Поддавшись чтранному минутному желанию, посмотрел еще один довольно известный перестроечный фильм.
Меня зовут Арлекино (1988). Давно уже было намерение посмотреть этот перестроечный фильм, который в интернетах часто называют сильным достойным, типа криминальная драма про позднесоветских гопников с износом в конце. Но лказалось, что это какая-то мура и унылая мелодрама. Главный герой, носит странное погоняло Арлекино.
Click to view
Он происходит из самой что ни на есть простой рабочей среды, эивет в коммуналке, учится в путяге и то ли работает на железной дороге, то ли просто там помогает, с такими же гоповатыми подростками. У друзей Арлекино всех погоняла более четкие: Костыль, Панама и так далее, но при этом всех героев, которым, как оказывается ближе к концу фильма, по семнадцать лет, играют какие-то актеры под тридцать и за тридцать, даже никак не загримированные и это выглядит как-то дико, не настолько дико, как Козловский в том новом российском фильме про гопников, но тем не менее. Отца у арлекино нет, только мать, но он не приблуда и не прицеп разведенки, даже перестроечное кино до такого еще не дошло, его отец просто погиб, на той же железной дороге. Большую часть фильма Арлекино и его кореша страдают откровенной хуйней: шляются по каким-то дискотекам, состригают хаеры хиппарям, немного качаются поют друг другу какие-то бардовские песни и просто пиздят ни о чем, В общем, насколько я понимаю, авторы вдохновлялись скорее люберами, чем гопниками. Причем эти пацанчики из явно неблагоприятной среды показаны какими-то неждоделанными интеллигентами, которые все время рассуждают о бренности бытия и читают стихи. В фильме есть какой-то бомжеватый дед-пердед, который всем рассказывает собственные стихи, то ли на бульбашском, то вообще на молдавском или типа того, я плохо их различаю, но даже остальные герои понимают дедеа с большим трудом. В общем, сразу заметно, кто это снимал и для кого.
Вообще, 1988 для советского кино год поворотный и роковой, с него по-моему и началось настоящее перестроечное кино, потому что цензуру отменили еще в 1987, но фильмы же мгновенно не снимают, ну а с 1988 попкло свободное самовыражение тварцов за государственный счет (хотя есть теория, что перестроечное кино началось вообще чуть ли не с 1983, но это по-моему какая-то конспирология уже). В любом случае вот эта перестроечная атмосфера убогого советского быта и разброда и шатания показана исчерпывающе, эффект чего усилен тем, что все вктеры похожи на каких-то обрыганов. Это в восьмидесятые же подросло уже последнее многочисленное поколение урбанизированных детишек, перед наступлением демографической кататрофы, которые уже не хотели идти на работать на завод, а хотели красивой жизни, ахтерами там быть, или с компуктерами водиться. Все это было прекрасно продемонстрировано в монологе какой-то чиксы, которая рассказывает Арлекино, как ей не хочется жить рабочей жизнью и по какую-то свою подругу, которая поехала в Москву поступать на актерское, но ее там пустили по кругу и все равно никуда не взяли. Ну правильно, на хуй в Москве провинциальные шлюхи, там своих хватало и хватает.
А сам Арлекино больше всего ненавидит советских мажоров, типа им все просто так досталось по праву рождения, потому что один такой увел у него возлюбленную, которая оказалась шлюхой. Причем именно что шлюхой, потому что этот мажор ее силой никуда не затаскивал и не принуждал, она просто захотела красивой обеспеченной жизни. Но потом ей эта жизнь разонравилась и она решила вернуться к Арлекино, который с горя от стихов перешел то ли к нюханью клея, то ли это у него просто такие игры с аутоасфиксией, я не понял. Мажор этот показан тем еще куколдом, то эта шалава при нем по телефону явно с бывшим разговаривала, то вообще ушла, а он долго пытался ее вернуть, хотя, конечно, не таким куколдом, как Арлекино, который эту прошмандовку простил и снова стал мутить с ней любовь. Нет, это, конечно, очень жизненно, именно так примерно у такой публики все и проходит, был у меня один знакомый, уже давно, к счастью, бывший с похожей историей, у него тоже девушка шлюхой оказалось, а он все никак не мог с ней расплеваться. Ничего такого драматичного, как в фильме, с ним не произошло, вместо этого он просто ебанулся и уверовал, что девушка его стала шлюхой из-за партии "Единая Россия", как он там сейчас не знаю, да и не интересно.
Но вернемся к Арлекино и его шлюхе, вся эта унылая дурацкая сопливая любовная линия в итоге закончилась плохо, потому что это же перестроечное кино. Сначала Арлекино кто-то конкретно поломал одного из его корешей, причем я так и не понял, кто именно, то ли эти мажоры, то ли какие-то нефоры из-за чего они устроили драчку с какими-то патлачами, то виновными, то ли нет. Ну а потом наступил финал, содержание которого я знал и надеялся на что-то более внятное, но зря, Арлекино и его шалаву просто посадили в какую-то шоху, вывезли за город, где Арлекино заломали, а этот мажор-куколд у него на глазах изнасиловал его шалаву. Причем износ вообще никакущий, уровня постановки провинциального ТЮЗа, хуже, чем в легендарном шытдевре Джигурды, впрочем, там и весь фильм снят на уровне провинциального ТЮЗа, скажем честно. Изнасилованная шалашока закатила истерику и сказала, что не хочет больше жить, Арлекино тоже не хочет и они ушли в туман, видимо, вскрываться, потому что это все-таки как-никак советское кино, пусть и периода распада и деградации, потому тут все должно быть с претензиями на глубокий смысл и фейлософию. А в последних кадрах фильма еще и этот дед-пердед с какой-то юродивой девочкой стал опять свои стихи буровить, чтобы было еще больше неоднозначностей и глубины.
Отдельно отмечу, что вся местная драма выглядит максимально нелепой и не понятно, где здесь возмущаться несправедливостью и беспределом. Девка эта сама шлюхой стала, добровольно продавшись, потом решила кинуть этого мажора, а сам Арлекино вел себя с ним максимально по-хамски, ну и чего они, спрашивается, ожидали, пусть скажут спасибо, что вообще не порезали. Если ты пьешь с ворами, то опасайся а свой кошелек, а если мутишь "любовь" со шлюхами, то не удивляйся, что в итоге все это закончится плохо, во всех смыслах.
В общем, не криминальная драма, а какая-то тоскливая постная перестроечная хуйня.