В Голландии под парусами в конце сезона

Sep 06, 2015 14:44

И так, после долгих перепитий с набором и недобором экипажа, после сомнений состоится-ли вообще Голландское приключение, мы весёлой и разношёрстной, отчасти даже не знакомой командой отправились в приключение, в рай старых лодок и новых знакомств.
Команда:

Я (в роли капитана)


Денис (в роли матроса)


Сова (в роли Совы)


Рома (в роли рулевого)


Игорь (в роли кока)


Приключение состоялось, было красочным, вкусным и интересным.

Что было предлогаю прочитать под катом:

Приём лодки
Чартерная компания Yachtcharter Lemmer держит свои лодки в разных портах и маринах. В подтверждении бронирования лодки указывают адрес порта, где швартуется лодка. Наша Фея находится в Марине AlaMer, куда мы приходим пешочком от автобусной остановки. Марина не большая, лодка находится быстро, но вот офис пришлось поискать - за содержание отвечает меньшая компания, MarinaPark.nl.


Там меня встречает круглый жизнерадостный немец, проводит короткий инструктаж про местных пиратов (кроме шуток) и идём принимать лодку на борт.


Дело немного осложняется тем, что все документы на Голландском или Немецком. Из предложенных Немецкий оказался ближе, но пришлось часть вещей подучить на месте. Чувак долго прикалывался, мол подписывай, нечего учить мне тут языки, но дело и в моём темпе не заняло и часа. Лодка в порядке, заселяемся, загружается и идём в город. Перекусить и закупиться провиантом. Сели в кафе на берегу канала, заказали еды и пива. После долгой дороги жизнь налаживается! Поели, закупились и отвалились на отдых.

Леммер-Маккуум
Первый переход похода. В нём привыкаешь к лодке, окрестностям и к команде. Выходим примерно вместе со всеми окружающими, но не с самыми ранними. Лодок много, движение напоминает Аялон в середине дня. Паруса ставятся как только позволяет ветер, так что в каналах и протоках часто навигация только на парусах. Необычно и интересно. Пристраиваюсь в кильватере соседа, одновременно ставим паруса. вдруг вижу, товарищ делает резкий манёвр, разворачивается на 90 градусов и на больших оборотах сваливает в сторону. смотрю на эхолот, глубины 10см под килем. Повторяю манёвр и ухожу к центру фарватера. Винт поднимает со дна ил, радуюсь, что не сел на мель, потом проверяю по карте, не обозначено, видимо новый нанос. Приходу в себя, это не Греция с Турцией, здесь дела серьёзнее. Встраиваюсь в движение после инцедента и внимательно слежу за фарватером. Ветер свежий, как становлюсь в бэйдевинд и Фея легко скользит по спокойной воде озера. Волны нет, благодать.


Выход из Лемера вдоль большой мели, обозначенной жёлтыми буями. По словам агента, сдававшего лодку - абсолютно абсолютно ноу-гоу. Нам туда и не хочется, хоть местные с меньшей осадкой лихо срезают углы за буями. Настраиваем паруса, немного гоняемся с соседями по фарватеру. Скоро движение немного рассеивается и мы резвенько движемся к бую почти в центре озёра, где нам делать поворот.
На буе тесно. Дело в том, что по хорошей погоде многие гоночные команды тренируются, используя латеральные буи в качестве маршрутных. Мой поворот это с правого бэйдевинда на левый бакштаг. Все, кто делает такой манёвр (нас три или четыре таких лодки) резко теряет скорость и в нашу группу буквально впиливается толпа гонщиков, идущих левым крутым бэйдевиндом. Толчея страшная, хоть заводись. Мотор решение не спортивное, спортивное выйти оттуда ровно по ветру - уваливаюсь, переводим стаксель и на бабочке выходим на простор.

Маккуум.
На самом входе в Маккуум расположена большая марина, по соседству с кемпингом для караванов. Захожу в марину, кручусь, ищу гостевой причал. Спрашиваю где он, меня направляют... Всё-бы хорошо, но смущает расстояние до города - не добраться. Решаю, что времени много, максимум вернёмся, и иду по протоке в сторону городка, вернее даже деревни.


