три года.

Reply

antonkachinskiy August 24 2021, 11:55:39 UTC
А так - да, конечно, в 1939-1941 гг. произошёл скачок в возможностях самолётов. А новые линкоры опоздали - буквально на два-три года.
Ну вот и один из важных плюсов - авианосец куда проще оснастить новыми самолетами, чем линкор - новыми пушками...

Reply

naval_manual August 24 2021, 12:26:36 UTC
Теоретически вроде как бы и да, практически - возникали самые разные проблемы, с высотой ангаров, с размером подъёмников и пр.
И в итоге "Лексингтон" против "Эссекса" - примерно то же самое, что "Мэриленд" против "Айовы".

Reply


Leave a comment

Up