Купить бесплатное

Jun 10, 2019 09:04


Вопросы Пёрл-Харбора.

В комментариях к предыдущей записи возникло несколько вопросов по поводу Пёрл-Харбора, ответить на которые надо - и лучше сделать это так, в отдельной записи, ибо вопросы задавали разные люди, и вопросы при этом похожие. Для начала: речь о том, что "Гавайская операция" едва ли заслуживает однозначной оценки. Именно и только об этом. Эту операцию едва ли можно назвать "чистой победой" так же, как и "безусловной ошибкой". Но, поскольку второе не так очевидно, ниже я приведу аргументы в поддержку сомнений относительно этой операции.

Материальный результат

В декабре 1941 г. линейные силы Тихоокеанского флота состояли из 9 линкоров, сведённых в 3 дивизии. Из этого числа 8 кораблей находились в Пёрл-Харборе ("Колорадо" проходил ремонт и модернизацию в Бремертоне). Описывать судьбу линкоров в Пёрл-Харборе в подробностях я не буду: с одной стороны, это известно, с другой - сроки возвращения повреждённых кораблей в строй определялись не только тяжестью повреждений, но и объёмом модернизаций, которые были совмещены с ремонтом.

Так, или иначе, в начале марта 1942 г., спустя три месяца после атаки, в составе TF1 - линейных сил Тихоокеанского флота - числилось 7 линейных кораблей: "Колорадо", "Мэриленд", "Теннесси", "Пеннсильвания", "Айдахо", "Миссисипи", "Нью Мехико". И, как отмечает Дэвид Фукэа в замечательной статье, качественно TF1 уже в это время было сильнее, чем в декабре 1941 г.

Это не значит, конечно, что атака на Пёрл-Харбор совсем не сказалась на составе линейных сил Тихоокеанского флота США - однако влияние это было кратковременным ограниченным. Что ещё важнее - атака сравнительно слабо повлияла на плановый состав TF1. После того, как на смену "Плану Оранж" (война США против Японии) пришёл "План Рэйнбоу" (участие США в мировой войне на два фронта), плановый состав TF1 изменился: если до того в распоряжении Тихоокеанского флота должны были числиться все 12 "стандартных" линкоров, то с 1940 г. это число уменьшилось до 9 (более того, в 1941 г. Рузвельт предлагал уменьшить это число до 6, и только отчаянный протест незадачливого адмирала Киммела заставил его отказаться от идеи).

Иными словами, через три месяца после Пёрл-Харбора Тихоокеанский флот теоретически мог выставить в поле 7 линкоров - без атаки их было бы 9. Как бы парадоксально это не звучало, удар по Пёрл-Харбору ослабил в первую очередь линейные силы Атлантического флота США - "Айдахо", "Миссисипи" и "Нью Мехико" возвратились на Тихий океан из Атлантики вскоре после начала войны. Впрочем, "потери" Атлантического флота более чем компенсировались недавно вошедшими в строй новыми линкорами (просьбы Киммела прислать их на Тихий океан услышаны не были). Таким образом, Пёрл-Храбор можно назвать чувствительным, но отнюдь не сокрушительным ударом по американскому линейному флоту.

Сказка о купленном времени

Впрочем, ключевым аргументом "за" Пёрл-Харбор является аргумент временной - комментаторы отметили, что японцы купили себе полгода спокойствия. Это так же не совсем верно. Не совсем японцы и не совсем купили.

Для начала - о причинах реального бездействия TF1 в 1942 г. Таковых причин было две. От активного использования линкоров в Мидуэйской операции Нимиц отказался из-за дефицита эскортных кораблей. От передислокации в Пёрл-Харбор (а TF1 в 1942 г. базировалось на Западном побережье) и активного использования в первой части Гуадалканальской кампании - из-за дефицита танкеров. Обе причины - всё то же следствие "многоцветности" войны. Дефицит эскортных кораблей объяснялся переброской сил в Атлантику (в 1939 г. Тихоокеанскому флоту было "положено" 67 новых эсминцев, в 1940-1941 гг. - только 41). Дефицит танкеров - во многом результат действий немецких подводных лодок.

Не менее интересны и реальные довоенные планы действий Тихоокеанского флота. В соответствии всё с тем же Rainbow 5, перед Тихоокеанским флотом стояли в основном оборонительные задчи - отвлечь часть японских сил от "прорыва Малайского барьера" рейдами, прикрывать важные позиции в восточной части Тихого океана, вести борьбу на коммуникациях. Начало решительного контрнаступления - в виде атаки на Маршалловы острова - было намечено на день М+180. Иными словами, американцы не собирались начинать масштабного контрнаступления в течение того самого полугода, который японцы "выиграли" атакой на Пёрл-Харбор.