Там привязываюсь на свободный пирс. Прохожие сообщают, что привязался я к автобусной остановке, показали портовый офис у моста и посоветовали просто найти подходящее место у нормальных причалов и оплатить в кассе. При оплате приключился забавный диалог: Спрашиваю нет-ли у них вай-фая? - нет, отвечают, общайтесь друг с другом!

Из Маккума в Харлингем
Вышли по традиции не рано, около 10
Снова удивился, что в Голландии паруса ставят прямо в марине, вышел с причала и вперёд. Движение довольно активное, но все справляются.


Вышли сразу по направлению к шлюзу, там близко.
Стали к стенке, привязались носом, флюгером, благо ветер был в аккурат от причала, так что практически не мотало. Думал максимум включу мотор удержаться на месте, но не пришлось.
Зажёгся зелёный и все ломанулись. Самые резвые из ожидающих отдали швартовы, пока проходящий мимо встречный поток лодок рвался на волю.
Зашли, привязались к стенке. На нас вторым рядом навязались какие-то весёлые немцы. Привязались так высоко, как смогли, потом всё равно перевязывались повыше.


После шлюза разводной мост. Здесь уже никто не вяжется, так, дрейфуют в ожидании открытия прохода. Мост поворотный, очень прикольно.


Зажёгся зелёный, и все ломанулись наружу. В Вааденском море фарватеры очень узкие, движение сразу разделилось на тех, кто идёт в сторону Ден Хелдер или о.Таксель и на тех, кто в сторону Харлингена и более северных островов. Мы присоединились ко вторым.
Тут я делаю стратегическую ошибку, ставлю паруса. Ветер примерно в морду на коротком перегоне, а потом на чуть более длинном как раз подходящий для острого курса.
На этом меня из толпы выделяет местная полиция, забирается чувак на борт и просит документы. Причём только личные, на лодку им не надо, хотя как меня предупредили при выходе могут проверить и оборудование по полной. Потрындели с проверяющим, пока тот листал документы.


Удовлетворился правами для всех Израильтян, но у Российских членов команды потребовал паспорт - проверял печати и визы. Зачитал по связи фамилии, получил ОК.Всё это время иду под парусами и парюсь, мол надо делать поворот скоро, фарватер заканчивается. В какой-то момент у полицейского, оставшегося на своей лодке, глохнет мотор. Он возится с ним, я иду дальше. У меня озарение. Ложусь в дрейф (не надо переводить паруса) и как раз сваливаюсь на уже справившегося с неполадкой служителя местного правопорядка. Товарищ манёвр оценил, и к слову добавил, что едет через неделю в наши палестины - греться. Поржали, что мы сюда как раз прохлаждаться пришли. В общем всё оказалось в порядке, нас отпустили дальше с напутствием, мол против прилива и ветра будете долго лавироваться. Так и получилось.

Лавировались долго и с приключениями. Пару раз замешкался с поворотом и уже против ветра сел килем на мель. Снялся мотором. А вот в третий раз было хуже. На линии буёв командую поворот (глубина 1.1 под килем, там везде так) скорость 7 узлов. Посреди манёвра кренюсь под ветер и встаю намертво. Сразу командую распускать паруса, бегу проверять болты. Трюм сухой, Немцы строить умеют. Завожусь, пытаюсь дать назад. Держит мёртвой хваткой. В голове снова прокручиваю весь сценарий, слегка паникую внутри. Садился на повороте, значит зашёл с боку банки. Пробую подрулькой, меня поворачивает. Плюс, думаю, прилив, значит пока думаю меня на несколько сантиметров поднимет. Ну и в дополнение всему стою острым курсом к ветру. Командую набить паруса на дрейф, лодку кренит, подрулькой разворачиваю в пол ветра и снимаюсь. Ухожу по ветру в сторону бакена, по линии между ними. Правда не обошлось без потерь, лаг начал врать на не определённую величину, теперь показывает 0.

Харлингем.
Пришли в Харлингем после обеда уставшие но довольные, 10 миль лавировались против ветра. Быстренько перекусили и народ отправился в город гулять, я остался работать.


Поработал в центре города, красиво и уютно.


В какой-то момент перебрались тусить в местный кофешоп. Народ употребил, сыграли в партию на бильярде и на футбольном автомате. Поточили лясы с местным армянином, который здесь уже лет 15 тюнит машины.
После кофешопа Игорь с Ромой отвалились, а я с Совой и с Денисом пошли добиваться пиффком. В процессе пробило на жрачку. Кухня закрыта, но с потолка бара свисали аппетитные охотничьи колбаски. Пошли на ура. Как ни странно, в счёте из семи сьеденных колбасок оказалось три. Может скидки у них такие припозднившимся клиентам, а может ничего и не было?

Харлингем-Ден Хельдер
Вышли поздно, пока проснулись после весёлого вечера, пока сходили в супермаркет воссполнить недостающий провиант почти наступил полдень. В Харлингеме мост в город разводят два раза в час, в круглые 25 и 55 минут каждого часа. Попали на 11:25. Аппогей прилива в пол первого. Получилось хорошо, в пол ветра и на приливе дошли до шлюза за два часа, там увалились на Ден Хельдер и пошли на гребне отлива. Шли ещё три часа при средней скорости по земле больше шести узлов - три течения и три-пять от ветра. В какой-то момент начался дождик, усилился ветер и из обложной облачности начало громыхать. Видимость ухудшается, идёт дождь, из тумана выплывают рыбацкие траулеры, отовсюду слышатся звуки туманных гонгов... Идём 8 узлов при встречном ветре и попутном течении. В какой-то момент в тумане показывается берег с мельницей, о. Тексель. Значит время уваливаться и брать курс на Ден Хельдер. Огибая очередной бакен обращаю внимание, что отлив сменился приливом. Теперь течение встречное, те-же 3-4 узла. При выходе, мужик предупреждал, что при не удачном времени захода в пролив между Ден-Хельдером и островом Таксель можно или не зайти или выскочить в северное море и не заметить. Действительно, течение настолько сильное, что те две мили в проливе приходится ийти курсом на 20 градусов севернее нужного, что-бы попасть в порт. На входе течение меняет направление и становится попутным, соответственно в порт лодка влетает, убавляю обороты и осматриваюсь. Заходим уже в сумерках и остатках дождевой дымки. Военная часть порта выглядит расплывчатой, видны только огромные неподвижные силуэты. Прохожу мимо, секунду сомневаюсь в какой шлюз заходить и продолжаю по длинному маршруту. Проходим мост, потом шлюз и попадаем в город. Швартуемся к первому похожему на марину месту.
На будущее записываю: в Ден-Хельдере швартоваться в музее - и вход ближе и место более обжитое и просто клёво.


Ден Хелдер
Пришли поздно. На пристани с надписью "что-то там водный спорт" швартуюсь. На крыльцо близлежащего строения вылезает какой-то мужик на нас посмотреть, и поняв, что швартуемся, пришёл знакомиться. Оказался барменом клубного бара. Сообщил, что в клубе никого нет, но бар открыт. Он-же милостиво выдал код от душевой кабинки и сообщил, что оффис откроется то-ли в восемь, то-ли в 10 утра.
После длинного перехода поужинали и отрубились.
С утра за завтраком нас пришла поприветствовать местная девочка с кудрявой причёской повышенного обьёма. Представилась Харбор-мастером и пригласила в оффис. Выяснилось, что по традиции пришвартовался я чуть-ли не на автобусной остановке, но "не страшно, до 12 автобусы не ходят". По плану шли в морской музей и обязываться уйти до 12 очень не хотелось. Перешвартовка заняла 3 минуты, кто-то из команды даже не понял, что произошло - выходит наверх с намерением дойти до клубных удобств, и недоумевает куда делся домик.
После завтрака пошли в морской музей. Вернее сказать музей Королевских ВМФ Нидерландов. Среди интересного в музее стоит подводная лодка середины 20 века, минный тральщик и пассажирский пароход.


Из прочего история местного судостроения и технологий, много интерактивных стендов и игрушек, всё-таки рассчитан и на детей.