Эти полгода японцам снова купили... немцы: в соответствии с версией Plan Orange 1934-1937 гг., захват Вотье должен был состояться в М+32, на М+75...85 намечалась атака на Трук, к М+180 Трук уже должен был быть оборудованной американской базой. Впрочем, эти сроки, по логистическим соображениям, поплыли в 1938-1939 гг. - когда на М+180 намечалась атака  Трука - ну а с переходом к "многоцветной" войне атака Трука вообще была отложена на неопределённое время.

При этом Тихоокеанский флот в целом действовал по плану Rainbow 5 - за вычетом той самой атаки на Маршалловы острова. Рейды и борьба на коммуникациях имели место, и сдерживающее влияние на японские операции они оказывали. Что было бы, не будь атаки на Пёрл-Харбор? Всё тот же Хазбенд Киммел, понимавший, что от него будут ждать аткивных действий, не смог предложить ничего лучше планой авианосных рейдов на Маршалловы острова, единственным отличием которых от реализованных на практике было то, что к северу от островов, на почтенном удалении, должны были сосредоточиться корабли TF1.

Киммел полагал, что так он сможет выманить Ямамото на решительный бой - Эдвард Миллер в своей книге (из которой и взята большая часть приведённой выше информации) справедливо замечает, что идеи Киммела были во многом похожи на идеи Ямамото при планировании Мидуэя (другим вариантом втягивания японцев в решительный бой было использование Уэйка в качестве приманки). И тот же Миллер отмечает, что если по исходному плану американское контрнаступление должно было начаться через полгода после начала войны, то на практике это случилось спустя 8 месяцев, в начале августа 1942 г.

Упущенная возможность и корни катастрофы

Таким образом, утверждение о существенном влиянии атаки на Пёрл-Харбор на оперативную обстановку на Тихом океане так же может быть поставлено под сомнение. Влияние, с одной стороны, не очевидно - и, с другой стороны, изменение американских планов в 1940-1941 гг., и реальные действия в 1942 г. во многом определялись изменением общей стратегической обстановки, необходимостью активного участия в боевых действиях в Атлантике.

Можно назвать иронией - или пардоксом - тот факт, что идея атаки Пёрл-Харбора родилась у Ямамото в 1941 г. - как раз тогда, когда актуальность "сдерживающей" атаки пропала. Между тем, сдерживающая атака как таковая противоречила общей стратегии японцев, основной идее, которую они разрабатывали на протяжении предыдущих тридцати лет.

Трудно сказать, решились бы американцы на наступление в центральной части Тихого океана летом 1942 г., не будь атаки на Пёрл-Харбор. С одной стороны - очевидно, что такое наступление было проблематичным в первую очередь из-за дефицита танкеров, во-вторую - из-за дефицита авианосцев. Но, так или иначе если бы американцы решились на наступление, или просто настойчиво предлагали японцам генеральное сражение - шансы японцев на "вторую Цусиму" были бы куда выше, чем их же шансы летом 1944 г., во время Марианского сражения, и даже в ноябре 1943 г., во время операции "Гальваник". В первую очередь потому, что и летом, и осенью 1942 г. противовоздушная оборона американского флота была далеко не так хороша, как спустя 1,5-2 года, и сражение вблизи вражеских аэродромов грозило поражением.

Между тем, "вторая Цусима" была единственным решением, дававшим японцам шанс на победу в войне. Сам Ямамото держался этой точки зрения. Причём он считал, что сражение нужно дать как можно раньше. Именно эта идея привела к дроблению сил "Кидо Бутай" и первой неудаче в Коралловом море - Ямамото не хотел тратить время и силы на "второстепенные" действия, и когда его заставили поддержать операции в юго-западной части Тихого океана, он неохотно выделил часть сил. Эта идея обернулась Мидуэйской катастрофой. При этом сам Мидуэйский план родился из-за того, что после Пёрл-Харбора американцев нужно было выманивать на генеральное сражение. Между тем, планы Киммела (и МакМорриса), составленные в 1941 г., указывают на то, что без "превентивной атаки" американцы сами, скорее всего, согласились бы на сражение в начале войны. Таким образом, атака противоречила основной идее самого Ямамото, и общей японской стратегии ведения войны.

P.S. О везении. В текст не "ввернулся" ещё один известный аргумент: о том, что американцам повезло, а японцам не повезло - потому, что в день атаки в Пёрл-Харборе не было авианосцев. Всё так, уничтожение авианосцев лишало американцев эффективных "рейдерских" сил. Но подобное невезение было заложено в самом плане операции. И сложно назвать хорошим план операции, который разваливается из-за ожидаемой случайности.

авианосцы, Вторая мировая, линкоры

Previous post Next post
Up