Ден Хельдер-Таксель
Вышли около четырёх. Решил пройти через тот-же шлюз, что и при заходе. Пришёл, стал к стене ожидания. Через пол часа надоело, стал звать шлюз по VHF - ноль на массу. Послал ходока проверить, что-как. Ходок вернулся ни с чем. За это время на стенке обнаружил кнопку. Оказалось интерком связи с диспетчерской шлюза. Поговорили, шлюз закрыт до восьми вечера. Пошли к другому. В итоге сожгли час.
По дороге к другому мост, под стенкой таки снова кнопка. Для верности перевёл, что там написано - оказалось надо нажать на кнопку, что-бы развели мост. Сработало минуты через три.
На следующем шлюзе по новопреобретённой привычки пошли искать кнопку. Как ни странно кнопка не нашлась. Попытка просить у прохожих успехом не увенчалась, благо за этим шлюзом таки следили, нас заметили и открыли ворота.
Вход в шлюз при 25 узлах попутного ветра. Шлюз короткий, плюс попутное течение. Чуть замешкались привязаться и тут-же всякими не правдами оказались у противоположной стенки. Успели подставить кранцы и отработать мотором. Тут чуть сложно, работать приходится на больших оборотах, сильные ветер и течение. У этой лодки сильный заброс кормы, так что приходится и учитывать и пользоваться. В итоге привязались наветренным концом к стенке. Оператор тоже не сильно терпеливый оказался, в процессе манёвров начал закрывать входные ворота. Тут может и хорошо, прикрыл от ветра и течение остановилось.

Тексель
Дошли быстро. Благо близко, всего 7 миль, причём в пол ветра и по приливу. Вход в марину очень узкий. Единственное из встреченных мест, где стоит знак, что вход в гавань под парусами запрещён. И по делу. очень узкий проход, тесно, но места есть. При швартовке небольшой лодки с ветром в борт очень быстро падает нос и подрулька не спасает.
Марина ухоженная, современная. Особенно контрастно выглядит на фоне несколько заброшенного индустриального Ден-Хельдера. В марине кроме офиса и супермаркета есть отличный бар с местным пивом и не плохой кухней, шикарная детская площадка, спорт-площадка а так-же пункт проката велосипедов. Можно взятьв велик и покататься по острову. Жалко, что пришли поздно.
Зато пиво распробовали сразу, а с утра ещё и на борт прикупили.
Среди интересных гаджетов, на двери офиса марины есть ящик с конвертиками - самообслуживание. Заполняешь детали лодки, запечатываешь деньги в конверт, на нём есть формула рассчёта, и опускаешь в почтовый ящик.

Тексель-Енкхаузен
На выходе из Текселя стоит табло с текущими метеоданными, красиво и удобно. Выходим в море, ветер 4-5 баллов, NW. Плюс вышли пока прилив ещё не совсем закончился, с рассчётом прийти к шлюзу по течению. Так и вышло.
Шли от пол ветра до бакштага всю дорогу, кроме маленького кусочка при выходе, пока искали нужный форватер. Там получилось чуть возьни с рифлением парусов, поскольку скручивали без нагрузки и при сильном ветре раскрутилось больше требуемого. Плюс в середине пролива лодка картинно стала против течения, ветра 20 узлов, курс острый, глубина 20 метров, скорость 0. Картина маслом, посреди пролива торчит лодка рядом с буём. Да и ещё не увалиться (там буй и дальше мель) ни привестись (скорости нет). Включил мотор и вышел из ступора, благо долго так ийти не надо было, просто попали в самый центр событий.
К доку пришли быстро, 10-12 миль по форватеру за два часа. В ожидании дока "пробка" из трёх судов: наша красавица Фея и два трёхмачтовых местных швертбота. Покрутились перед входом, но ветра много, решил привязаться. По привычке привязался флюгером, подошёл носом, завязался и дальше отруливал. Ветер чуть сменился и пришлось довязать и кормовой.

Прошли мост, потом сквозь отстойник к шлюзу.
Первый швертбот зашёл на красный. Притормаживаю, мол не хорошо, меня обгоняет второй и орёт что-то типа "ты чё, не видишь, красный! Куда прёшь!?" а сам по газам. Ну и ладно, шлюз хоть и узкий, но места хватило. В этот раз без эксцессов с течениями.


Тут, опять замечу, что у Голландцев есть привычка поднимать паруса при самом выходе откуда угодно. Ещё до выхода из каналов или марин. Тут-же и я по привычке поставил паруса на обгоне швертбота. Не учёл одного, он большой и я под ветром. Опять конфуз, зато потом разошлись и понеслись под полными парусами в свежий ветер. Рома взял штурвал и я чуть потягал верёвки. Пошли от 6 до 7 узлов бакштагом.

При заходе сделал два не удачных подхода к топливному терминалу. Когда-таки привязался, подошёл мужик, распределяющий места, спросил надо-ли место на ночь и после положительного ответа выдал слот на просторе и для в двое большей лодки. Далеко конечно, зато швартоваться легко.


Очень хорошая марина и не дорогая.

Енкхаузен
В Энкхаузен пришли засветло, даже в городе жизнь не успела затихнуть. К слову, в провинциальной Голландии всё, кроме кабаков, закрывается в пять. Есть супермаркеты до восьми-девяти, но это скорее иссключение.
Энкхаузен красив. Старые здания, костёл, мельница. Ходишь как по этнографическому музею, только всё живое и настоящее. К слову этнографический музей здесь тоже есть, стоит целых 15 евро с носа. Там даже козы на лужочке пасутся. Красота!

Енкхаузен-Леммер
В Эйнхаузене чуть подвисли. Вполне осознанно, надо было поработать да и делать дневной переход было довольно напрасно. Тихо спокойно потусили, я чуть поработал. Денис вдруг обнаружил, что до Амстердама ехать чуть ближе и быстрее, чем из Лемера и с нашим выходом в море ушёл сухопутно. Ну и ладно, увидимся в Амстердаме. Вышли в море в два часа дня. Пути 20 миль, попутных 10-15 узлов ветра. Сначала открыл только стаксель, пошли 3.5 узла. Шли красиво, с севера надвигался атмосферный фронт с дождём, параллельно курсу. Гадали в какой просвет между дождей попадём или в какой из дождевых кластеров.
В какой-то момент понимаю, что идём медленно, надо ставить грот. Грот закрутка это модерн, это модно и иногда удобно. Но ставить в 15 узлов ветра закрутку может быть не тривиальной задачей. Дело в том, что когда выходит часть паруса и её чуть набивает ветром, она протягивает за собой следующую складку, которая заканчивается чуть выше и выходит в щель... Парус клинит и перекашивает, потомучто ветра достаточно, что-бы вытянуть нижнюю не заклиненную часть и раскрутить верхнюю в обратном направлении. Оказывается такое возможно. Алгоритм распутывания: смотать c большим натяжением и размотать обратно. Строго против ветра, трюк с набрасыванием воздуха стакселем на острых курсах не сработают из-за геометрии щели.
Пока разматывали паруса нас догнал фронт. попали между дождей и полюбовались на картину облачной дороги, заканчивающейся дождём с обеих сторон. После фронта потеплело. Еще час по ветру и мы на входе в Леммер. Для тренировки скрутил таки грот без мотора, даже не теряя скорости. При 3-4 баллах ветра можно умудриться. Под стакселем дохожу до входа в нужный канал, там завожусь и сматываю паруса. Тут главное не привыкнуть.
Швартовка с боковым ветром в 4 балла. Лодочка маленькая, сносит быстро. Первый подход сделал слишком медленно, не вписался между швартовочными столбами и пришлось разворачиваться в узком проходе. При втором подходе дал больше оборотов и зашёл без проблем. В общем при сильном ветре полицейские развороты рулят.

Вот и всё, закончился последний переход этого похода. Закончился внезапно. Даже слегка грустно.


ЗЫ. Фотографии не мои, спасибо экипажу за фотодокументацию похода.
Много фотографий в альбоме у Дениса и Игоря

Поход по голландии оказался очень насыщеным и интересным. Много швартовок, достаточно ветра, шлюзы, мосты, классические парусники среди современных яхт, старые и современные города, деревни, вертяки и мельницы, дивные марины, местное пиво и ночёвки в центре города.
Все, включая случайных знакомых и таксистов спрашивают, выйдешь-ли снова в Голландии в море? Ответ однозначный - ДА, вернусь с превеликим удовольствием.

под парусом, море, путешествие, Голландия

Previous post Next post
Up